Понятие, значение и задачи стадии назначения и подготовки судебного разбирательства

Стадия назначения и подготовки судебного разбирательства - это стадия уголовного процесса, содержанием которой является деятельность судьи по проверке поступившего к нему уголовного дела на предмет отсутствия (наличия) оснований, препятствующих его рассмотрению в судебном заседании, а также по созданию надлежащих условий для рассмотрения и разрешения уголовного дела судом первой инстанции.

Рассматриваемая стадия является первоначальной стадией судебного производства, предшествующей стадии судебного разбирательства. Она начинается с момента поступления уголовного дела в суд и заканчивается выполнением секретарем судебного заседания (секретарем судебного заседания – помощником судьи) подготовительных действий к судебному разбирательству. В первую очередь, судья единолично выясняет вопросы, перечисленные в ст. 277 УПК,и принимает одно из решений, указанных в ч.1 ст. 276 УПК. Если принято решение о назначении судебного разбирательства, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания – помощник судьи), в соответствии со ст. 283 УПК, проводит подготовительные действия к судебному разбирательству.

Стадия назначения и подготовки судебного разбирательства имеет ряд признаков, обусловленных ее местом и ролью в уголовном процессе.

1. Вопросы, подлежащие разрешению на данной стадии, рассматриваются судьей единолично. При этом судебное заседание не проводится. Деятельность иных участников процесса ограничивается направлением в суд письменных ходатайств и заявлений. Могут рассматриваться ходатайства об изменении подсудности, о прекращении или приостановлении производства по делу, о принятии мер по обеспечению возмещения причиненного преступлением вреда, об участии защитника, о вызове в судебное заседание определенных лиц, о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, об ознакомлении с материалами дела. Также могут рассматриваться заявления о признании потерпевшим, исковые заявления.

2. Осуществляя действия и принимая решения на данной стадии, судья не вправе предрешать вопрос о виновности лица, в отношении которого осуществляется производство по уголовному делу.

Значение стадии назначения и подготовки судебного разбирательства состоит в следующем.

1. Она является контрольной по отношению к предыдущим стадиям уголовного процесса, поскольку в рамках этой стадии судья проверяет материалы поступившего к нему уголовного дела.

2. Данная стадия является подготовительной по отношению к стадии судебного разбирательства, поскольку на ней осуществляется ряд действий, направленных на создание надлежащих условий для наиболее эффективного и полного судебного разбирательства.

Исходя из сказанного, можно назвать три основные задачи, решаемые на рассматриваемой стадии, а именно: 1) судебный контроль за качеством предварительного расследования; 2) проверка отсутствия обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела по существу в ходе судебного разбирательства; 3) проведение комплекса подготовительных действий, организационно обеспечивающих успешное проведение судебного разбирательства.

Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу, и принимаемые по нему решения

В соответствии со ст. 277 УПК, по поступившему в суд уголовному делу судья должен выяснить:

1) подсудно ли дело данному суду;

2) не имеются ли обстоятельства, влекущие прекращение либо приостановление производства по делу;

3) подлежит ли изменению или отмене примененная в отношении обвиняемого мера пресечения;

4) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение вреда, причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества;

5) подлежат ли удовлетворению заявления и ходатайства.

Приведенные вопросы выясняются в той последовательности, в которой они перечислены в указанной статье. На каждый из них должен быть дан положительный или отрицательный ответ. Если по делу в качестве обвиняемых привлечено несколько лиц, то эти вопросы разрешаются в отношении каждого в отдельности.

В том случае, если судья устанавливает, что поступившее в суд дело неподсудно данному суду, то он прекращает проверку этого дела и принимает решение о направлении его по подсудности.

Решение о прекращении производства по делу принимается при наличии оснований, указанных в п. 3-11, 13 ч. 1 ст. 29 УПК, при этом прекращение производства за истечением сроков давности или вследствие акта амнистии допускается только с согласия обвиняемого. Следует отметить, что не подлежит прекращению производство по делу ввиду отсутствия общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и состава преступления, поскольку судья не вправе рассматривать вопросы, касающиеся доказанности соответствующих обстоятельств.

Не может быть прекращено на стадии назначения и подготовки судебного разбирательства производство по делу и по основаниям, указанным в ч. 1, 11 ст. 30 и ч. 2 ст. 250 УПК.

Приняв решение о прекращении производства по делу, судья отменяет меру пресечения и иные меры процессуального принуждения, меры обеспечения гражданского иска и конфискации имущества и разрешает вопрос о вещественных доказательствах. Копия постановления судьи о прекращении производства по делу направляется прокурору, а также вручается лицу, привлекавшемуся к уголовной ответственности, и потерпевшему.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 280 УПК, судья своим постановлением приостанавливает производство по уголовному делу в случаях:

1) когда обвиняемый скрылся от суда и его местопребывание неизвестно;

2) временного психического расстройства (заболевания) или иного заболевания обвиняемого, препятствующих его участию в производстве процессуальных действий и удостоверенных врачом, работающим в государственной организации здравоохранения.

При приостановлении производства по делу по первому основанию судья объявляет розыск скрывшегося обвиняемого и одновременно решает вопрос об изменении меры пресечения. При этом отдельное постановление судьи о розыске обвиняемого направляется прокурору для организации розыска. В случае, если у разыскиваемого обвиняемого остаются дети без попечения родителей, о его розыске не позднее следующего дня после принятия решения уведомляется управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по его месту жительства для обеспечения государственной защиты детей.

Производство по делу возобновляется, когда отпали основания для его приостановления, о чем судья выносит постановление.

Необходимо отметить, что судье предоставлено право отменять или изменять меру пресечения, избранную в отношении обвиняемого.

Если на четвертый вопрос дается отрицательный ответ, нужно иметь в виду, что в случае непринятия органом уголовного преследования мер, обеспечивающих возмещение вреда, причиненного преступлением, и возможную конфискацию имущества, судья выносит постановление о наложении ареста на имущество обвиняемого и обязывает названный орган в установленный судом срок принять соответствующие меры обеспечения. Постановление для исполнения в этой части направляется органу уголовного преследования.

Выяснение пятого вопроса имеет временные ограничения. При этом ходатайства, поступившие после назначения дела к судебному разбирательству, но до его начала, подлежат разрешению в подготовительной части судебного заседания.

При отсутствии оснований, препятствующих рассмотрению уголовного дела в суде, судья принимает решение о назначении судебного разбирательства.

Итоговыми решениями по результатам проверки материалов уголовного дела являются:

1) направление дела по подсудности;

2) прекращение производства по делу;

3) приостановление производства по делу;

4) назначение судебного разбирательства.

Принятые решения облекаются в форму постановления, в котором должны указываться: время и место его вынесения; должность и фамилия судьи, вынесшего постановление; основания и сущность принятых решений. Кроме того, в постановлении о назначении судебного разбирательства разрешаются следующие вопросы:

1) о месте и времени судебного разбирательства. Судебное разбирательство уголовного дела должно быть начато в судебном заседании не позднее четырнадцати суток с момента вынесения судьей постановления о его назначении, а по делам особой сложности – не позднее тридцати суток;

2) о рассмотрении дела единолично или коллегиально;

3) об участии в судебном разбирательстве защитника, если его участие обязательно;

4) о лицах, подлежащих вызову в судебное заседание;

5) о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных статьей 287 УПК.

В данном постановлении должны содержаться также решения о назначении судебного разбирательства, мере пресечения в отношении обвиняемого, данные о его личности и квалификация предъявленного ему обвинения.

Все решения по делу должны быть приняты не позднее четырнадцати суток со дня поступления дела в суд, а по делам, подсудным Верховному Суду, областным, Минскому городскому и Белорусскому военному судам, – в срок до одного месяца. В исключительных случаях с учетом особой сложности и большого объема дела срок может быть продлен по постановлению председателя суда соответственно до одного и до трех месяцев.

Наши рекомендации