Правовые основы функционирования организации

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ - 2015

Лекция 1 Введение

В условиях рыночных отношений организация является основным (связующим) звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Организация - это самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект экономики, созданный в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), для производства и реализации продукции, выполнения работ или предоставления услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Правовые основы функционирования организации

Деятельность организации регламентируют:

ГК РФ, устав организации и коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией организации.

ГК РФ определяет порядок создания, регистрации, ликвидации и реорганизации организации.

Организация включается в государственный реестр со дня его регистрации.

Управление организацией осуществляется в соответствии с его уставом.

Обобщающим показателем хозяйственной деятельности организации является финансовый результат:

  • прибыль, порядок использования которой определяет собственник, или
  • убыток.

Организация несет ответственность за нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, за загрязнение окружающей среды.

Основные признаки классификации организаций:

  1. - цель и характер деятельности,
  2. - используемые ресурсы,
  3. - отраслевая принадлежность,
  4. - местоположение,
  5. - размер организации,
  6. - форма собственности,
  7. - организационно-правовая форма:
    • коммерческие: ООО, АО,
    • некоммерческие: Общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.

Рассмотрим признаки классификации организаций подробно.

1. По цели и характеру деятельности можно выделить два вида организаций:

коммерческие и некоммерческие.

Главной целью создания коммерческойорганизации является получение максимально возможной прибыли. - магазин, обувная фабрика;

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. - ТСЖ, садоводческое товарищество, благотворительный фонд.

2. В соответствии с особенностями используемых ресурсов организации делятся на:

- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

Для трудоемких организаций характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства.

Фондоемкие организации имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления.

Материалоемкие организации имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим организациям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

3. В соответствии с отраслевой принадлежностью организации подразделяются на:

1) промышленные- осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2) строительные;

3) торговые - сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

4) банки -собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

5) транспортные - занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

6) страховыеорганизации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

7) организациив сфере услуг, например, гостиницы, турфирмы, консалтинговые фирмы и другие.

4. Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности организации.

Выбор места расположения организации определяется на основе следующих критериев:

- Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких организаций.

- Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.

- Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Организация располагается там, где эти условия наиболее выгодны.

- Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких организаций. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.

- Ориентация на потребителя особенно важна для торговых организаций.

5. размер организации. Определено три критерия для отнесения предприятий к малому или среднему бизнесу: состав учредителей, объем выручки или балансовая стоимость основных средств и нематериальных активов и численный состав сотрудников.

а) состав учредителей: доля участия государства, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале юридических лиц не должна превышать 25%.

б) Закон предписывает правительству не реже одного раза в пять лет устанавливать предельные значения объема выручки или балансовой стоимости активов.

На сегодняшний день выручка от реализации товаров без НДС или балансовая стоимость (остаточная стоимость) основных средств и нематериальных активов за предшествующий календарный год не должны превышать:

· 2 млрд рублей- для средних предприятий;

· 800 млн. руб. – для МП,

· 120 млн. руб. – для микропредприятий,

в) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 100 человек включительно – для малых предприятий,

· до 15 человек – для микропредприятий;

6. По формам собственности различают частные, государственные и смешанные предприятия.

7.Классификация предприятий (фирм) по организационно-правовым формам предпринимательской деятельности:

  • коммерческие:

√ Полное товарищество

√ Товарищество на вере (коммандитное)

√ Акционерное общество (публичное, непубличное)

√ Общество с ограниченной ответственностью

√ Хозяйственное общество

√ Производственные кооперативы

  • некоммерческие:

√ Потребительский кооператив

√ Общественные и религиозные организации (объединения)

√ Фонды

√ Учреждения

√ Ассоциации (союзы) организаций

Правовые основы функционирования организации - student2.ru

Организация обладает следующими признаками:

1) оно должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия;

2) оно отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

3) оно выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;

4) имеет право быть истцом и ответчиком в суде;

5) должно иметь самостоятельный баланс, законченную систему учета, своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

6) имеет расчетный и другие счета в банках;

7) должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Организация - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда организации выступает как нечто заданное.

Внешнюю среду подразделяют на:

· микросреду - среду прямого влияния на организацию, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) организации, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения (банки), страховые компании и др. контактные аудитории;

· макросреду, косвенно влияющую на организацию и его микросреду. Она включает политическую, природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, и международную среду.

Основные факторы внешней макросреды организации:

1. Политическаяобстановка (стабильность, нестабильность).

2. Экономическая обстановка:

· инфляция, дефляция;

· политика цен;

· кредитно-денежная политика и др.

3. Социальные факторы:

· уровень доходов;

· уровень безработицы;

· социальная защита;

· покупательная способность и др.

4. Законодательство:

· налоги;

· правовая защита предпринимательской деятельности (законодательство: антимонопольное, о недобросовестной рекламе, антидемпинговое и другие);

· защита прав потребителей;

· законодательство по безопасности и качеству товаров;

· законодательство по охране труда и технике безопасности;

· законодательство по охране окружающей среды и т.д.

5. Научно-технические факторы:

· ускорение научно-технического прогресса (НТП);

· рост ассигнований на НИОКР;

· технологическое развитие отрасли и др.

6. Природныефакторы:

· доступность (дефицит) сырья;

· динамика цен на топливо и энергию;

· загрязнение окружающей среды.

7. Демографические факторы:

· изменение народонаселения (старение общества, снижение рождаемости);

· возрастной состав населения;

· миграция населения;

· профессиональный состав;

· образование.

8. Факторы культурной среды:

· культура;

· субкультура и др.

Внутренняя среда организации является по существу реакцией на внешнюю среду.

внутреннюю средуорганизации можно свести к следующим укрупненным сферам:

· производство;

· маркетинг

· материально-техническое снабжение (МТС);

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

· финансовое управление, бухгалтерский учет и отчетность;

· общее управление.

Всякая организация не существует сама по себе, а связана с экономикой

- с одной стороны - через рынок экономических ресурсов (факторы производства-природные, инвестиционные, трудовые),

с другой — через рынок сбыта, поэтому экономика организации должна исследовать отношения как с другими хозяйствующими субъектами, так и с рынком.

Наши рекомендации