Лесной доход и существующие источники финансирования лесного хозяйства
Возникновение финансов обусловлено такими факторами:
1)Общественное разделение труда и деление общества на социальные группы
2)Развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства товаров и услуг
3)Появление самостоятельных независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающие для производства необходимые денежные фонды
4)Создание централизованного государства
Финансы как экономическая категория выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования стоимости конечных товаров и услуг независимо находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам
Национальный доход – показатель, определяющий суммарный доход всех жителей страны.
Функции:
1)Распределительная. Субъектами распределения на микроуровне выступают юр. и физ лица. На макроуровне – государство.
2)Контрольная. Сигнализирует о возникновении к/л отклонений в пропорциях.
3)Регулирующая. Связана с вмешательством государства в процесс производства
Сущность и структура финансовой системы РФ
1) Государственные финансы
2)Местные финансы
3)финансы юридических и физических лиц
1 – отражают экономические отношения по формирования и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для выполнения государственных нужд. Государственные финансы включают в себя госбюджет и государственные внебюджетные фонды.
Госбюджет – финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона (централизованный фонд денежных средств государства). По социально-экономической сущности госбюджет представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода государства.
ВВП измеряет стоимость конечного потребления и не используется в целях промежуточного потребления.
Госбюджет выполняет функции:
1)Перераспределительная (до 50% нац. дохода страны)
2)Регулирующая (регулирует темпы развития экономики)
3)Стимулирующая (обеспечивает эффективность использования всех экономических ресурсов)
4)Контрольная (осуществляет контроль в правильности использования средств)
Структура бюджетной системы страны включает: Совокупность федерального бюджета, субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов (государственные внебюджетные фонды РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов). Бюджетами государственных внебюджетных фондов является:
- Бюджет пенсионного фонда РФ
- Социальное страхование
- Медицинское страхование
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Финансы предприятий лесного сектора.
Финансы предприятия - совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.
Формирование - обеспечение финансовыми ресурсами кругооборота средств предприятия. В состав данной функции входят денежные потоки по формированию уставного капитала и собственного капитала предприятия, привлечение средств, кредитов и займов, прибыли и доходов
Использование – обеспечение оптимального распределения и использования финансовых ресурсов и формирование денежных потоков с целью оптимальности вложений.
Контроль (за соблюдением законодательства на уровне предприятий со стороны государства)
Финансовые ресурсы предприятия – совокупность капитала, имущества, денежных средств, выраженных в денежной форме.
К внутренней части финансовых ресурсов предприятия относят:
1) Собственный капитал предприятия в денежном выражении
2) Имущество, находящееся в распоряжении предприятий на правах собственности
3) Прочие
К внешней части финансовых ресурсов относят:
1)заемные денежные средства
2)привлеченные
3)находящиеся в оперативном распоряжении предприятия (аренда, лизинг).
Совокупность активов, которые м/б использованы при осуществлении производственной деятельности для функционирования и дальнейшего развития.
По ликвидности группируются:
А1 – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, имеющие абсолютную ликвидность
А2 – дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы – активы, имеющие некоторые ограничения при использовании в качестве денег.
А3 – сырье, материалы, НЗП, ГП, долгосрочные финансовые вложения.
А4 – основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство (используются в исключительных случаях).
Источники финансирования лесного хозяйства
Лесохозяйственная деятельность финансируется за счет 1)федерального бюджета на основании заявки и при этом лесное хозяйство несмотря на его принадлежность к производственной сфере, получает финансовые средства по той же схеме, которая существует для отраслей непроизводственной сферы по принципу остаточного финансирования
2)Из бюджета субъектов РФ
Под государственным лесным доходом подразумеваются денежные поступления в бюджет РФ от хозяйственного использования лесов:
- Плата за отпуск древесины на корню по главному и промежуточному пользованию и прочих рубках
- Плата за заготовку живицы, недревесных лесных ресурсов
- Плата за сбор пищевых лесных ресурсов и лекарственных ресурсах в коммерческих целях
- Плата за пользование лесами для охоты
- Плата за пользование лесными участками для с/х
- Плата за пользование лесами для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности
- Плата за пользование лесами при осуществлении рекреационной деятельности
- Плата при создании лесных плантаций и их эксплуатации
- Плата за пользование лесами при выращивании лесных плодово-ягодных, декоративных, лекарственных растений
- Плата за разработку месторождение полезных ископаемых
- Плата при эксплуатации водоохранных и иных искусственных водоемов
- Плата при эксплуатации линий электропередач, связи, дорог, трубопроводов
- Плата при переработке древесины и др лесных ресурсов
- Суммы, полученные от продажи лесопродукции, оставленной лесопользователями в лесу, от продажи незаконно срубленной древесины
- Взыскиваемые с лесопользователей суммы неустоек, убытков, причиненных ленсному фонду, а также суммы штрафов, пеней за нарушение правил лесопользования, правил пожарной безопасности в лесах.
Система налогов и сборов в РФ
Прямые и косвенные. Прямые взимаются государством с доходов и имущества налогоплательщиков. Косвенные – надбавки к цене или тарифы на услуги.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее - региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, госпошлины).
Региональными - обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации (на имущество организаций, на игорный бизнес).
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (земельный налог, налог на имущество физических лиц).