Доклад выпускника на защите ВКР

В целях повышения качества защиты ВКР дипломник под руководством научного руководителя прорабатывает доклад к защите и его краткие тезисы (см. приложение 14) для возможной публикации в открытой печати. На предзащите ВКР перед комиссией доклад дипломника по основным направлениям может подвергнуться существенной корректировке.

Целесообразно соблюдение структурного и методологического единства материалов доклада и иллюстраций к ВКР. Тезисы доклада к защите должны содержать обязательное обращение к членам ГАК, представление темы ВКР, а также интригу, мотивирующую интерес к проблеме. Должно быть приведено обоснование актуальности выбранной тематики ВКР, сформулирована основная цель исследования и перечень необходимых для ее разрешения задач. В докладе следует кратко описать методику изучения проблематики ВКР, дать характеристику организации, на примере которой он выполнялся.

Здесь должны найти обязательное отражение результаты проведенного анализа организационно-экономических и социально-психологических аспектов, включая описание структуры, функций и ключевых результатов управления человеческими ресурсами организации. В тезисах доклада целесообразно показать перечень «слабых мест», наметить пути реформирования управления человеческими ресурсами, сформулировать основные рекомендации по проблеме и дать перечень практических мероприятий по стратегическому управлению развития человеческих ресурсов.

Желательно обосновать количественную оценку расчетных параметров, привести необходимые формулы и условные обозначения, дать характеристики основных терминов и описать экономический и социальный эффект от внедрения разработанных мероприятий. В докладе необходимо описать состав и структуру выходных документов, а также предполагаемое внедрение результатов ВКР. В заключение доклада целесообразно отразить перспективность подобных разработок и направления, развивающие идею ВКР.

По согласованию с научным руководителем дипломник может расширить или сузить предлагаемый набор вопросов, индивидуально расставить акценты в самом докладе на предзащите или защите ВКР.

Порядок защиты ВКР

Защита ВКР проводится на заседании ГАК. В ее состав должны входить высококвалифицированные преподаватели и специалисты производства. Председатель ГАК, который должен быть специалистом по профилю данного факультета и иметь ученое звание и степень, приглашается из другой организации. Состав комиссии утверждается приказом ректора вуза.

На заседании могут присутствовать руководители ВКР, рецензенты, а также студенты и все заинтересованные лица.

Расписание работы ГАК утверждается председателем не позднее чем за месяц до начала защиты ВКР. Списки студентов, допущенных к защите, представляются в ГАК.

В ГАК представляется ведомость учета представления документов для допуска к защите.

Защита ВКР происходит на открытом заседании ГАК в следующей последовательности:

1. Председатель ГАК объявляет фамилию студента-ди­плом­ника, зачитывает тему ВКР.

2. Заслушивается доклад дипломника.

3. Члены ГАК и присутствующие задают вопросы.

4. Студент-дипломник отвечает на вопросы.

5. Секретарь ГАК зачитывает рецензию на ВКР.

6. Заслушиваются ответы дипломника на замечания рецензента.

Задачи ГАК: выявить подготовленность студента к профессиональной деятельности и принять решение о том, можно ли дипломнику выдать диплом менеджера. Поэтому при защите студенту важно показать не только то, как работала организация, но и что сделано им самим при изучении проблемы.

По окончании доклада дипломнику задают вопросы председатель и члены комиссии, а также присутствующие. Вопросы могут относиться к теме ВКР или специальных курсов по управлению, поэтому студенту перед защитой целесообразно восстановить в памяти основное содержание специальных курсов и особенно те разделы, которые имеют прямое отношение к теме ВКР. Вопросы, в случае необходимости, можно записать и подготовить ответы, при этом разрешается пользоваться ВКР. По докладу и ответам на вопросы комиссия судит о широте кругозора дипломника, его эрудиции, умении публично выступать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

После ответов дипломника на вопросы зачитывается отзыв научного руководителя, в котором отмечаются актуальность и особенности данной работы, ее положительные и отрицательные стороны, отношение студента к своим обязанностям. Затем зачитывается внешняя рецензия и предоставляется заключительное слово дипломнику.

Оценивается ВКР по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

После окончания публичной защиты проводится закрытое заседание ГАК с участием руководителя ВКР. Открытым голосованием – простым большинством голосов – определяется оценка. При равном числе голосов голос председателя решающий.

Определяется общая оценка работы дипломника с учетом его теоретической подготовки, качества выполнения и оформления ВКР. ГАК отмечает новизну и актуальность темы, степень научной проработки, применения ЭВМ, практическую значимость результатов ВКР.

Ведется протокол заседания ГАК, куда вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о выдаче диплома (с отличием, без отличия). Протокол подписывается председателем и членами ГАК, участвовавшими в заседании.

