Техническая характеристика зарядных устройств «Катунь» и «Ульба»
Тип зарядчика | «Катунь» | «Ульба-100» | «Ульба-400» |
Техническая производительность, кг/с | 0,17-0,42 | 0,17—1,7 | 0,17—2,00 |
Диаметр заряжаемых шпуров, скважин, мм | 36—70 | 56—125 | 70—250 |
Угол наклона заряжаемых шпуров, скважин, Градус | 0—360 | 0—360 | 0—360 |
Длина гшевмодоставки ВВ, м | «300 | «300 | |
Внутренний диаметр зарядного трубопровода, мм | 20; 25 | 25; 32, 40 | 25; 32, 40 |
Расход сжатого воздуха, л/с | <50 | «130 | «170 |
Расход воды, л/с | 0,025 | «0,1 | «0,7 |
Вместимость нагнетательной камеры, л | |||
400 Вместимость бака для Воды, л | 4,7 | ||
Рабочее давление в нагнетательной камере, МПа. | <0,8 | «0,8 | 0,2—0,7 |
Производительность загрузки, кг/с..... | 2,0 | ||
Масса, не более, кг | |||
Основные размеры, мм | |||
длина | |||
ширина | |||
высота |
Вариант машины «Ульба-400С» отличается тем, что собственно зарядное устройство «Ульба-400» установлено на самоходное шасси.
Стабилизация расхода в этих машинах обеспечивается с помощью регулятора расхода воздуха прямого действия.
Расход жидкой добавки стабилизируется за счет параллельного включения питателя для жидкости с нагнетателем для ВВ.
Функция защиты от закупорки зарядного трубопровода решена за счет применения автоматической блокировки, которая при выходе на критический режим работы системы заряжания ограничивает подачу ВВ и жидкости в трубопровод.
Контроль состояния системы заряжания осуществляется с помощью манометров, установленных на входе машины и на нагнетательной камере. Показания этих манометров характеризуют сопротивление транспортной магистрали и соответственно возможности машины по производительности.
Пневмовакуумная загрузка осуществляется с помощью эжектора, установленного на верхней части нагнетательной камеры, крана и рукава с наконечником, который стыкуется с любыми доставочными емкостями. Все машины комплектуются специальными насадками «Факел» трех типоразмеров (36, 60 и 100 мм).
Машины создают возможности для автоматизации процесса формирования заряда в скважине посредством использования насадки-автомата.
В зарядчике ЗП-2 при подаче воздуха под поршень 4 перемещается шток 3, а клапаном 2 закрывается загрузочное окно (Рисунок 42).
Порционный зарядчик ЗП-2, пневмозарядчик ЗМК-1. Рисунок 42
При этом открывается отверстие 6 и воздух поступает в камеру дозирования и выдавливает размещенную там порцию ВВ в зарядный шланг. После этого под действием пружин 5 шток 3 опускается вниз, и цикл работы повторяется.
В зарядчике ЗМК-1 клапан 1 связан с поршнем 3 расположенным в пневмоцилиндре 2, после заполнения дозирующей камеры 4 происходит аэрирование ВВ, и оно по шлангу подается в скважину (Рисунок 42).
Для обеспечения безотказной детонации гранулированных ВВ в шпуровых зарядах необходимо соблюдение ряда условий при их формировании зарядными устройствами.
Для нормального протекания процесса укладки гранулированного ВВ в шпуре конец зарядной трубки должен находиться от движущегося «забоя» на одном и том же оптимальном расстоянии. При этом оси шпура и зарядной трубки должны совпадать. Для соблюдения этого условия заряжающий, установив в начальный момент конец зарядной трубки от боевика или забоя на оптимальном расстоянии, по мере подвигания «забоя» заряда должен отодвигать и трубку с зарядчиком до завершения цикла заряжания за один прием. Для шпуров диаметром 40 мм это условие соблюдается при технической производительности зарядчика не более 0,2 кг/с (12— 15 кг/мин).При большей производительности заряжания, например, нагнетательных порционных зарядчиков (ЗП-2, ЗМК-1 и др.) шпуры заряжают практически при неподвижной зарядной трубке. При этом расстояние от ее конца до заряда по мере заряжания меняется от максимального до минимально допустимого по выносу частиц ВВ из шпура. Естественно, в этом случае плотность ВВ в заряде непостоянна и уменьшается от устья шпура к забою. Этим обстоятельством, а также большими потерями скорости частиц ВВ в трубопроводе вследствие высокой весовой концентрации смеси, достигающей у порционных зарядчиков в момент подачи порции в шпур до 30— 40 кг/мин, объясняются относительно низкие (1,03—1,07 г/см3) средние показатели по плотности заряжания и ее изменения в каждой порции ВВ, доставленной в забой от насыпной плотности до 1,2 г/см3.
Признаком, определяющим, к какому типоразмеру отнести ту или иную зарядную машину для подземных работ, является масса максимального заряда ВВ, формирование которого в шпуре или скважине она обеспечивает при непрерывном процессе заряжания. Зарядные машины и устройства должны обеспечивать:
формирование заряда ВВ в шпуре или скважине за один прием;
регулирование и поддержание в заданных пределах концентрации смеси воздух-ВВ и скорости ее движения, а следовательно, и технической производительности;
заряжание скважин диаметром 70—250 мм любого направления при длине зарядного шланга до 300 м;
контроль за качеством укладки в скважине и количеством заряжаемого ВВ;
дозированный ввод заданного количества жидких добавок в ВВ в процессе заряжания;
равномерную укладку ВВ в шпуре с заданной плотностью по всей его длине;
измельчение гранул до такой степени, чтобы обеспечить в заряде из грубодисперсных гранулированных ВВ постоянство механической смеси заданной дисперсности.