Глава 2. Практическая часть. Введение……………………………………………………………………2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………2

Глава 1. Сущность и функции планирования в управлении предприятием.

1.1. Сущность и задачи планирования…………………………………5

1.2. Система планов на предприятии их функции и взаимосвязь…...8

1.3. Принципы и методы планирования………………………………11

Глава 2. Практическая часть (вариант 13)

2.1. Производственная программа предприятия……………………...15

2.2. Планирование затрат на производство и реализацию продукции………………………………………………………………………………………………16

2.3. Планирование внереализованных расходов……………………..19

2.4. Порядок формирования и распределения прибыли………19

2.5. Расчет точки безубыточности…………………………………….21

2.6. Технико-экономические показатели предприятия……………...22

Введение

Тема «Сущность и функции планирования в управлении предприятием» актуальна в связи с тем, что планирование является главным преимуществом экономики. Планирование – это оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность, связанная с постановкой целей, задач и действий в будущем.

С планирования начинается процесс всего управления, от него зависит весь успех предприятия.

Результатом планирования является план - документ, в котором через экономические показатели фиксируется желаемый уровень развития предприятия.

В планах содержатся расчеты объемов производства и продаж продукции, отражаются все решения управленческого аппарата, одобренные предприятием, проводится экономическая оценка всех затрат, ресурсов и всех конечных результатов производства.

Целью планирования является повышение конкурентно способности предприятия.

Задачи планирования – это средство достижения цели планирования.

Выделяются две основные системы рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Методы планирования − это способы разработки плана или его раздела.

Целью работы является исследование планирования, как экономической категории. В связи с поставленной целью, необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть сущность и функции планирования;

- исследовать систему и взаимосвязь планов на предприятии;

- рассмотреть принципы и методы планирования;

-провести расчеты основных показателей деятельности на базе условного предприятия;

Объект курсовой работы – сущность планирования.

Теоретической и методологической базой исследования выступают труды отечественных и зарубежных экономистов, исследующих планирование, как экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования, служащее для подготовки принятия решений.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Впервой главе работы рассмотрены теоретические аспекты, характеризующие понятие «планирование», рассмотрены система планирования, принципы, методы и функции планирования. Выявлено значение планирования в развитии экономики. Во второй главе проведены практические расчеты, в частности: объем производства и продаж, выручки, прибыли, основных показателей, характеризующих эффективность деятельности условного предприятия. В заключении обобщены основные выводы по проделанной работе.

1. Сущность и функции планирования в управлении предприятием

1.1. Сущность и задачи планирования

Главным преимуществом экономики является планомерный характер ее развития.

Планирование – это непрерывный процесс разработки, установления или уточнения целей развития предприятия и выбор наиболее благоприятных путей к достижению этих целей.

Планирование— это один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Оно служит для подготовки принятия решений. [1, 298]

Планирование, всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие субъекта хозяйствования в перспективе.

Для планирования важным элементом является достоверность необходимых для планирования данных, поскольку любое планирование базируется на неполных данных.

В деятельности каждого предприятия и организации планирование играет важную и главную роль. В управлении предприятием это – основная функция. С планирования начинается процесс всего управления, от него зависит весь успех предприятия или организации.

Результатом планирования является план - документ, в котором через экономические показатели фиксируется желаемый уровень развития предприятия.

План содержит в себе такие этапы:

- цели и задачи;

- пути и средства их реализации;

- ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач;

- пропорции (поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства);

- организацию выполнения плана;

- контроль.

Всесторонне обоснованные экономические цели развития деятельности организации, выявление требуемых рынком объемов, видов и сроков выпуска товаров, оказание различных услуг населению, установление максимальных показателей производства, чтобы при ограниченном количестве ресурсов, результаты были максимально высокими количественно и качественно. В этом и заключается сущность планирования.

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная практическая и научная деятельность людей; и система свободных рыночных отношений.

Главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководство предприятий обеспечивает направление усилий всех работников, на достижение поставленных целей.

Планировать необходимо для того чтобы:

- понимать, когда, где и для кого предприятие собирается производить и продавать свою продукцию;

- знать, какие ресурсы понадобятся предприятию, для достижения поставленных целей;

- добиться эффективного использования привлеченных ресурсов;

- предвидеть неблагоприятные ситуации и анализировать возможные риски;

Планирование является целой системой разных методов и приемов регулирования рыночного механизма. Целью является повышение конкурентно способности предприятия.

Бизнес планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важных функций:

Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.

Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния компании в процессе анализа и учета совокупности факторов.

Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат.

Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предоставления отрицательных последствий.

Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности.

Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки.

Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников.

Документирование – представление действий в документальной форме.

Решение стоящих перед планированием задач осуществляется посредством разработки различных видов планов, масштаба решаемых задач, обязательности выполнения и, собственно, самого предмета планирования.

Каждой организацией самостоятельно определяются задачи планирования, в зависимости от деятельности, которой она занимается.

Задачи планирования – это средство достижения цели планирования. Функция планирования – приводит планирование в действие, то есть преобразует его задачи в реальность.

К задачам планирования деятельности предприятия относятся:

- определение возможностей развития предприятия.

- обоснование целей и задач, которые предприятие планирует осуществить в предстоящий период.

- выбор или создание необходимых средств, для достижения желаемого результата в поставленных целях и задачах.

- контроль над выполнением разработанных планов.

0Самая главная функция и задача планирования – это предостеречь предприятие от становления средством достижения целей предприятий конкурентов.

