Метод балансовой увязки

Метод балансовой увязки позволяет определить объем реализованного спроса по формуле:

Ср = Зн + П - Зк

Ср – реализованный спрос,

Зн, Зк – запасы на начало и конец периода,

П – объем поступления товара в том же периоде.

Так как спрос зависит от множества факторов, то при изучении необходимо установить эту зависимость, которую на практике называют эластичностью спроса.

Определяют коэффициент эластичности:

Метод балансовой увязки - student2.ru

Где ∆Х – изменение спроса за изучаемый период,

Х – первоначальное значение спроса,

∆Y – изменение важнейшего фактора, влияющего на спрос (доход, цена и др.)

Y – первоначальное значение этого фактора.

Таким образом, Кэ показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию ОП при изменении важнейшего фактора на 1%.

Чем больше Кэ, тем эластичнее спрос, тем более интенсивно он реагирует на изменение этого фактора.

При изучении структуры реализованного спроса используют многосчетчиковые кассовые аппараты, которые суммируют количество и стоимость реализуемой продукции по отдельным видам. Результаты этих аппаратов в конце дня записывают в специальный журнал.

Неудовлетворенный спрос – доля незначительна, но его изучают методом анкетных опросов, которые могут проводиться на рабочих местах, в учебных заведениях, на почте и другим путем.

Формирующийся спрос изучается на ярмарках, выставках, выставках-продажах, методом опроса и т.д.

Вопрос 6. Прогнозирование спроса на продукцию ОП.

Спрос на продукцию ОП прогнозируется на уровне отрасли и отдельных предприятий. Прогнозирование спроса на уровне отрасли направлено на решение важных задач:

· прогнозирование развития сети предприятий;

· прогнозирование объема товарооборота по отрасли в целом по регионам.

Прогнозирование спроса на уровне отдельных предприятий необходимо для текущего планирования основных экономических показателей предприятия и его подразделений.

Под прогнозированием спроса понимают определение разных вариантов предполагаемого объема спроса на продукцию ОП и выбора среди этих вариантов наиболее оптимального.

Основными методами прогнозирования спроса являются:

1.нормативные – основаны на использовании физиологических норм потребления продуктов питания. На основе их определяют суточный рацион питания по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин). Исходя из этих данных определяется общая расчетная норма потребности населения в продукции ОП.

2. метод экспертных оценок – суть в том, что проводится обобщение опыта работников, которые занимаются изучением спроса и хорошо знают особенности отрасли. Используют опросы практических и научных работников. Их оценки обобщают, обрабатывают с помощью методов математической статистики и на основе этого устанавливают общий объем спроса.

3. метод структурных моделей спроса – построен на основе данных выборочных обследований бюджетов семей. Структурная модель спроса представляет собой группировку семей по размерам душевого расхода и определение расхода на покупку товаров. На основе этой структурной модели определяют среднегодовой расход одного члена семьи на продукцию ОП путем умножения этих средних показателей на среднюю численность населения.

4. метод на основе коэффициента эластичности спроса – можно определить:

1.темп прироста спроса:

Метод балансовой увязки - student2.ru

Тпр – темп прироста спроса и темп прироста важнейшего фактора (в данном случае – дохода).

2.прогнозируемый объем спроса:

Метод балансовой увязки - student2.ru

Сп б – объем спроса базисный,

Тпр с – темп прироста спроса.

5. метод экономико-математического моделирования – т.е. спрос представляют как функцию от изменения факторов, влияющих на спрос. Зная значения этих факторов не трудно с помощью специальных программ определить объем спроса в будущем.

Используются и другие методы.

Наши рекомендации