Доход и прибыль предприятия
Комментариев нет
В условиях коммерческого расчёта фирму интересуют не только затраты, но и результаты. Эти результаты внешне выражают себя в объёме продаж, в прибыли и в предельном доходе.
Объём продаж (общая величина реализованной продукции) – объём продукции, выраженный в рыночной цене, т.е. произведение цены (Р) на количество товара (Q). В западной экономической литературе реализованная продукция рассматривается как одна из форм дохода (R). При этом:
Доход – это денежные средства, полученные в результате предпринимательской или всякой другой деятельности за определённый период.
Традиционно весь объём продаж, или вся валовая выручка, понимается как валовой или общий доход (TR).
Р Р1 |
TR |
MR = P |
Q
Рис.2 Валовой доход фирмы
Средний доход (AR) представляет собой величину, получаемую от продажи одной единицы товара в среднем за рассматриваемый период:
AR = TR/Q
Предельный доход (MR) –это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции. Он определяется как разность между объёмом продаж в данный период и объёмом продаж в предыдущий период, если за этот период объём продаж увеличился на единицу продукта:
MR = TRn – TRn-1
Предельный доход характеризует приращение дохода в результате увеличения или уменьшения реализации на одну единицу. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т.е. MR =P. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены, так как, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент вынужден снижать цену.
Кроме понятия «доход» в экономической науке применяют категорию «прибыль».
Прибыль – это финансовый результат деятельности фирмы, который количественно выступает как превышение дохода от продажи товаров и услуг (валового дохода) над произведёнными валовыми затратами.
Источниками возникновения прибыли являются:
1)Монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.
2) Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства.
Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтому иногда прибыль рассматривают как вознаграждение за риск. Сущность прибыли раскрывается в её функциях:
1) Учётная функция характеризует конечный финансовый результат деятельности фирмы, размер его денежных накоплений.
2) Распределительная функция состоит в том, что прибыль в процессе её использования является источником формирования двух фондов – фонда потребления и фонда накопления, из которых происходит финансирование затрат на производство, социальное развитие предприятия и приращение капитала.
3) Стимулирующая функция прибыли заключается в том, что она побуждает фирму осуществлять нововведения.
4) На макроэкономическом уровне прибыль более эффективно выполняет задачу распределения ресурсов.
Чтобы быть заинтересованным в ведении собственного дела, предприниматель должен получать от него определённый минимальный доход. Иначе нет смысла в предпринимательстве и лучше переключиться в другие направления деятельности. Этот необходимый минимальный доход экономисты называют нормальной прибылью.
Нормальная прибыль – это минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. В нормальную прибыль входят:
1) процент на собственный капитал;
2) арендная плата, которую можно было бы получить, сдавая в наём собственное здание;
3) доход от продажи собственных услуг труда и т.п.
Нормальная прибыль должна возместить предпринимателю те упущенные доходы, которые бы он получил от альтернативного использования собственных ресурсов (земли, капитала и т.д.). В связи с этим, различают два вида прибыли: бухгалтерскую и экономическую.
Бухгалтерская прибыль – это то, что остаётся от общей выручки фирмы после уплаты отдельным лицам и другим фирмам стоимости материалов, капитала и труда, которые были использованы данной фирмой, т.е. бухгалтерских издержек. Эту прибыль ещё называют балансовой прибылью, т.к. она выявляется на основе бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций предприятия. Она состоит из трёх элементов:
1)прибыли от реализации продукции и выполнения работ (выручки от реализации продукции без косвенных налогов и расходов на производство и реализацию продукции);
2) прибыли, полученной от реализации основных средств и иного имущества предприятия, числящегося на балансе предприятия (сырья, запчастей, патентов, программных продуктов для ЭВМ и т.д.);
3) прибыли, полученной от внереализационных доходов (доходов по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.).
Таким образом, экономическая прибыль отличается от бухгалтерской на величину вмененных издержек.
Если фирма получает экономическую прибыль, то, следовательно, она выбрала оптимальный вариант использования ресурсов.
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделятьналогооблагаемую прибыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом:
1) отчислений в резервные фонды,
2) доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения,
3) отчислений на капиталовложения.
В результате на предприятии остается чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды, различные социальные налоги и образует фонды. В результате может остатьсянеиспользованная прибыль, или,наоборот, убыток, непокрытый деньгами.
