Особенности привлечения к административной ответственности в связи с несчастным случаем на производстве
В соответствии со ст.229.2 Трудового Кодекса РФ основными задачами расследования являются не только выявление обстоятельств и причин, виновных лиц, но и выработка предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
Вместе с тем, реализовать превентивные задачи в рамках расследования несчастного случая не всегда возможно в полном объеме. Так затруднения испытываются при расследовании несчастных случаев происшедших на крупных предприятиях, у работодателей, осуществляющих деятельность по различным адресам, а зачастую и в различных субъектах РФ.
Поэтому для реализации данной задачи инспекции помимо расследования несчастного случая параллельно назначают проверку соблюдения трудового законодательства.
По результатам расследования несчастного случая, а также по результатам проведенного в связи с ним проверки инспектором выдается обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства, а также при необходимости предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, запрете использования ненадлежащих средств индивидуальной защиты (ст. 357 Трудового Кодекса РФ). Исполнение надлежащих предписаний позволяет предупредить несчастные случаи у данного работодателя.
Также по результатам расследования несчастных случаев и проведения проверки виновные лица привлекаются к ответственности.
Однако, привлечение к административной ответственности возможно не только по результатам, но и в ходе расследования несчастных случаев.
Так, уже в ходе расследования несчастного случая необходимо привлекать к административной ответственности виновных лиц за неисполнение обязанностей работодателя, предусмотренных статьей 228 Трудового кодекса. При этом, как правило работодатель допускает нарушения в части несвоевременного уведомления о несчастном случае, а также по сохранению обстановки. Оба этих нарушения создают угрозу неверной квалификации несчастного случая, затрудняют установление нарушений и причин несчастного случая, влекут невозможность привлечение виновных лиц к ответственности. Поэтому данный вид нарушений является одним из наиболее опасных. Ответственность за данные нарушения предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ.
Кроме того, не по результатам, а уже в ходе проверки необходимо привлекать за нарушение порядка формирования комиссий, нарушения порядка регистрации несчастных случаев, ответственность за данные деяния также предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ.
По результатам работы территориальных органов Роструда видно, что за нарушения законодательства о труде и об охране труда к ответственности привлекаются лица, занимающие следующие должности: директор, заместители директора, главный инженер, начальник производства, старший мастер, начальник участка, начальник цеха и др.
Одной из особенностей отдельных элементов состава административного правонарушения и субъектов административной ответственности за нарушение трудового законодательства является привлечение к административной ответственности юридических лиц.
Привлечение к административной ответственности осуществляется за нарушение конкретных требований охраны труда, выявленных в процессе расследования несчастного случая.
Субъектом ответственности за совершение преступлений, предусмотренных данной статьей, является лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью или смерть человека.
Согласно части 3 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
К административной ответственности может быть привлечено любое юридическое лицо, в том числе и имеющие такой статус органы государственной власти и местного самоуправления.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм по охране труда, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Привлечение к административной ответственности лиц, допустивших нарушение требований охраны труда, предусматривающих ответственность за нарушения, явившиеся причинами несчастного случая, должно осуществляется после получения постановления правоохранительных органов об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. 143 УК РФ.
Справочно:
К уголовной ответственности по статье 143 УК РФ привлекают лиц, достигших возраста 16 лет, на которых в силу их служебного положения или специального распоряжения возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда и техники безопасности на предприятии или конкретном участке работ.
Органами предварительного расследования в качестве обвиняемых по статье 143 УК РФ привлекаются руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к соблюдению норм охраны труда или к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда.
Статья 143 УК РФ предусматривает ответственность для руководителей нижнего и среднего уровня, если они, взяв на себя непосредственное руководство проведением отдельных видов работ, дали пострадавшим работникам указания, противоречащие правилам и нормам техники безопасности, установленным для данного вида работ.