Общая характеристика меркантилизма
В XVII в. нормативная экономическая мысль обособляется от религиозной и философской литературы и сосредоточивается на проблеме - “как государство богатеет”. Меркантилизм - одна из наиболее ранних целостных экономических теорий, относящаяся к XV-XVII вв., которая основывается на положении, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.
Его основные черты могут быть выражены в следующих тезисах:
а) абсолютной формой богатства, выражением его сущности являются деньги;
б) предметом изучения является исключительно сфера обращения;
в) методом изучения экономики являлся эмпиризм;
г) сферой возникновения богатства считалась исключительно внешняя торговля;
д) принципом образования богатства провозглашался неэквивалентный обмен.
Ранний меркантилизм (последняя треть XV - середина XVI вв.) был назван монетарной системой. Для него была характерна забота об активном денежном балансе (превышении количества ввозимых в страну денег над вывозимым из нее их количеством). В этих целях преследовались задачи: привлечь как можно больше денег из-за границы и сохранить золото в стране, меньше его расходовать и запрещать вывозить в другие государства.
Поздний меркантилизм (вторая половина XVI - XVII вв.) выступил против запрета вывоза денег, который препятствовал развитию внешней торговли, и за активный торговый баланс (превышение стоимости вывезенных из страны товаров над стоимостью благ, ввезенных в данную страну).
Задачи экономической теории, по мнению меркантилистов, состоят в следующем:
- разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса государство должно вмешиваться в экономику;
- проводить политику протекционизма (покровительствовать отечественной промышленности и торговле). Это означает установление высоких таможенных пошлин (налогов) на товары, ввозимые из-за границы; введение поощрительных премий на отечественные товары, вывозимые в другие страны; содействие развитию отраслей промышленности, продукты которых предназначены для внешней торговли, и другие подобные меры.
Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в 1615 г. дал название экономической теории, обосновывающей политику государства, - политическая экономия, (греч. politike - искусство управлять государством), т.е. наука об управлении государством экономикой. Тогда сложилось представление о политической экономии как науке, которая раскрывает роль государства в увеличении национального богатства.
К концу XVII - началу XVIII вв. меркантилисты поняли, что накопление золота и серебра само по себе не означает обогащения страны. Их заставил призадуматься яркий пример Испании: “владычица рудников” пришла в состояние экономического упадка - контролировавшийся короной поток драгоценных металлов из Нового Света просачивался через страну в соседние государства, поскольку возросшие внутренние цены делали для знати выгодным импорт более дешевых заграничных товаров, чья конкуренция подавила национальную промышленность. Еще Т. Манн, размышляя о торговле Англии с Ост-Индией, обнаружил меркантилистскую дилемму – отрицательные последствия следования доктрине “продать дороже, купить дешевле”, что может обернуться против страны с активным торговым балансом: приток золота и серебра поднимет внутренние цены, что сделает невыгодным местное производство и выгодным - импорт товаров из соседних стран с более низким уровнем цен.
Философ британского парламента Джон Локк (1632-1704) пришел к выводу, что деньги не обладают внутренней ценностью, а их покупательная способность обратно пропорциональна количеству денег и скорости обращения. Четко сформулировав количественную теорию денег, Дж. Локк связал ее с трудовой теорией собственности. Труд создает “различия стоимости всех вещей“, прибавляя к ним нечто большее, чем то, что природа - общая мать всего, сотворила”. Закрепление в частную собственность продуктов своего труда создает “разницу между этими вещами и общей собственностью”.
Деньги являются фактором, дающим возможность расширить рамки собственности и нарушить первоначальное равенство; они сами по себе “бесплодны и ничего не производят”, но “переносят ту прибыль, которая была вознаграждением за труд одного человека, в карман другого”. Они перераспределяют то “нечто новое и полезное, ценное для человечества”, что естественным образом создает земля.