Для каждого предприятия (особенно нового) чрезвычайно важно знать с какого момента оно начнет получать прибыль. Логично предположить, что как только выручка от реализации продукции (работ, услуг) начнет покрывать издержки, предприятие перестанет нести убыток и начнет получать прибыль.
В конечном итоге для предприятия получение прибыли является необходимой целью предпринимательской деятельности. Поэтому доминирующей проблемой для предпринимателя является максимизация прибыли, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек.
Экономические явления протекают не только в пространстве, но и во времени. Поскольку в теории фирмы фактор времени играет существенную роль, необходимо дать разъяснение двум понятиям, используемым экономистами: длительныйи короткийпериоды. Впервые эти понятия были введены в экономическую теорию А. Маршаллом. Причём, краткосрочный и долговременный периоды представляют собой не конкретные по продолжительности отрезки времени, а экономические понятия.
Как мы уже рассмотрели в первом вопросе нашей лекции, общие издержки производства подразделяются на постоянные и переменные. Однако деление издержек на постоянные и переменные является в определенной степени условным. Действительно, в течение некоторого времени, которое называют коротким, или краткосрочным периодом, часть издержек фирмы не изменяется. Так, число установленных единиц оборудования, машин, площадь производственных помещений может не изменяться в течение года и затраты амортизационных отчислений будут постоянными в течение этого периода. Но если в следующем году фирма установит новое дополнительное оборудование, то величина названных отчислений изменится.
называют такой временной отрезок, в течение которого фирма не в состоянии изменить свои производственные мощности и влиять на ход и результативность производства она может лишь путём изменения интенсивности использования своих мощностей.
В этот период фирма, с одной стороны, может оперативно изменять свои переменные факторы - количество труда, сырья, вспомогательных материалов, топлива, а, с другой стороны, располагает фиксированными производственными мощностями, хотя может быть изменена степень их использования. Таким образом, в краткосрочном периоде издержки фирмы делятся на постоянные и переменные.
В краткосрочном периоде фирма будет озабочена проблемой поиска наилучшего способа организации производства на имеющихся производственных мощностях. В этих условиях одной из основных задач стоящих перед фирмой будет минимизация издержек, так как от степени ее решения будет зависеть величина прибыли.
Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо сравнить динамику изменения предельных и средних издержек на различных этапах производства (рис. 4). Взаимное расположение кривых на графике всегда подчинено определённым закономерностям. Когда кривая предельных издержек ниже кривой средних переменных издержек, то это значит, что средние переменные издержки уменьшаются. С момента пересечения кривой предельных издержек и кривой средних переменных издержек (точка А) средние переменные издержки начинают возрастать.
|
|
|
|
Рис. 4. Кривые средних и предельных издержек
Такая же закономерность существует для кривых предельных и средних валовых издержек: кривая предельных издержек пересекает кривую средних валовых издержек в точке с их минимальным значением (точка Б). Эта точка одновременно называется точкой минимальных средних валовых издержек и, точкой безубыточности, т.е. критического объема производства для данного предприятия (АТС = МС). Видимо это будет цена производства единицы продукции или другими словами цена ее предложения.
Соизмерение ее с рыночной ценой позволит определить дальнейшее поведение фирмы:
§ при падении рыночной цены ниже точки безубыточности предприятия начнут покидать отрасль, если нет возможности повлиять на потребительский спрос (АТС > Р);
§ если рыночная цена окупает только средние переменные издержки (т. А на рис. 4), то это не позволит возместить все затраты на производство продукции и фирме надо прекращать производство;
§ если цена будет выше, чем средние валовые издержки, то фирма работает с прибылью и такое положение стимулирует предпринимателя к расширению объема производства (АТС < Р).
Таким образом, равновесие фирмы в самом общем виде можно представить как равенство АТС = МС = Р. В условиях этого равновесия, самым разумным будет решение не допустить дальнейшего роста объема производства, поскольку он будет невыгодным.
Рост повышения размера производства имеет свои границы, поскольку при фиксированном количестве оборудования увеличение количества работников обслуживающих его, ведет к снижению общей экономической отдачи.
Закон убывающей отдачи факторов производства показывает, что если в процессе производства все вводимые факторы производства остаются неизменными, а количество переменного фактора растет, то обязательно наступит ситуация, когда каждая дополнительная единица переменного фактора будет добавлять к суммарному продукту все меньшую и меньшую величину.
Такое положение дел в экономической литературе принято ещё обозначать законом убывающей доходности.
