Экономическая природа общественных благ
. В ряде случаев блага обладают качествами, затрудняющими предоставление их через рынок. Такие блага называют общественными, а обеспечение ими осуществляется особым способом.
Существует несколько принципов классификации благ: 1. По степени доступности блага в потреблении; 2. По характеру распределения полезности среди потребителей в процессе потребления блага. По степени доступности блага в потреблении выделяют исключаемые и неисключаемые блага. Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для другого субъекта (яблоко, одежда, др). Неисключаемость в потреблении означает невозможность кому-либо препятствовать в потреблении данного блага (просмотр телепередач, посещение библиотек, и др.). По характеру распределения полезности среди потребителей в процессе потребления блага различают избирательность и неизбирательность в потреблении. Избирательность в потреблении означает получение определенных выгод от потребления данного блага одним субъектом и невозможность получения этих же выгод от потребления данного блага другим субъектом (получение выгод от потребления яблока возможно только для данного потребителя). Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления данного блага одним субъектом не препятствует получению тех же выгод от потребления данного блага другим субъектом (получение выгод от просмотра телепередач, посещения библиотек, и др.). Отсюда блага делятся на частные и общественные, которые, в свою очередь подразделяются на:
• чистые частные блага, являющиеся избирательными и исключаемыми (предметы личного пользования, потребительские товары, и др.);
• общие (совместные) блага или блага совместного потребления, являющиеся избирательными и неисключаемыми (места для парковки, платные пляжи);
• исключаемые общественные блага, предполагающие неизбирательность и исключаемость (объекты транспортной инфраструктуры в виде дорог, мостов, паромных переправ, а также библиотеки, музеи, различные клубные блага);
• чистые общественные блага, являющиеся неисключаемыми и неизбирательными (национальная оборона, телевидение, радиовещание, деятельность органов правопорядка, и др.). Чистые общественные блага — это блага, потребляемые сообща и предоставление которых одному субъекту невозможно без предоставления этих благ другому. Их абсолютная неизбирательность означает, что любое потребление чистого общественного блага одним субъектом не влияет на предоставление этого блага другим субъектам, и включение дополнительных потребителей не уменьшает выгод от потребления блага существующими потребителями, а предельные издержки предоставления благ дополнительным потребителям равны нулю. Полная неисключаемость указывает на то, что данные блага обладают неделимостью, значит, не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно. Потребление чистого общественного блага всегда сопровождается положительными внешними эффектами, и суть проблемы состоит в обеспечении оптимального объема их производства.
Особенности спроса на чистые общественные блага заключаются в том, что они неделимы, потребляются всеми потребителями целиком, не могут быть скорректированы соответственно потребностям пользователя и каждый из них может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объем его потребления каждым потребителем равен объему предложения данного блага. Кривая спроса представляет собою предельные полезности для потребителя данного объема блага, и для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собой сумму всех предельных индивидуальных полезностей и кривая спроса формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса. Таким образом, объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены, а цена, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага. Предоставление чистого общественного блага для одного потребителя сопровождается положительными внешними эффектами для всех, а включение в процесс потребления дополнительного пользователя не приводит к снижению полезности для существующих потребителей, поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всех потенциальных потребителей, а значит, благо должно производиться в объеме, при котором предельная общественная (социальная) выгода производства дополнительной единицы блага будет равна предельным общественным издержкам его производства. Таким образом, эффективный объем производства чистого общественного блага — это объем, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равна предельным общественным издержкам производства блага (рис. 14.1).
Рисунок 14.1 — Определение эффективного объема общественного блага
Спрос на чистое общественное благо потребителями «А» и потребителем «В» представлен их кривыми и они готовы платить за его дополнительную единицу (например, дополнительный канал общественного телевидения) «a » и «b » соответственно. Их общая готовность платить составит величину , когда . Но с учетом предельных издержек производства данного блага его эффективный объем для обоих потребителей составит Q*. Ни один потребитель не готов оплатить предоставление блага в таком объеме и спрос на него был бы нулевым. Следовательно, достижение эффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей. Потребление блага в объеме Q* при единой ставке оплаты делает различной его стоимость, равную «а» и «b», для потребителей, имеющих разный уровень предельной полезности, что не является эффективным с точки зрения критерия эффективности Парето. Объем производства чистого блага будет оптимальным лишь при условии, что валовые издержки его производства не будут превышать затрат, которые общество готово оплатить. Отсюда возникает проблема оптимального объема данных благ, и проблема безбилетника, когда возможность бесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность при их производстве.