Собирание доказательств
Часть 1 ст. 86 УПК РФ устанавливает, что «собирание доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом».
Деятельность по собиранию доказательств, в свою очередь, состоит из нескольких этапов: обнаружение, изъятие, фиксация (закрепление), приобщение к делу.
Обнаружение доказательств – их отыскание, выявление. Доказательства выявляются, главным образом, при производстве следственных действий (осмотров, обысков, контроля и записи переговоров и т.д.).
Могут они выявляться и при производстве других процессуальных действий, например ревизии. Доказательства могут выявляться и непроцессуальным путем, например, в результате производства оперативных мероприятий. Однако, в последнем случае дальнейшие действия по закреплению и приобщению к делу выявленного доказательства должны производиться в порядке, предусмотренном УПК РФ, и тем дознавателем, следователем, в производстве которого находится уголовное дело.
Обнаружение предполагает оценку выявленных сведений как доказательств с точки зрения относимости. Естественно, это оценка носит предварительный характер.
Следующим этапом в собирании доказательств является изъятие (получение) доказательства. Изъятие (получение) может производиться путем истребования, производства выемки в добровольном или принудительном порядке, иных следственных действий (например, в ходе производства допроса свидетеля).
Фиксация – это закрепление доказательства. УПК РФ предусматривает различные способы фиксации доказательств. Но основным и обязательным средством (способом) фиксации является составление письменного протокола того следственного действия, в результате которого получено доказательство, или отдельного протокола осмотра документа или вещественного доказательства, когда осмотр производился как самостоятельное следственное действие.
Доказательства могут фиксироваться и с применением технических средств: фотографирования, аудио- и видеозаписи, дактилоскопирования и т.д. Но все перечисленные способы фиксации доказательств являются вспомогательными, и результаты их применения (фотографии, видеозапись, слепки, дактилокарты и т.д.) имеют юридическую значимость лишь при наличии письменного протокола.
И, наконец, доказательство должно быть приобщено к уголовному делу. УПК РФ предусматривает различные способы приобщения к делу доказательств. Так, для приобщения к делу вещественного доказательства составляется соответствующее постановление. Документы могут быть приобщены к делу на основании копии запроса следователя или сопроводительного письма. Показания допрошенного лица фиксируются в протоколе допроса, и он приобщается к делу. При этом никакого специального документа о приобщении протокола допроса к делу составлять не требуется.
Для того чтобы доказательство, приобщенное к делу, не было, затем, признано недопустимым, на каждом этапе собирания доказательств дознаватель, следователь обязаны неуклонно соблюдать все требования уголовно-процессуального закона.
Существенным недостатком УПК РФ является то, что он (в отличие от УПК РСФСР) не перечисляет конкретные способы собирания доказательств.
В ч. 1 ст. 86 УПК РФ содержится лишь общее правило о том, что собирание доказательств осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий. Как нам представляется, способы собирания доказательств остаются прежними, т.е. теми, которые были до вступления в силу нового УПК РФ.
1. Основным способом собирания доказательств остается производство следственных действий. УПК РФ содержит исчерпывающий перечень следственных действий.
Среди всех следственных действий УПК РФ выделяет те, производство которых допускается в стадии возбуждения уголовного дела: осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение экспертизы. Кроме того, УПК РФ содержит понятие неотложных следственных действий. При этом, по смыслу УПК РФ, неотложным может быть признано по конкретному делу в конкретной обстановке любоеследственное действие из числа, предусмотренных УПК РФ.
2. Истребование документов и предметов. Дознаватель, следователь, по находящемуся в его производстве уголовному делу, вправе истребовать имеющие значение для дела предметы и документы от любого субъекта (физического, юридического лица, должностного лица, органа и организации и т.д.), у которого они находятся.
Предметы, документы могут быть также получены в результате производства обыска и выемки. Истребование как способ собирания доказательств может использоваться при наличии двух условий:
1) точно известно, какой предмет или документ необходим и где (у кого) он находится;
2) нет оснований полагать, что документ (предмет) может быть утрачен, уничтожен или испорчен. Если же подобные предположения имеются, то следует незамедлительно производить обыск или выемку.
3. Представление предметов и документов участниками процесса и иными лицами. Представить документы и предметы, могущие быть доказательствами, может любое лицо, в том числе и не имеющее никакого отношения к данному уголовному делу.
Разница, однако, заключается в том, что если предметы (документы) представляет участник процесса (потерпевший, обвиняемый, защитник и др.), следователь обязан оценить относимость представленного доказательства и принять письменное решение (вынести постановление) об удовлетворении ходатайства и приобщении к делу представленного объекта или об отказе в этом. Как и любое иное, это постановление следователя можно обжаловать прокурору или в суд.
Когда же предмет или документ представляет дознавателю, следователю иное лицо, не являющееся участником судопроизводства по данному делу, указанных выше действий следователь может и не производить, если признает представленный объект не имеющим отношения к делу.
Порядок приобщения к делу представленных документов и вещественных доказательств аналогичен порядку приобщения к делу истребованных предметов и документов, который был изложен выше.
4. Назначение ревизий и документальных проверок.Ревизия и документальная проверка назначаются дознавателем, следователем путем вынесения постановления в тех случаях, когда не требуется производство соответствующей экспертизы.[88]
В отличие от экспертизы порядок производства ревизии и документальной проверки регламентируется не УПК РФ, а ведомственными инструкциями. Однако акты ревизии и документальной проверки являются доказательством. Поскольку новый УПК (и в этом также его недостаток), признавая за органом дознания, дознавателем, следователем и прокурором право требовать производства документальных проверок, ревизий при решении вопроса о возбуждении уголовного дела (ч.1 ст. 144 УПК РФ), не регламентирует возможность и порядок производства назначения и производства такой проверки в ходе предварительного расследования. Тем не менее, как представляется, указанные лица могут назначить ревизию и документальную проверку по уже возбужденному уголовному делу. Такие действия будут при этом относиться, по-видимому, к числу «иных процессуальных действий», а акты ревизий и документальных проверок следует относить к «иным документам».
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 86 УПК РФ, подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательства.
Защитник вправе собирать доказательства путем:
1) получения предметов, документов и иных сведений;
2) опроса лиц с их согласия;
3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии.
Отсюда можно сделать вывод, что указанные выше участники процесса также вправе собирать доказательства. На самом деле это не так. Любые сведения становятся доказательством лишь после приобщения к делу источника, в котором они содержатся. А приобщает к делу доказательства дознаватель, следователь, прокурор после оценки их относимости. Таким образом, подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший и его представитель на самом деле не собирают, а лишь представляют дознавателю, следователю и не доказательства, а предметы и документы, ходатайствуя о приобщении их к делу. Вопрос же о том, являются ли представленные предметы, документы доказательствами или не являются, решает дознаватель, следователь, в производстве которого находится уголовное дело, после оценки их относимости.
Доказательствами представленные документы и предметы становятся лишь после приобщения их к делу соответственно дознавателем, следователем, прокурором, судом.