Закон убывающей доходности гласит, что если к постоянному количеству фиксированных затрат прибавлять равные порции изменяющихся затрат, то наступит момент когда произойдет убывание доходности производства. Доход, строго говоря, будет расти, однако все убывающими темпами.
Приводимый ниже пример поможет понять сущность данного закона. Предположим: имеется 1 га земли для выращивания пшеницы. Если не вкладывать в землю труда, то урожая не будет. Если в первый год вложить 1 единицу труда, то можно получить, к примеру, 20 ц пшеницы. Если через год вложить еще одну (предельную, дополнительную) единицу труда, урожай составит отнюдь не 40 ц, а всего 30 ц пшеницы. В последующие годы эффект будет такой же. Это происходит потому, что на каждую добавочную единицу приращиваемого фактора производства приходится все меньшее количество оставшихся неизменными других факторов. Этим объясняется то, что растущие затраты дают все уменьшающийся прирост продукции.
Данный закон может выступать в различных формах в зависимости какой этап производственной цепочки мы подвергаем анализу: «затраты» – «взаимодействие факторов производства» - «продукт» - «доход».
Закон убывания предельного продуктапоказывает, что последовательное увеличение какого-либо фактора производства приводит к последовательному снижению физического объема предельного продукта или предельного дохода от предельных единиц данного фактора.
Предельный продукт (MR) – добавочный продукт, получаемый в результате увеличения данного конкретного фактора на одну дополнительную единицу при фиксированной величине всех других. Доход от продажи предельного продукта называетсяпредельный доход.
Факторы, противодействующие закону убывающей доходности:
§ фактор экономии на массовом производстве;
§ рост квалификации работников и менеджеров;
§ технико-технологические инновации и т.д.
Рассматривая этот закон, обязательно следует иметь в виду, что он справедлив лишь при условии, что производительность ресурсов не меняется.
Исходя из равновесия, можно проанализировать и объем производства:
§ если фирма производит продукции меньше, чем когда АТС = МС, то значит она не догружает мощности, экономит на переменных факторах. В этом случае увеличиваются издержки упущенных возможностей;
§ когда обмен продукции превосходит АТС = МС, фирма полностью исчерпывает резервы использования капитала и отдача каждого дополнительного фактора производства начинает падать;
§ при АТС < Р, фирма наилучшим образом использует свои производственные возможности.
Из общего равновесия можно вывести и правило максимальной прибыли: пока с увеличением производства предельный доход растет быстрее, чем предельные издержки, прибыль увеличивается, и предприниматель заинтересован расширять свое производство. Превышение же предельных издержек над предельным доходом приводит к сокращению объема прибыли, и возникает необходимость сокращать производство до точки равновесия.
Т.е. точка равновесия (оптимальной прибыли) для любого предприятия находится там, где предельные издержки (МС) и предельный доход (МR) равные между собой МR=МС.
Рассмотрев поведение фирмы в краткосрочном периоде, перейдём к анализу долгосрочного периода.
- такой временной отрезок, в течение которого фирма в состоянии изменить количество всех используемых ресурсов, включая и производственные мощности. В долгосрочном периоде потребление всех видов ресурсов изменяется, и все издержки фирмы становятся переменными.
Таким образом, если существующие мощности в краткосрочном периоде можно использовать с различной интенсивностью, то в долгосрочном периоде можно изменить их величину.
В то же время этот период по своей продолжительности должен быть достаточен для того, чтобы одни фирмы смогли прекратить выпуск продукции, перевести свои капиталы в другие отрасли и покинуть данную отрасль, а другие, наоборот, войти в неё.
Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. На рис. 5 представлены пять различных вариантов (I-V) размеров предприятия, рассчитанных на производство различных объёмов продукции при наименьших средних издержках ATC. Эти варианты фирма может рассматривать как ступени своего роста. На каких-то промежутках (ступенях) своей деятельности она не меняет своих производственных мощностей, а использует то, что имеется. Т.е. можно полагать, что на каждой ступени фирма функционирует как в краткосрочном периоде.
Рис. 5. Кривая долгосрочных средних издержек фирмы
Кривая средних общих издержек ATC1 описывает краткосрочные средние издержки применительно для самого малого из рассматриваемых предприятий. Это значит, что если предприниматель ставит цель получить объём продукции, не превышающий 20 единиц, то он выберет именно этот вариант. Конечно, данный объём продукции мог бы быть произведён и на предприятии больших размеров, но в таком случае общие средние издержки увеличились бы, ибо выросшие производственные мощности оказались бы недоиспользованными. Значит, выбор второго варианта размера предприятия предполагает расширение объёма выпуска в параметрах между 20 и 30 единицами продукции.
Подобные рассуждения можно продолжить и далее. На практике существует бесконечное множество вариантов размеров предприятия. Рассмотрев совокупность краткосрочных кривых для каждого из вариантов, можно понять, как строится кривая долгосрочных средних издержек. Она является огибающей для всех возможных кривых краткосрочных средних общих издержек (ATC) при разных масштабах производства. Кривая долгосрочных ATC показывает наименьшие издержки производства любого заданного объёма выпуска при условии, что фирма располагала необходимым временем для изменения всех своих производственных факторов.
Наращивание производственных мощностей предприятия (рис.5) будет сопровождаться снижением средних общих издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров предприятия (третий вариант). Дальнейшее наращивание объёмов производства будет сопровождаться повышением долгосрочных средних общих издержек. Другими словами, до точки Асредние валовые издержки на единицу продукции будут снижаться, а от точки А увеличиваться. Причины этого кроются в так называемом эффекте масштаба.
Эффект масштаба объясняет зависимость прироста объема выпуска продукции от увеличения использования производственных факторов. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров предприятия средние издержки уменьшаются, и отрицательным – если они увеличиваются. До точки А действует положительный эффект масштаба, снижающий общие средние издержки, а после точки А – отрицательный эффект масштаба. Рассмотрим проявления этих эффектов.
Положительный эффект масштаба проявляется в экономии, обусловленной ростом масштаба производства за счёт: | Отрицательный эффект масштаба проявляется в удорожании продукции, обусловленной ростом масштаба производства за счёт: |
1) углубления специализации труда | 1) снижения эффективности взаимодействия подразделений фирмы (фирма становится неповоротливой) |
2) возможности использования более дорогостоящего и высокопроизводительного оборудования | 2) ухудшения управляемости, снижения контроля |
3) использования новых технологий | 3) возникновения локальных интересов отдельных подразделений, противоречащих общим интересам фирмы |
4) развития пообочных производств на базе отходов основного производства (диверсификация) | 4) возникновения перебоев с доставкой огромного количества сырья на большие расстояния (особенно быстро портящегося при непрерывной технологии) |
5) роста издержек на переработку информации |
Таким образом, суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширение объёма выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в других - их увеличением. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на структуру той или иной отрасли. Увеличение объемов производства содержит в себе как положительные, так и отрицательные последствия.
К положительным последствиям следует отнести снижение постоянных затрат на единицу продукции, более высокий уровень разделения и специализации труда, возможность использования более производительного оборудования, использование побочного производства из отходов и т.п.
К отрицательным сторонам расширения объема производства следует отнести сложность управления, трудности с реорганизацией. Взаимодействие указанных тенденций своим итоговым результатам часто имеет изменение структуры отрасли.
Анализ издержек фирмы в кратко- и долгосрочном периодах является необходимым, но недостаточным условием при планировании выпуска продукции. Необходимо учитывать и условия конкуренции на рынке. Об этом речь пойдёт в следующих лекциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая фирма в определении своей стратегии ориентируется на получение максимальной прибыли. В то же время любое производство товаров или услуг немыслимо без затрат. Затраты на приобретение применяемых производственных факторов называются издержками производства. Затраты - это расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка произведенных затрат.
Существуют различные классификации издержек производства. В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Издержки делятся на постоянные и переменные.
С позиций бухгалтерского подхода к производственным издержкам следует относить все реальные, фактические расходы, осуществляемые в денежной форме. Таковыми могут быть заработная плата рабочих; плата за аренду зданий, сооружений, станков, оборудования; оплата транспортных расходов; оплата услуг банков, страховых компаний и т.д.
С позиций экономического подхода к издержкам производства следует относить не только фактические затраты, осуществляемые в денежной форме, но и не оплачиваемые фирмой издержки, издержки, связанные с упущенной возможностью самого оптимального применения своих ресурсов. Согласно данному подходу в издержках производства следует учитывать все затраты - и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль.
Доход предприятия складывается из выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (излишних) и иного имущества предприятия, а также из доходов от внереализационных операций. Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Изменение издержек в краткосрочном периоде подчинено действию закона убывающей отдачи, суть которого состоит в том, что при расширении использования в производстве какого-либо одного переменного ресурса когда все остальные являются постоянными, отдача от него сначала растет, а затем этот рост замедляется. В результате предельный продукт на определенном интервале начнет сокращаться, а предельные издержки – возрастать.
