Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг
Взаимодополняемость благ.Свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называется взаимодополняемостью благ.Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами (complementary good).Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, автомобиль и бензин. График жестокой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис. 4—18). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага Х и Y, о чем наглядно свидетельствуют бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю: MRS = 0.
Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис. 4—19. В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок кривой от точки С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Рис. 4—18. Абсолютная (жесткая) взаимодополняемость
Величину обратной связи можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности ExyD, показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:
(4.7)
где Qx — величина спроса на благо X;
Рy — цена блага Y.
Рис. 4—19. Относительная взаимодополняемость
Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ (ЕxyD < 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо X. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.
Взаимозаменяемость благ.Свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного и автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино — театр — цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; металл и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами (substitutional goods). Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полностью заменить другое, например красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рис. 4—20). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.
Рис. 4—20. Совершенная взаимозаменяемость
Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рис. 4—21). В этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Е (см. формулу 4.7).
Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (Е > 0) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ.
Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
Вопросы для повторения
1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?
2. В каких случаях поведение потребителя следует считать рациональным?
3. Почему рациональное поведение не всегда присуще, реальным потребителям?
4. От каких факторов зависит степень рациональности потребительского поведения? Можно ли утверждать, что для потребителей стран социалистического лагеря было характерно менее рациональное поведение, чем для потребителей развитых стран?
5. Попробуйте объяснить, почему маржиналистский подход к проблеме ценности получил широкое распространение только в 1870—1880 гг., хотя идеи субъективного истолкования ценности высказывались еще в XVIII в. (например, в работах Э. Кондильяка, Д. Бернулли и др.).
6. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в воду?
7. Какие из основных постулатов теории потребительского поведения носят абсолютный, вечный характер, а какие — относительный, временный?
8. Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эффекты как нерациональное потребительское поведение?
9. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших и Гиффена?
10. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безразличия? Какие варианты такого касания встречаются в экономике?
11. Чем определяются форма и месторасположение кривых безразличия? Почему кривые безразличия не пересекаются?
12. Каким образом изменение цены товара и дохода потребителя влияют на количество и структуру набора благ, которые он покупает?
13. Какие факторы определяют бюджетное ограничение потребителя? Всегда ли потребитель действует в рамках данного бюджетного ограничения? Какие другие (кроме денежного) виды ограничений существуют для потребителя?
14. Различаются ли (и если да, то каким образом) бюджетные ограничения потребителя для разных типов экономических систем?
15. Всегда ли предельная норма замещения постоянна в рыночном обмене? В равновесии потребителя? Может ли непостоянство предельной нормы замещения служить признаком неравновесного состояния потребителя?
16. Какие факторы влияют на благосостояние потребителя? Зависят ли эти факторы от типа экономической системы? И если Да, то каким образом применяется набор факторов, влияющих на благосостояние при переходе от одного типа экономической системы к другому?
17. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?
18. Каким образом изменение цен благ влияет на изменение благосостояния потребителя в рыночной системе? В нерыночной системе?
Примеры решения задач
1. Верны ли следующие утверждения?
1.1. Оптимальное правило покупки рационального потребителя состоит в том, что он покупает товар по наивысшей цене.
Да Нет
1.2. Общая полезность пропорциональна предельной полезности.
Да Нет
1.3. В кардиналистской теории полезности не учитывается ограниченность денег у покупателя.
Да Нет
1.4. Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.
Да Нет
1.5. Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.
Да Нет
1.6. Точка, лежащая ниже кривой производственных возможностей, может дать более эффективную для потребителя комбинацию, чем точка на кривой производственных возможностей.
Да Нет
1.7. Чем более острым является угол наклона линии бюджетного ограничения к горизонтальной оси, тем более ограничен потребительский бюджет.
Да Нет
1.8. Бюджетные линии никогда не пересекаются.
Да Нет
1.9. Кривая "цена—потребление" не показывает влияние цены на объем потребляемых благ.
Да Нет
Ответы
1.1. Нет. Это утверждение неверно, поскольку равновесие потребителя (оптимальное правило покупки) достигается тогда, когда отношение предельных полезностей двух товаров равно отношению их цен.
1.2. Нет. Изменение общей полезности не связано строгой пропорциональной зависимостью с динамикой предельной полезности.
1.3. Да. Бюджетное ограничение используется только в ординалистской теории полезности.
1.4. Нет. Реклама построена чаще всего на эффекте присоединения к большинству (реклама типа: "Каждый курит сигареты "Мальборо!").
1.5. Да. Если Р1/Р2, = 1, то согласно правилу максимизации полезности MU 1/MU2 = 1.
1.6. Да. Точка N более высокой кривой безразличия U, обеспечивает потребителю лучший уровень полезности, чем лежащая на кривой производственных возможностей точка М, которая принадлежит более низкой кривой безразличия U1.
1.7. Нет. Величина потребительского бюджета не связана с углом наклона линии бюджетного ограничения.
1.8. Нет. Бюджетные линии, соответствующие разному соотношению цен, могут пересекаться.
1.9. Да. Кривая "цена—потребление" показывает влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим.