Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение

Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу.

Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов.
Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к этим затратам

В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты.

Рентабельность товарооборота или продаж, характеризующая отношение прибыли от продажи продукции к затратам на ее производство и сбыт.

Рентабельность собственных средств или капитала, определяющая соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами.

Рентабельность основных производственных фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия к среднегодовой стоимости - основного капитала.

Рентабельность всех активов, показывающая отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании

9. Структура, содержание бизнес-плана, порядок его разработки.

Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда.

Структура БП

Титульный лист

Вводная часть (резюме)

Анализ положения дел в отрасли

Существо предлагаемого проекта

Конкуренция и другие внешние факторы

Производственный план

План маркетинга

Организационный план

Финансовый план

Оценка риска

Приложения

Все бизнес-планы, как правило, разрабатываются с конкретной предпринимательской целью и на определенный срок действия проекта. На крупные проекты, кроме сводного бизнес-плана, могут создаваться локальные бизнес-предложения.

1. Резюме — это сжатый обзор делового предложения, предназначенный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-проекту и получить необходимые кредиты для его практической реализации (объем – 2 стр.).

Структура резюме:Введение; основное содержание; заключение.

2.Анализ положения дел в отрасли: текущая ситуация и тенденции ее развития; потенциальные конкуренты; предполагаемые потребители

3. Существо предлагаемого проекта: выпускаемая продукция; выполняемые работы и услуги; необходимые помещения и оборудование; требуемый административный и производственный персонал; сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

4. Конкуренция и другие внешние факторы. В этом разделе плана необходимо определить конкурентов — производителей аналогичной продукции, как можно точнее оценить объемы и динамику их продаж, доходы, перспективы освоения новых товаров, их основные потребительские характеристики, уровень качества.

5. Производственный план

В этом разделе необходимо описать основные производственные процессы, дать логистическую схему материальных потоков, состав необходимого технологического оборудования, перечень потребных материальных ресурсов и т.д.

План маркетинга

Предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара.

Одно из наиболее важных направлений в плане маркетинга предприятия — политика ценообразования. Существуют множество методов определения цены

Самый простой и удобный способ установления цены — на основе средних издержек производства плюс средняя прибыль.

С=С+Pp+Пср

где Ц — цена единицы продукции;

С — средняя себестоимость производства единицы продукции;

Рр — расходы по реализации единицы продукции;

Пср — средняя прибыль от реализации единицы продукции на данном рынке.

7. Организационный план: форма собственности; сведения о партнерах (пайщиках); мера ответственности партнеров; состав руководящих органов; организационная структура фирмы; распределение обязанностей и функций.

8. Финансовый план является заключительным разделом бизнес-проекта, он включает три плановых документа: план доходов и расходов, прогноз движения наличности и баланс предприятия.

Обычно находят точку безубыточности, чистый дисконтированный доход (NPV),

индекс доходности (РС), срок окупаемости (РР), внутреннюю норму доходности (рентабельности) (IRR) и указывают всё это в финансовом плане.

9. Оценка риска: слабые стороны предприятия; вероятность появления новых технологий; альтернативные стратегии; надежность партнеров и поставщиков.

10. Приложения: перечень основных документов

10. Финансовое планирование в организации.

Управлять — значит предвидеть, т.e. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией (предприятием) считается планирование и прогнозирование, в том числе финансовое.

Цель финансового планирования на предприятии — обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств.

Финансовое планирование на предприятии является наиважнейшим процессом, без которого немыслима работа ни одной организации. Именно поэтому его внедрение является наиважнейшим пунктом в процессе осуществления управления.

Содержание финансового планирования и прогнозирования

Исходя из целей, перечисленных выше, внутрифирменное финансовое планирование — это многоплановая работа, состоящая из ряда изаимосвязанных этапов:

анализа финансовой ситуации и проблем;

прогнозирования будущих финансовых условий;

постановки финансовых задач;

выбора оптимального варианта;

составления финансового плана;

корректировки, увязки и конкретизации финансового плана;

выполнения финансового плана;

анализа и контроля выполнении плана.

К объектам финансового планирования относятся:

выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;

амортизационные отчисления;

объем оборотных активов и их прирост;

ресурсы в капитальном строительстве;

платежи в бюджет;

взносы во внебюджетные фонды.

В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;

увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;

выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;

определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

Перспективный финансовый план составляется на длительный срок, В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.

Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций.

Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

Планирование лесохозяйственных мероприятий.

Плановая работа в лесхозе, проводимая в процессе выполнения годового плана и предусматривающая объемы и качественные показатели его деятельности на квартал, месяц, декаду и т. п., называется планированием лесохозяйственных мероприятий.

Этапы планирования:

1. Разработка плана-графика работ лесхоза, так как работа по графику - основа производственных успехов. В данном случае целесообразно использовать возможности сетевого плана-графика, охватывающего все работы, проводимые в лесхозе как по хозрасчетной, так и по госбюджетной деятельности. Планы, составленные по отдельным процессам, необходимо свести в единый оперативный план работ по лесничествам и в целом по лесхозу.

2. Доведение планов до исполнителей. Одна из форм — широкое обсуждение их на общих собраниях в лесхозах, лесничествах и рабочих бригадах. Однако эта форма носит общий характер и не дает возможности возложить на исполнителя определенные обязательства.

В передовых лесхозах для доведения плана до исполнителя применяют наряд или план-наряд. В нем указывают, как и кому он выдан; подробное наименование работ и место их проведения, объем работ, их начало и конец; норму выработки на человеко-день, на бригаду; расход материалов и обеспеченность инструментами; расценку по видам работ и систему оплаты труда. Наряд подписывают лесничий и бригадир.

3. контроль за ходом выполнения плана. Лучшая форма такого контроля — непосредственный выезд на места проведения работ.

4. приемка производственных работ. Приемка работ оформляется специальным актом. Так как в этом акте не указывается объем работ, выполненных отдельными исполнителями, к наряду и акту приемки прилагают табель работ. Табель вместе с нарядом и актом приемки выполненных работ является документом, необходимым для выплаты рабочему заработной платы.

Задача 2.

В соответствии с государственным заказом и хозяйственными договорами план предприятия включает:

а) реализацию основной продукции в объеме 350 млн. р.;

б) выполнение услуг промышленного характера на сумму 50 млн. р.;

в) реализацию технологической оснастки на сумму 20 млн. р.

На конец планового года объем основной продукции на складе готовых изделий составит 120 млн. р., НЗП – 105 млн. р. На начало планового года по данным инвентаризации объем готовой продукции на складе – 80 млн. р., НЗП – 115 млн. р.

Определите плановые объемы реализуемой, товарной и валовой продукции на плановый год.

РЕШЕНИЕ

РП = 350 + 50+ 20 = 420 млн.р

ТП = 420 – Остатки на н.г + Остатки на к.г. = 420 -80 +120 = 460 млн.р

ВП = 460 – 115 +105 =450 млн.р.

Задача 6.

Годовая программа выпуска изделий – 2 тыс. шт.; трудоемкость изделия – 150 ч.; длительность цикла изготовления изделия – 7 дней; плановая себестоимость изделия – 35 тыс. р. По данным инвентаризации в НЗП в среднем находится 500 изделий общей трудоемкостью 30 тыс. ч. В году 250 рабочих дней.

Определите плановый объем НЗП по трудоемкости и себестоимости, используя коэффициент готовности изделия

РЕШЕНИЕ

Трудоемкость = 150 * 2000 = 300 000 ч

Себ-ть = 35 000 * 2000 = 70 000 тр

По труд. : Nнзп = N сут * T цикл * K гот. * T изд(трудоемкость изделия)

Кгот = Т вып.работ (по НЗП) / N изд * Т изд

По себестоимости : Nнзп = N сут * T цикл * K гот. * S изд

Объем НЗП по трудоемкости = 8 * 7 * K гот = 56 * 0,4 *150 = 3360

K гот = 30000/ 500 * 150 = 0,4

Объем НЗП по себест = 8 * 7 * 0,4 * 35000 = 784 000.

Задача 7.

Определите годовой объем чистой продукции предприятия по данным табл. 2

Таблица 2.

Исходные данные

Показатель Изделие
Наименование Обозначение
Годовой выпуск, шт. Nгод i
Себестоимость, р./шт. Si
В том числе: а) материалы и покупные изделия Mi
б) основная заработная плата основных производственных рабочих Loi
Косвенные расходы (без амортизации основных средств), % Bk
Нормативная рентабельность к себестоимости обработки, % Pн.обр i

РЕШЕНИЕ

Нормативная прибыль

Пнi = Sобрi * Pн.обр I

Sобр = Si - Mi

Норматив чистой прибыли = Loi ( 1 + косв.расходы /100) + Пнi

Объем год.ЧП = Сумма N чпi * N i

S обр 1 = 200 000 – 80 000 = 120 000

S обр 2 = 150 000 – 60 000 = 90 000

S обр 3 = 100 000 – 40 000 = 60 000

Пн 1 = 120 000 * 15% = 18 000

Пн 2 = 90 000 * 15 % = 13 500

Пн 3 = 60 000 * 15 % = 9 000

Норматив ЧП 1 = 50 000 * ( 1 + 114 % / 100) + 18 000 = 125 000

Норматив ЧП 2 = 37 500 * ( 1 + 114 % / 100) + 13 500 = 93 750

Норматив ЧП 3 = 25 000 * ( 1 + 114 % / 100) + 9 000 = 62 500

Объем год.ЧП = 125 000* 300 + 93 750 * 200 + 62500 * 400 = 81 250 000.

Задача 16.

Габаритные размеры изделия: 4,0 х 2,0 м. Рабочая зона для сборки изделия составляет 120% площади, занимаемой изделием. Производственный цикл сборки – 10 рабочих дней. Вспомогательная площадь (проходы, проезды, бытовые обслуживающие помещения) занимает 30% площади цеха. В году 252 рабочих дня.