В тот же день после оформления протокола заседания ГАК студентам объявляются результаты защиты ВКР

Студенту, не защитившему ВКР в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на один год. Для этого студент должен сдать в деканат факультета личное заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими уважительность причины.

После защиты ВКР со всеми материалами должна быть сдана в архив.

Диплом об окончании вуза и приложение к нему (выписка из зачетной ведомости) выдаются после оформления всех требуемых (в установленном в вузе порядке) документов.

На кафедре предпринимательства и управления из года в год должны систематизироваться сводные ведомости результатов защиты ВКРНОУ ВПО «Западно-Уральский институт экономики и права»

ГЛОССАРИЙ

Адаптация – свойство людей и систем приспосабливаться к условиям внешней среды.

Авторитарный (жесткий) стиль управления– стиль управления, основанный на личной власти.

Администрация – руководители предприятия.

Базовые стратегии – основные модели поведения организации в рыночной ситуации.

Бизнес-план – документ для обоснования и обеспечения проекта развития фирмы.

Бюрократическая организация – строгое, иерархическое построение служб, специализация функций и четкое разделение обязанностей и ответственности менеджеров.

Власть – возможность влиять на поведение других.

Влияние – поведение одного человека, которое изменяет поведение или положение другого человека.

Вертикальные связи – связи подчинения в управлении и передаче полномочий.

Внутренние переменные – ситуационные контролируемые факторы внутри организации: миссия, цели, задачи, технология, структура и люди.

Вознаграждение – материальная или моральная, внешняя или внутренняя оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации.

Делегирование – передача задач и компетенций лицу, принимающему на себя ответственность за их осуществление.

Демократический стиль управления – прогрессивный, сочетающий требовательность с доверием к исполнителям.

Децентрализация – разделение задач между несколькими функциями, сферами, лицами.

Дерево целей – график, схема разделения главных целей на подцели и задачи.

Диверсификация– процесс проникновения организации в другие отрасли производства. Используется для того, чтобы уменьшить степень риска выживания организации от зависимости хозяйственного подразделения, выпускающего товар или его ассортиментную группу только для одной отрасли или сферы деятельности. Проникая в различные отрасли и сферы деятельности, организация достигает эффекта от увеличения масштабов экономической деятельности.

Жизненный цикл организации – последовательное осуществление этапов ее развития: предпринимательство, коллективизм, формализация, совершенствование.

Жизненный цикл технологии производства товара – последовательное осуществление этапов ее создания, развития и умирания: зарождение, ускорение, замедление, зрелость и спад.

Жизненный цикл товара – последовательное осуществление этапов его создания, развития и умирания (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы НИОКР, технологическая подготовка производства, внедрение, рост, созревание, насыщение, спад и утилизация).

Задачи – конкретные виды действий, выполнения работ, операций, процедур по достижению цели.

Закон – нормативные правовые акты, установленные государством, общеобязательные нормы, принятые представительным органом государственной власти либо непосредственно волеизъявлением населения и регулирующий наиболее важные общественные отношения; общие, устойчивые, необходимые связи явлений, изучаемые наукой управления, выражающие наиболее важные внутренние черты, особенности процесса управления, устойчивые количественные и качественные соотношения между управляющей и управляемой системой. Значение законов организации и управления:

· образуют теоретический фундамент;

· способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному;

· позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

· позволяют анализировать опыт (в том числе зарубежный).

Иерархия – уровень соподчинения в управлении организацией.

Инновационный менеджмент – заключается в обеспечении условий создания, приобретения и освоения новшеств в организации.

Информация – предмет труда в управлении и средство коммуникации между людьми.

Информационная система – связанная совокупность отношений, оснащения и методов по обеспечению процесса управления необходимой информацией (данными).

Качество – соответствие требованиям стандартов, норм, вкусам людей.

Конкуренция – соперничество за обладание вниманием покупателя, рынком.

Конкурентоспособность товара – способность товара приносить потребителям дополнительную, сравнительно с другими или подобными ему товарами, ценность. Дополнительная ценность товара для потребителей определяется его эксплуатационно-тех­ни­че­ской характеристикой (потребительскими свойствами или качеством товара) и ценой товара. Производство товаров лучшего качества или с более низкими издержками является важнейшим фактором повышения ценности товара. Основным условием обеспечения таких преимуществ товара является создание и применение более совершенной технология его производства.

Конкурентоспособность организации – способность менеджмента ставить и достигать таких целей развития организации, которые обеспечивают конкурентоспособность производимых ею товаров и услуг.

Команда менеджера – сложившаяся группа поддерживающих сотрудников.

Качества менеджера – набор личных и профессиональных характеристик, позволяющих ему выполнять должностные обязанности и добиваться поставленных целей.

Кооперация – форма совместного труда людей или организаций.

Коммуникации – процессы обмена информацией между людьми и их группами.