Для британского парламента, окончательно закрепившего свое исключительное право устанавливать налоги, Дж. Локк первым обосновал разделение налогов на прямые и косвенные и отстаивал прямые налоги, поскольку косвенные, по его мнению, в конечном счете перекладываются на земледелие, которое он, в соответствии с укоренением в Англии коммерческого землевладения (лендлордизма), считал основанием системы торговли.
Современник Дж. Локка Дадли Норт (1641-1691), в изданных посмертно “Соображениях об
Ост-Индской торговле” (1701), соглашался с прибыльностью транзита, но писал о тщетности государственных мер по увеличению количества денег в стране за счет регулирования условий торговли, поскольку количество звонкой наличности в стране зависит от потребностей товарооборота: когда золота и серебра имеется в избытке, они переплавляются в предметы роскоши, когда их не хватает в обращении, золотые и серебряные вещи превращаются в звонкую монету.
“Эти отливы и приливы денег регулируются сами по себе, без помощи со стороны политиков”. Д. Норт подошел к выводу о саморегулировании денежного обращении и провел разницу между двумя видами спроса на деньги: “Хотя каждый желает иметь их, все же почти никто или очень немногие хранят их, но сейчас же находят способ избавиться от них, зная, что от денег, которые лежат мертвым капиталом, не приходится ожидать пользы, но лишь определенную потерю”.
Эффект Кантильона-Юма
Ирландец по происхождению Ричард Кантильон (1680-1734) жил во Франции. Сочинение Р. Кантильона “Очерк о торговле” было опубликовано через 20 лет после его смерти (1755) и содержало развернутую критику доктрины “деньги стимулируют торговлю”.
Р. Кантильон описал эффект “впрыскивания” наличности - увеличение денежной массы не только повышает общий уровень цен, но и изменяет их структуру: цены на одни товары увеличиваются сначала быстрее, чем на другие, и это может стимулировать производство (рост предложения наиболее подорожавших товаров), но только на короткое время.
Независимо от Р. Кантильона к подобным идеям пришел и знаменитый шотландский философ Дэвид Юм (1711-1777) в эссе “О деньгах”, написанном позже, но опубликованном чуть раньше (1752) очерка Р. Кантильона.
Цены сначала одних, затем других товаров растут до тех пор, пока в целом не достигают должного соответствия с возросшим уровнем денежной массы, и “увеличение количества золота и серебра благоприятно для промышленности только в этом интервале, или промежуточном состоянии, между притоком металлов и увеличением цен”.
“Эффект Кантильона” - дифференциальный эффект “впрыскивания” наличности - в ХХ веке был переоткрыт Дж.М. Кейнсом, писавшим о “диффузии уровней цен”: “Количественные изменения денег не воздействуют на все цены одинаковым образом, в равной степени и одновременно”. Затем Р. Кантильона подняли на щит монетаристы, которые сформулировали понятия нейтральности денег в долгосрочном периоде и ненейтральности денег в краткосрочном периоде, когда расширение денежной массы вызывает значительные изменения уровней относительных цен.
Р. Кантильон и Д. Юм описали также механизм валютного перелива: если в какой-либо стране накапливается большая масса драгоценных металлов, то цены в ней растут – растет ввоз товаров из соседних стран с более низкими ценами - происходит отток звонкой наличности в эти страны - количество денег и уровни цен выравниваются.
Р. Кантильон был первым, кто ввел в экономический анализ понятие предпринимателя. Предприниматель- это человек с неопределенными, нефиксированными доходами, который приобретает чужие товары по известной цене, а свои будет продавать по цене, ему пока неизвестной.
Главная отличительная черта предпринимателя - риск, а функция - приведение в соответствие предложения со спросом на различных товарных рынках. Предпринимателем (по Р. Кантильону) мог быть и торгующий земледелец, и разбойник.
Дилемма доходов
Меркантилисты считали, что заработная плата рабочих должна оставаться на минимальном уровне, и в то же время прославляли расходы богатых на предметы роскоши, полагая, что лучше тратить деньги на предметы роскоши, чем на благотворительность, так как раздача оставляет деньги в бездействии, а излишества богатых стимулируют промышленность и могут дать бедным дополнительную занятость и пропитание.