Закономерности, которым подчиняется изменение издержек в долгосрочном временном интервале, позволяют фирме правильно выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет производство, то на начальном этапе сказывается положительный эффект масштаба и издержки на единицу продукции снижаются.
Вопрос 18. Основные типы рыночных структур
Наиболее простым типом рыночной структуры является совершенная конкуренция. Иногда ее называют чистой или идеальной конкуренцией. При этой рыночной структуре выполняются следующие условия:
-наличие множества покупателей и продавцов;
-цены устанавливаются путем уравновешивания спроса с предложением;
-никто в одиночку не может повлиять на цену и в целом на положение на рынке;
-для продажи предлагаются одинаковые товары и услуги;
-ни один из продавцов или покупателей не знает о рынке больше, чем остальные;
-покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и также свободно покидать его.
Во время летних каникул Человек решил заработать деньги и купить новый видеофильм. На даче он заготовил много наборов лечебных трав, которые намеревался продать на городском рынке. Оказалось, что продавцов такого товара было множество, занимали они целый торговый ряд. Столько же было и покупателей лечебных трав. Человек устроился почти в середине ряда и быстро понял, что продавать ему придется не по тем ценам, по которым он хотел, а по тем, которые уже сложились между многочисленными продавцами и покупателями. Хотя к концу дня он все продал, однако вырученных денег хватило лишь на мороженое.
Совершенную конкуренцию можно увидеть на сельскохозяйственном рынке, если на нем нет каких-либо искусственных ограничений для установления цены. Однако на практике такая конкуренция встречается редко. Она в основном используется как теоретическая модель для проведения научных исследований.
На практике обычно встречается несовершенная конкуренция. Такой она становится, когда хотя бы одно из условий совершенной конкуренции не выполняется. В самом деле, практически невозможно найти продавцов с абсолютно одинаковым товаром. Если не будет различий по качеству и внешнему виду, то неизбежны различия по месту продажи (одна булочная возле вашего дома, а другая с таким же ассортиментом хлеба — на другом конце города), по условиям продажи, рекламе, срокам продажи.
Каждое нарушение условий совершенной конкуренции способствует установлению монополии. Например, если товары продаются разные, то каждый продавец продает особый (уникальный) товар, поэтому он не может конкурировать с другими продавцами, а является монополистом. Монополия образуется, если на рынке будет только один продавец или кто-то из продавцов заставит остальных продавать товары по одинаковым ценам. В таких условиях конкуренция также становится невозможной и заменяется монополией.
Несовершенная конкуренция — структура рынка, в которой конкуренция существует вместе с монополией.
Человек покупает кассеты с записями рок-групп в небольшом магазинчике недалеко от дома. Ему нравится, что он может подолгу рассматривать кассеты, многие из них прослушать. Особенно ему нравятся попугаи, которых хозяин научил громко приветствовать всех посетителей. Друг Человека предпочитает покупать кассеты в одном из центральных магазинов, где работает его брат. Он говорит, что цены там намного ниже.
Несовершенную конкуренцию иногда называют реальной конкуренцией. Основное отличие несовершенной конкуренции от совершенной в том, что в ней в той или иной мере присутствует монополия.
В зависимости от соотношения конкуренции и монополии выделяются монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.
Наиболее часто встречается монополистическая конкуренция. Такая конкуренция складывается, когда на рынке действуют продавцы, предлагающие схожие, но не одинаковые товары или услуги.
Ежедневно в рекламе по телевидению или радио вы слышите, как большинство фирм старается убедить покупателей, что их товары являются специфическими и уникальными. Придание схожим товарам или услугам уникальных качеств (действительных или мнимых) носит название товарной дифференциации.
Каждый день после школы Человек отправляется в гастроном за покупками. Выбрать продукты — непростая задача. Обычно на прилавке более 10 сортов колбас, столько же сортов сыра. Недавно он буквально запутался в разнообразии растительного масла: подсолнечное, кукурузное, горчичное, соевое, салатное, рафинированное, нерафинированное, с витаминами, с минеральными добавками и без них. Продавщица пояснила, что такое разнообразие видов каждого товара называется товарной дифференциацией, которая значительно расширяет возможности покупателей выбирать не только нужные продукты, но и продукты с нужными свойствами.
Товарная дифференциация дает возможность фирме, производящей уникальные товары или услуги, занимать место мини-монополиста и контролировать долю рынка этого товара. Это позволяет ей извлекать дополнительную прибыль.