Контроль – процесс обратной связи между менеджером и объектом управления для анализа и оценки его деятельности по достижению целей организации; является одной из функций управления.

Конфликт – столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, интересами, поведением людей.

Культура менеджера – знания и навыки эффективного управления, поведения и видения.

Либеральный стиль управления – предполагает высокую организационную культуру в организации, т. к. мотивация практически отсутствует; для него характерна низкая требовательность к результатам деятельности.

Лидер – человек, обладающий личностными свойствами, создающими ему авторитет в группе и позволяющими оказывать влияние на поведение людей в группе.

Линейно-функциональная структура управления – структура управления, которая обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья призваны командовать, а функциональные – подготавливать решения, консультировать, помогать в реализации конкретных вопросов, планов, программ.

Линейно-штабная структура управления – структура управления, которая включает в себя специально созданные при руководителях подразделения (штабы) для оказания помощи линейному менеджеру при выполнении отдельных задач и функций, однако они не принимают решений и не руководят.

Маркетинг – один из видов функциональной деятельности организации, подсистема по изучению рынка и формированию эффективного спроса; обеспечивает направленность деятельности организации на удовлетворение потребностей потребителя.

Матрица – двухмерная модель управления, учитывающая влияние двух переменных.

Менеджмент– см. Управление организацией.

Менеджер – руководитель организации или его структурного подразделения, обладающий специальной профессиональной подготовкой.

Менталитет – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку, общественной группе, нации.

Методы менеджмента – система правил, процедур и приемов выполнения различных функций управления с целью эффективного развития организации, адаптации ее внутренней среды к изменяющимся внешним условиям организации.

Миссия – предназначение в обществе, смысл существования организации.

Модель – идеальный или виртуальный объект, приближенно воспроизводящий основные элементы, связи и отношения исследуемого объекта.

Мотивация – побуждение себя и других к действиям по достижению общих (организационных) и индивидуальных целей; одна из функций менеджмента, которая позволяет формировать у работников интерес к деятельности, ведущей к реализации целей организации и работника.

Объект управления – то, на что направлено управленческое воздействие: организация, люди, связанные с операционной деятельностью по производству благ.

Обратная связь – обратные потоки информации от объекта к субъекту управления.

Оперативный менеджмент – предполагает разработку тактических и оперативных мер по реализации стратегий развития организации.

Организация – 1) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения личных и организационных целей; общее название учреждений, предприятий, органов управления и т. п.; 2) к Организовать. Процесс создания организационной структуры, способной предоставить людям возможность эффективно работать для достижения организационных целей; одна из функций менеджмента по структурированию работ, распределению задач, делегированию полномочий, определению правил, процедур, приемов и методов выполнения и интегрирования работ и их ресурсному обеспечению.

Организационная структура – логическая взаимосвязь уровней менеджмента и функциональных областей, организованная так, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.

Ответственность – обязательства работника выполнять порученные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

Открытая система – система, динамично взаимодействующая с окружающей ее внешней средой. Организации считаются открытыми системами.

Планирование – процесс выбора целей и решения, что надо сделать для их достижения; является одной из функций менеджмента.

Потребности – физиологическое или психологическое ощущение дискомфорта, нужды.

Правила – точное описание того, что надо делать в той или иной уникальной ситуации.

Производственный процесс – процесс воздействия человеческого труда на предметы и средства труда с целью получения блага: товаров и /или услуг.

Предмет труда – вещь или информация, на которые направлен труд человека и которые с помощью средств труда преобразуются в новое благо.

Предприниматель – владелец собственного дела, чаще всего какого-то нового, несущий весь риск его претворения в жизнь.

Процедура – предписание, какие действия необходимы в конкретной ситуации.

Процесс управления – серия непрерывных взаимосвязанных и взаимозависимых действий (функций): планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и управленческие решения; работа по достижению целей организации с помощью других людей.

Полномочия – организационно закрепленные права на использование ресурсов организации и людей для выполнения делегируемых задач.

Работа – выбранное человеком занятие, деятельность, которая обеспечивает его средствами к существованию и развитию; выделяют три вида работ: с предметами, людьми и информацией.

Разделение труда – форма сотрудничества, при которой отдельные участники производственного процесса или группы выполняют различные и притом дополняющие одна другую трудовые операции.

Регулирование – процесс выработки корректирующих мер с целью актуализации (обновления) деятельности, что обеспечит устранение выявленных проблем или отклонений.

Ресурсная организация – предназначена для рационального использования имеющихся ресурсов при производстве товаров или услуг.

Ресурсы менеджера – выработанные руководителем личностные и профессиональные качества, а также организованные им условия и ресурсы, которые он намерен использовать для достижения цели.

Решение – выбор одной из имеющихся альтернатив.

Риски – степень неопределенности при прогнозировании результата.