Иной взгляд обосновал Пьер Лепезан де Буагильбер (1646-1714) – родоначальник классической политической экономии во Франции. Свои экономические взгляды он изложил в трудах "Подробное описание положения Франции" и "Обвинение Франции".
На формирование экономических воззрений П. Буагильбера существенное влияние оказали особенности экономического развития Франции в ХVII-ХVIII вв. Эта страна, в указанный период, по уровню своего экономического развития существенно отставала от соседней Англии. До конца ХVIII в. она оставалась феодальным государством, в котором официальной государственной политикой являлся меркантилизм. Проводником этой политики был министр финансов при короле Людовике ХIV Ж.Б. Кольбер. Ставя своей важнейшей задачей обогащение государственной казны Ж.Б. Кольбер поощрял расширение сети мануфактур, производивших товары на экспорт, резко ограничивал ввоз импортных товаров. Все это было связано с большими финансовыми затратами, которые покрывались за счет непомерно высоких налогов, которыми облагалось французское крестьянство. Это крайне отрицательно сказывалось на его развитии, а в конечном счете – всей национальной экономике.
П. Буагильбер с первых шагов своей теоретической деятельности занял враждебную позицию по отношению к меркантилизму в его кольбертистской разновидности. Экономическую политику кольбертизма он считал главной причиной упадка народного хозяйства Франции. Он выступил в защиту интересов сельского хозяйства, объявил себя его адвокатом. Он порицал одностороннее поощрение королевским правительством мануфактурной промышленности. Уделял он внимание и анализу налоговой политики, выступал за реформирование налоговой системы. Он считал, что целесообразны только те налоги, которые способствуют развитию экономики.
Свои предложения о реформировании экономической политики П. Буагильбер стремился обосновать теоретически. Он признавал, что экономика развивается по естественным законам, которые действуют как законы природы. Он также отрицал неразумное вмешательство государства в экономическую жизнь, выступал поборником экономической свободы, требовал свободы торговли, которая, по его мнению, обеспечит гармонию интересов людей. Возражая меркантилистам, П. Буагильбер объявлял не деньги, а материальные блага, создаваемые в процессе производства, основой которого он считал сельское хозяйство. Анализ проблем сферы материального производства он считал предметом изучения политической экономии.
Особая заслуга П. Буагильбера перед экономической теорией состоит в том, что он положил начало разработке теории трудовой стоимости. Он различал рыночную цену товара и его "истинную стоимость", которая определяется затратами труда, а мерой стоимости является рабочее время. По его мнению, экономические связи между людьми базируются на обмене продуктами труда, который должен происходить в соответствии с затратами труда, т.е. как обмен эквивалентов.
Определяя стоимость затратами труда, П. Буагильбер считал закон стоимости вечным законом природы. А труд, создающий стоимость, он отождествлял с естественной деятельностью чело века, которая направлена на удовлетворение его потребностей. Отсюда всего один шаг до признания П. Буагильбером потребления целью товарного производства. Он обращал внимание только на вещественную сторону богатства, на потребление. Отсюда следует, что он не понял до конца природы товарного производства. А это в свою очередь не позволило ему дать правильную характеристику сущности и функций денег. В трактовке денег в наиболее отчетливом виде проявилась антимеркантилистская направленность экономического учения П. Буагильбера. Он выступил против меркантилистского обожествления денег, критиковал утверждение, что только золото и серебро являются истинным богатством. В деньгах он видел основное зло, поскольку они нарушают обмен товаров по их истинной стоимости. Он признавал только одну функцию денег – средства обращения. Полагая, что ее может выполнить любой товар, а не только золото и серебро, он сделал вывод, что металлические деньги могут быть заменены бумажными. Но этим он не ограничился и посчитал возможным и необходимым упразднение денег, поскольку они, по его мнению, нарушают обмен по "истинной стоимости".
Экономические идеи П. Буагильбера были восприняты и развиты дальше представителями школы физиократов.