Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рис. 2 –13.
Совокупная выручка равна произведению количества проданной продукции на ее цену:
TR= P*Q, (2.5)
где TR (total revenue) – совокупная ( общая) выручка (доход);
Р (price) – цена;
Q (quantitu) – количество.
Рис. 2—13. Эластичность и общая выручка
Если спрос по цене эластичный ( >1), то снижение цены вызывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем левом углу: процентное изменение количества продукции мало, а процентное изменение цены — велико.
Если спрос по цене неэластичен ( < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выручки. Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в табл. 2-1.
Таблица 2-1
Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значение для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли.
Факторы влияющие на эластичность
Факторами, влияющими на эластичность, являются:
1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Однако при этом следует учитывать, насколько узко определены границы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве примера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет, в качестве заменителя соль грубого помола, которая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким образом, в первом случае практически отсутствуют товары-заменители, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, производимые в разных странах).
2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).
Размер дохода.
4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких предметов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели эластичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.
5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.
6. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (ЕPD=0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитыватьих энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.