Роли менеджера – предусмотренные должностным положением и технологией управления повторяющиеся виды работы, которые в совокупности составляют содержание деятельности менеджера независимо от характера конкретной организации.

Самоопределение – анализ человеком ситуации для выявления своей роли в ней.

Ситуационное управление – технология и способ мышления менеджера, позволяющие решать организационные проблемы в условиях конкретного набора обстоятельств.

Синергия – повышение результативности работы организации как единого целого, потенциал и возможности которой превышают потенциал и возможности ее отдельных структурных подразделений.

Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в единое целое.

Специализированное разделение труда – с точки зрения технологии работа, которая поручается лицам, выполняющим ее наилучшим образом; сосредоточенность на каком-либо занятии и приобретение соответствующих знаний, умений и навыков, обеспечивающих высокий профессиональных уровень работника.

Среда окружения организации – факторы внешней среды, которые оказывают влияние на организацию и должны быть учтены менеджером при принятии управленческих решений.

Средства труда – орудия и материальное оснащение, с помощью которых человек воздействует на предмет труда.

Стиль руководства – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.

Стратегия– общий, всеобъемлющий план управления организацией, направленный на укрепление ее позиций, достижение конкурентных преимуществ, удовлетворение потребностей сотрудников и потребителей и достижение поставленных целей в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды организации.

Стратегическое управление – подход к управлению организацией как к открытой системе, функционирующей в условиях изменчивости и неопределенности окружающей ее среды, превращает функции управления менеджера в большей степени в искусство (стратегия от греч. strateqos – искусство генерала). Стратегическое управление объединяет в единое целое процессный, системный и ситуационные подходы к управлению. В отличие от классического (научного) управления является непрерывно изменяющимся динамичным процессом, всецело зависящим от изменчивости условий внешней среды.

Среда окружения организации – факторы внешней среды, которые оказывают влияние на организацию и должны быть учтены менеджером при принятии управленческих решений.

Субъекты управления – менеджеры, руководители различного уровня в организации, наделенные полномочиями для принятия решений в определенной сфере деятельности организации.

Труд – целенаправленная деятельность людей по превращению исходного сырья и других ресурсов в готовое благо: товар или услугу.

Управление – взаимосвязанные и взаимозависимые процессы: планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация и управленческие решения.

Управление организацией – выполнение взаимосвязанных и взаимозависимых процессов планирования, организации, мотивации, контроля, коммуникаций и управленческих решений по достижению целей организации через действия других людей.

Управление человеческими ресурсами – управление людьми, основанное на привлечении в организацию нужных ей людей, способных к непрерывному совершенствованию и развитию, обеспечения к ним индивидуального подхода, справедливого отношения и удовлетворения их личностных и организационных целей.

Управленческие решения – процесс выбора одной из альтернатив, одна из главных функций управления, которая отличает руководителя от рядового работника.

Уровень менеджмента – иерархический уровень, на котором осуществляется управление организацией; выделяют три уровня: высший, где принимается основная часть стратегических решений; средний, где принимаются оперативные решения и распоряжения по текущему управлению; нижний, предназначенный для организации исполнительских работ.

Финансовый менеджмент – управление движением финансовых ресурсов внутри организации и финансовыми отношениями с хозяйствующими субъектами и государством.

Функциональные области менеджмента – объекты управленческого воздействия в организациях, которые формируют функциональные виды деятельности: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, человеческие ресурсы.

Характер – личностная, не врожденная психологическая характеристика человека, которую необходимо учитывать при коммуникации.

Цели – в организации это конкретные конечные состояния или желаемые результаты деятельности группы, определяются в ходе планирования.

Целостность – рассмотрение организации как единой социально-экономической системы, социального организма, обладающего особыми свойствами.

Централизация – сведение полномочий и ответственности менеджеров в единый центр управления.

Человеческие ресурсы – люди, профессионально овладевшие знаниями, умениями и навыками, необходимыми для производства конкретных видов благ; являются носителями и генераторами новых идей, обеспечивающих конкурентное преимущество организации, отличаются от других производственных ресурсов наличием интеллекта, индивидуальными личностными свойствами и потребностями.

Человеческий капитал– образование, квалификация, приобретенные в процессе производства; знания, умения и навыки, воплощенные в человеке.

Школы управления – совокупность подходов и взглядов на управление, выражаемых учеными и лидерами менеджмента в определенный период их применения; различают классический менеджмент (Ф. Тейлор), административную школу (А. Файоль), рациональную бюрократию (М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мэйо), школу бихевиоризма (Ф. Герцберг), школу человеческих ресурсов (М. Бир).

Эффективный менеджмент – набор освоенных менеджерами управленческих технологий в различных ситуациях и условиях внешней среды, которые обеспечивают выживаемость и высокую конкурентоспособность организации.

Наши рекомендации