Определите годовую производственную мощность сборочного цеха, площадь которого 2000 м2.

Мсбор.цеха = Fg/Si*Tyi

Fg = SwFg’

Tyi-произв. цикл

Si – площадь изделия

Sw –площадь цеха

Fg –действительный фонд времени

Fg’ – кол – во рабочих дней в году

Fg = 1400*252 = 352800 – действующий фонд времени

Si = (4*2)/ 1,2 = 9,6

Вспомогат площадь = 2000* 0, 3 = 600

2000 – 600 = 1400 – рабочая зона

Мсбор.цеха = 352800/9,6*10 = 3675

Задача 18.

Определите по данным табл. 8:

а) планируемую производительность труда основных рабочих, всех рабочих (основных и вспомогательных) и всех работающих (ППП);

Таблица 8.

Исходные данные.

Показатель Год
отчетный плановый
Объем реализуемой продукции, тыс. р.
Объем работ и услуг сторонним организациям, тыс. р.
Производство полуфабрикатов – всего, тыс. р.
В том числе сторонним организациям
Объем НЗП, тыс .р.: На начало года На конец года    
Численность ППП, чел.
В том числе рабочих
Из них основных рабочих

б) Изменение планируемой производительности труда по сравнению с отчетным годом.

1. Vвп отч и пл. Произв труда по 3 категориям

РПотч = 24800+4200+6000 = 35000тыс. Р = ТП

ВПотч = 35000+10000 – 7000 = 38000т.р

РПпл = 26000+5000+5000 = 36000т.р = ТП

ВПпл = 36000+7500 = 43500т р

Прроиз. ПППотч = 38000/3300 = 11,5 т.р/чел

Произ.рабочих отч = 38000/2300 = 16,5т.р/чел

Произв. Основ.раб. отч = 38000/1400 = 27,1 т.р/чел

Произв ПППпл = 43500/3400 = 12,8 т.р/чел

Произв. Рабочих.пл = 43500/2400 = 18,1 т.р/чел

Произв. Осн.рабочих пл = 43500/1500 = 29 т.р/чел

2. дельта произв ППП = 12,8 – 11,5 = 1,3 т.р/чел

дельта произв.рабочих = 1,1 – 16,5 = 1,6 т.р/чел

дельта произв осн рабочих = 29 – 27,1 = 1,9 т.р/чел

12,8/11,5 = 111,3 – 100 = 11,3 %

18,1/16,5*100 – 100 = 9,7 %

29/27,1*100 – 100 = 7,0 %

Задача 23.

Определите производственную и полную (коммерческую) себестоимость изделия по плану и отчету. Провести анализ выполнения плана по себестоимости (табл. 12).

Таблица 12

Смета затрат

Статья затрат Затраты
плановые отчетные
Сырье и основные материалы, тыс. р.
Топливо и энергия на технологические цели, тыс.р.
Основная заработная плата основных производственных рабочих, тыс. р.
Дополнительная заработная плата производственных рабочих, %
Отчисление ЕСН, %
Общепроизводственные расходы, %
Общехозяйственные расходы, %
Внепроизводственные расходы, %

Решение:

Плановые

ЗП=80000

Доп.ЗП=80000*0,3=24000

Общ.ЗП=104000

ЕСН=104000*0,34=35360

Общепроизводственные расх.= 80000*0,8=64000

Общехозяйственные расх.= 80000*0,7= 56000

Внепроизводственные= (104000+35360+64000+56000+240000+17000)*0,1= 51636

Полная с/с= 51636+516360=567996

Произв.с/с= 516360

Отчетные

ЗП=76000

Доп.ЗП=22800

Общ.ЗП=98800

ЕСН=33592

Общепроизводственные расх.= 76000*0,8=60800

Общехозяйственные расх.= 76000*0,7=53200

Внепроизводственные= (98800+33592+60800+53200+230000+20000)*0,1= 49639,2

Полная с/с= 546031,2

Произв.с/с= 496392

Задача 28.

Удельные затраты составляют, тыс. р./шт.: сырье и основные материалы – 46,4; основная заработная плата основных производственных рабочих – 25,5; дополнительная заработная плата – 20%; отчисление ЕСН – 26%; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования – 80%; общепроизводственные расходы – 70%; общехозяйственные расходы – 100%; коммерческие расходы – 5%. Планируемая прибыль – 20%.

Определите рыночную цену изделия.

Решение:

Сырье и материалы=46.4

Осн зп=25,5

Доп зп=25.5*0,2=5,1

Общая зп=25,5+5,1=30,6

ЕСН=30,6*0,3= 9,18

Расх на созд.и эксплуатацию оборудования=25,5*0,8=20,4

Общепроизв расх.=25,5*0,7=17,85

Общехоз.расх=25,5

Коммерч.расх.=149,93*0,05=7,5

Произв с/с=46,4+25,5+5,1+9,18+20,4+17,85+25,5=149,93

Полная с/с=149,93+7,5=157,43

Прибыль=157,43*0,2=31,49

Цена=157,43+31,49=188,92

Наши рекомендации