Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ

В общем виде себестоимость погрузочно-разгрузочных работ определяют делением суммы расходов на эти работы на количество груза в физических тоннах, переработанных портом:

Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ - student2.ru (47)

Себестоимость работ по перемещению грузов в портах отправления и назначения составляет значительную часть общей себестоимости доставки грузов водным транспортом (в среднем около 30 %). Таким образом, сокращение себестоимости этого вида работ имеет важное значение для повышения экономичности и эффективности работы водного транспорта, усиления его роли в обслуживании народного хозяйства страны.

Расходы, включаемые в себестоимость перегрузочных работ, подразделяются на 4 укрупненные группы:

1) оплата труда портовых рабочих (включая механизаторов, обслуживающих перегрузочные машины) – основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальное страхование;

2) содержание машин и перегрузочных устройств в эксплуатации без заработной платы рабочих-механизаторов;

3) содержание портов;

4) доля распределяемых расходов пароходства – на содержание рейдового и служебно-вспомогательного флота, связи, управления пароходства и общеэксплуатационных.

Расходы по оплате труда портовых рабочих. На основных работах применяется сдельная система оплаты труда. Повременная оплата предусмотрена на подсобно-вспомогательных работах, на работах по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, переходов и переездов на другие участки работы.

Основной формой организации труда портовых рабочих на перегрузочных работах является комплексная бригада, включающая и механизаторов, обслуживающих перегрузочные машины. Сдельная заработная плата на 1 т груза определяется делением сменной сдельной тарифной ставки рабочего на сменную норму выработки одного рабочего комплексной бригады. Эта норма в свою очередь исчисляется по родам грузов делением производительности комплексной бригады за смену на число ее членов, установленное в соответствии с проектной схемой организации и механизации перегрузочного процесса. Размер повременной заработной платы определяется в процентах от сдельной (в среднем этот размер составляет в портах 20 %). Доплаты и премии также исчисляются в процентах от сдельной заработной платы.

Расходы на содержание перегрузочных машин включают затраты на топливо и электроэнергию, материалы, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, на амортизацию и на текущий ремонт машин и подкрановых путей, прочие расходы на содержание машин в эксплуатации. Сюда же включаются и расходы по зимнему отстою плавучих перегрузочных машин; номенклатура этих расходов аналогична перечню затрат по зимнему отстою флота.

Прочие прямые расходы по эксплуатации перегрузочных машин включают в себя затраты по охране труда и технике безопасности, по осмотру и дезинфекции плавучих перегрузочных устройств и машин и другие расходы. В проектных расчетах эти расходы исчисляются в процентах от суммы остальных затрат по содержанию машин (примерно 4 % от суммы остальных расходов, кроме заработной платы механизаторов).

Расходы на содержание портов включают 2 группы затрат – административно-управленческие и производственные.

К административно-управленческим относятся расходы на основную и дополнительную заработную плату работников управления порта с отчислениями на социальное страхование, на содержание административно-бытовых зданий и другие расходы управленческого характера (канцелярские, почтово-телеграфные, командировочные и др.).

К производственным относятся расходы на содержание производственного аппарата порта, включая распорядительский и обслуживающий персонал (начальники грузовых участков, инженеры, техники, мастера, диспетчеры, нормировщики, заведующие грузовыми складами и др.). Производственные расходы порта включают также затраты на содержание производственных зданий и сооружений – причалов и оградительных сооружений, грузовых складов и площадок, подъездных путей и подкрановых эстакад, дорог, а также стоечного флота для обслуживания перегрузочных работ.

Кроме перечисленных прямых затрат, связанных только с выполнением перегрузочных операций, себестоимость последних включает еще долю расходов, распределяемых между разными видами работ (перевозками и перегрузочными работами), а именно: долю расходов на содержание рейдового и служебно-вспомогательного флота, связи, управления пароходства и общеэксплуатационных.

При проектных расчетах себестоимости перегрузочных работ расходы на содержание портов и доля распределяемых затрат исчисляются в процентах от остальных затрат, т.е. от суммы расходов на оплату труда портовых рабочих и содержание перегрузочных машин.

Себестоимость погрузочно-разгрузочных работ зависит от величины затрат на их выполнение и объема и качества переработки грузов. Она является одним из важнейших показателей работы портов и характеризует эффективность использования материальных и трудовых ресурсов при переработке грузов.

Увеличение объема перегрузочных работ путем привлечения грузов на воду, повышение доли работ, выполняемых средствами портов, и концентрация работ в крупных портах способствует снижению себестоимости, так как при этом создаются условия лучшего использования ресурсов портов.

Наши рекомендации