Функция планирования означает принятие определенного постановления, в котором перед объектом управления будет поставлена цель, задача.

Из этого можно сделать вывод: планирование – является неотъемлемой частью предприятия, потому что именно от планирования зависит успех и процветание любой организации.

1.2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь

В хозяйственной практике предприятий выделяются две основные системы рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование представляет собой разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия. В ходе этой системы обосновываются оптимальные объемы производства на основе спроса и предложения, на продукцию и услуги. Выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели.

Оперативно-производственное планирование, является следствием технико-экономического планирования, и представляет собой, его последующие развитие и завершение.

В ходе данной системы устанавливаются текущие производственные задания, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

В процессе планирования преследуется три основных типа целей:

− задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода;

− цели, к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее;

− идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым предусматривается приближение в планируемом периоде или за его пределами. [2, 82]

Система планов на предприятии имеет следующие классификационные признаки:

1) по содержанию: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегические, программные;

2) по уровню управления: на высшем уровне – корпоративное и заводское; на среднем уровне – цеховая система планирования; на нижнем – производственная.

3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

4) по времени охвата: планирование бывает краткосрочным (в пределах одного года, квартала, или недели), среднесрочным (в пределах 1-3 лет) и долгосрочным (в пределах от 3 до 10 лет);

5) по сфере применения планирование подразделяется на: межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

6) по стадиям разработок планирование бывает: предварительным, и окончательным;

7) по степени точности планирование бывает: уточненным и укрупненным.

8) по типам целей планирование может быть: оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных целей.

Стратегическое планирование заключается в выборе и обосновании средств, задач и целей для достижения заданных для предприятия результатов.

Нормативное планирование заключается в открытом и обоснованном выборе средств, задач, целей и идеалов.

На предприятиях применяется технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

1. Принятие решений и составление планов о будущих целях организации и способах их достижения;

2. Организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3. Контроль и анализ конечных результатов в совершенствовании деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на российских предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов.

Система планирования на предприятии зависит от множества факторов. Важным фактором является то, какое это предприятие: малое, среднее или крупное.

Неизменными остаются принципы планирования и на основе их можно определить основные этапы, которые характерны для всех производственных предприятий:

- Определение планового объема реализации или перемещения со склада производства. Это отправная точка любого планирования

- Определение необходимого запаса продукции на конец планируемого периода.

• Планирование производства. План производства делается с учетом: остатков на начало планового периода, планируемых остатков на конец периода, и планируемых объемов реализации.

Следовательно, можно сделать вывод: выявление и выбор путей преодоления внутренних факторов должны стать основой планирования развития различных предприятий и фирм, совершенствования их организационных структур управления, повышения эффективности всех видов деятельности.

1.3. Принципы и методы планирования

Важной функцией производственного менеджмента на любом предприятии является планирование деятельности.

В планах содержатся расчеты объемов производства и продаж продукции, отражаются все решения управленческого аппарата, одобренные предприятием, проводится экономическая оценка всех затрат, ресурсов и всех конечных результатов производства. Существуют несколько принципов в разработке планов предприятия:

- принцип единства планов - предусматривает разработку общего или сводного плана, где все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план.

- принцип точности планов - определяется как внешними, так и внутренними факторами. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. План составляется с такой точностью, которую желает достичь, само предприятие, так как в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти.

- принцип гибкости планов - предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

- принцип непрерывности планов - заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, являются взаимосвязанными между собой и осуществляются постоянно и без остановки;

- принцип необходимости планирования - означает обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений.

И ещё несколько немаловажных принципов:

Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности во многом зависят от уровня технической оснащенности, степени организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности. Необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, то есть обеспечивали учет изменений, как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

Принцип эффективности – подразумевает такой вариант производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов, в итоге обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

Принцип оптимальности – когда из нескольких возможных вариантов выбирается наилучший на всех стадиях планирования.

Принцип пропорциональности - сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

Принцип научности -применяются последние достижения науки и техники.

Принцип доступности - соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Из этого следует что, основные принципы планирования продвигают предприятие на достижение наилучших экономических показателей.

Принцип участия - показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Предполагается, что каждый работник сам планирует свою деятельность для наиболее лучших результатов труда.

Принцип холизма - состоит из двух частей: координации и интеграции. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать в разрезе от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция - определяет, что планирование, которое осуществляется отдельно на каждом уровне, не может быть эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Согласно принципу холизма, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости.

Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

Методы планирования − это способы разработки плана или его раздела.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, плановых показателей принято различать следующие методы планирования:

- экспериментальные,

- балансовые,

- расчетно-аналитические,

- отчетно-статистические,

-и другие.

Расчетно-аналитический - метод группировки используемых ресурсов по элементам взаимосвязи, и анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия, а также разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод - это составление проектов норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов.

Отчетно-статистический метод - состоит в разработке проектов планов на основе отчетов и статистики, которые показывают реальное состояние и изменение деятельности предприятия.

Балансовый метод планирования - означает, что планы составляются в виде таблиц, которые взаимно уравновешены, с одной стороны таблицы, учитываются ресурсы, а с другой - соответствующие потребности.

Следовательно, можно сделать вывод: Выявление и выбор путей преодоления внутренних факторов должны стать основой планирования развития различных предприятий и фирм, совершенствования их организационных структур управления, повышения эффективности всех видов деятельности.

Глава 2. Практическая часть

Вариант 13

Наши рекомендации