В столице США действует небольшая фирма по торговле продовольственными товарами «Саттон плейс гурмит». В магазинах этой фирмы можно купить не просто продукты — ветчину, сыр, вина. Здесь продаются деликатесы из Европы: вестфальская ветчина, лучшие французские сыры, эльзасские вина и т. д. В результате небольшая фирма занимает в стране монопольную позицию и диктует потребителям выгодные ей цены. Если в среднем в торговле США прибыль составляет 1—3%, то в этой фирме — 5—8%.
Дифференциация товаров и услуг выгодна не только товаропроизводителям, но и потребителям, поскольку создает многообразие продуктов. Чтобы извлекать дополнительную прибыль, приходится разрабатывать новые и новые товары и услуги, тем самым еще больше насыщать рынок их разнообразием.
Вместе с тем монополистическая конкуренция предполагает действие множества товаропроизводителей схожей продукции. Таким образом постоянно сохраняется конкурентная борьба. Считается, что если на долю 4 фирм приходится не более 1/4 части рынка производства схожих товаров или услуг, то конкуренция является монополистической.
Монополистическая конкуренция — структура рынка, в которой товары и услуги продаются множеством продавцов, и каждый из них — монополист, т. к. продает товары с уникальными свойствами.
Благодаря товарной дифференциации, А ТЭ.КЛС6 благодаря конкуренции среди товаропроизводителей монополистическая конкуренция очень эффективна. Поэтому ее часто называют эффективной конкуренцией.
Еще одним типом рыночной структуры, распространенным в настоящее время, является олигополия. Этот термин применяется для описания рынка, на котором господствует несколько (примерно от 3 до 5) крупных фирм. На мировом рынке наиболее яркими примерами олигополии служат современные автомобильные и компьютерные фирмы.
Когда структура рынка меняется от ситуации с большим числом фирм, продающих дифференцированные товары и услуги, к ситуации с несколькими фирмами, доминирующими на рынке, экономисты говорят, что изменился уровень концентрации на рынке.
Уровень концентрации на рынке — показатель доли четырех крупнейших фирм в общем объеме схожих товаров и услуг.
Олигополия образуется при концентрации производства не менее 60%. Это означает, что 4 самые крупные фирмы поставляют на рынок 60% продукции, производимой в отрасли.
Олигополии возникают потому, что для конкурирующих фирм затруднен вход на данный рынок. Среди препятствий открытию новых фирм чаще всего бывает высокая стоимость входа на рынок (например, в автомобильной промышленности величина необходимого капитала для открытия новой фирмы составляет миллиарды долларов).
При олигополии конкуренция менее эффективна. Дело в том, что за действиями небольшого числа фирм легче проследить, чем за их множеством. Например, если одна из них решила понизить цены, предполагая этим увеличить объем продаж, то остальные сделают то же самое, чтобы не дать конкурентке увеличить свою прибыль. В результате вместо роста прибыли за счет объема продаж будет обычное ее снижение.
По этой причине большинство изменений при олигополии совершается не в результате конкурентной борьбы, а в итоге различного рода сговоров и соглашений.
Соглашения тайно заключаются между двумя или несколькими крупными фирмами для установления фиксированных цен или раздела мест сбыта. В большинстве стран такие соглашения считаются противозаконными.
Олигополия — структура рынка, в которой товары продаются ограниченным числом продавцов (от 3 до 5).
Существует еще один распространенный тип рыночной структуры — монополия. В чистом виде монополия встречается редко, как и совершенная конкуренция. Это происходит потому, что в большинстве стран образованию таких монополий препятствуют антимонопольные законодательства.
Однако в каждой стране существуют и легальные монополии.
Легальная монополия - монополия, разрешенная законодательством.
К легальным монополиям относятся фирмы, владельцем которых является государство. В России это самый распространенный вид монополии. Например, легальной монополией являются предприятия по обеспечению населения электроэнергией, газом, водой, железнодорожным транспортом и другими жизненно важными услугами. Здесь монополия государства необходима, поскольку в этой области конкуренция может навредить интересам
Вопрос.19. Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.
Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.
В связи с этим разность между предельным доходом (MR - marginal revenue) и предельными издержками (МС - marginal coast), т. е. прибыль (Р2 - profit), увеличивается:
Р2 = MR-MC.
Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.
Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р - price) и предельными издержками (МС - marginal coast):
Р=МС.