Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение изделий
Готовые изделия из дерева, папье-маше маркируют штампом с указанием товарного знака изготовителя. На основание каждого изделия из камня приклеивается (если это шкатулка, ваза – может быть вложена) маркировочная этикетка. Изделия из драгоценных металлов обязательно клеймятся инспекцией пробирного надзора. На изделиях из цветных металлов должна стоять метка «МТ».
Маркировка художественных строчевышитых изделий, художественных изделий с росписью тканей указывается на подвешиваемых к изделиям ярлыках. Некоторые изделия маркируют путем пришивания тканевого талона.
Художественные изделия упаковывают в индивидуальные картонные коробки, на каждую из которых наносят этикетку со следующей информацией:
- наименование изготовителя, его местонахождение и адрес производства;
- наименование изделия;
- количество изделий в упаковке;
- артикул;
- дата выпуска;
- номер нормативного документа, в соответствии с которым произведены данные изделия.
Художественные изделия и сувениры из стекла упаковывают в футляры и рекламные коробки.
Коробки с изделиями укладывают в деревянные ящики. В каждый ящик вкладывается сопроводительная ведомость. На наружной стороне ящика указываются: номер ящика, количество изделий, манипуляционные знаки «Верх», «Осторожно! Хрупкое!».
Художественные изделия с лаковой живописью необходимо упаковывать с особой осторожностью, индивидуальные картонные коробки должны быть выложены внутри ватой, которая предохранит лаковую поверхность от механических ударов и других воздействий. Необходимо упаковывать их так, чтобы не повредить лаковую живопись.
При транспортировании и при погрузо-разгрузочных операциях необходимо оберегать их от ударов, бросков и других механических воздействий, а также от воздействия атмосферных осадков и резких изменений температуры. При поступлении художественных изделий в зимнее время их следует распаковывать только тогда, когда температура изделий сравняется с температурой воздуха в помещении. В противном случае на изделиях может конденсироваться влага.
Художественные камнерезные изделия упаковывают в коробки, выстланные ватой, или завернутыми в мягкую бумагу. Вата и мягкая бумага предохраняют полированную поверхность камнерезных изделий от механических повреждений. Коробки с изделиями укладывают в ящики, набитые соломой, сухими стружками, сеном.
Для предотвращения в деревянных художественных изделиях червоточины, образующейся от древесных жучков и их бабочек, зараженные места немедленно протирают скипидаром.
При отгрузке и транспортировке ящики с художественными деревянными изделиями нельзя бросать, их следует предохранять от влаги и повреждений.
Художественные изделия должны храниться в индивидуальной упаковке в сухих, отапливаемых и вентилируемых помещениях на расстоянии не менее метра от отопительных систем и приборов. В помещениях, где хранятся изделия, температура воздуха должна быть 15 – 180 С, относительная влажность воздуха – 60 – 70%. При хранении изделий следует избегать резкого колебания температуры и относительной влажности воздуха.
При хранении художественных изделий из металлов следует учитывать, что их поверхность с различными видами художественно-декоративной отделки (золочением, гравированием, эмалированием и т.д.) может быть испорчена из-за различных механических воздействий. Некоторые изделия из латуни, меди, мельхиора, томпака окисляются и темнеют в результате воздействия газов, испарений химикатов, атмосферных влияний и т.д. Иногда на них появляется коррозия. В изделиях с эмалью, при хранении скапливается пыль. Через каждые 10 – 15 дней изделия из металла следует очищать от пыли и проверять, не подверглись ли они коррозии.
Помещения для хранения художественных вязаных изделий должны быть сухими, чистыми. Для защиты от моли рекомендуется применять средства, разрешенные Роспотребнадзором.
Крупные изделия из керамики и стекла при хранении следует размещать на нижних полках, средние и мелкие – на верхних.
Изделия хранят в затемненном помещении, исключая воздействие солнечных лучей, защищая от резких колебаний температур и влажности.
Контрольные вопросы
1. Из каких материалов изготавливают изделия народных художественных промыслов?
2. Какие металлы и сплавы применяют для изготовления художественных изделий? Каковы их основные свойства, позволяющие применять для выработки художественных изделий?
3. Какие камни используют для выработки изделий народных промыслов?
4. Из каких пород деревьев изготавливают художественные изделия и сувениры?
5. Что такое капо-корешок?
6. Что такое папье-маше?
7. Как классифицируется ассортимент изделий народных художественных промыслов из деревьев?
8. Расскажите о берестяных художественных изделиях.
9. Назовите отличительные особенности изделий из папье-маше с федоскинской, палехской, хόлуйской, мстёрской лаковой живописью?
10. Как классифицируются художественные костерезные изделия?
11. Назовите основных изготовителей художественных роговых изделий.
12. По каким признакам классифицируются изделия из рога?
13. Как классифицируются художественные камнерезные изделия?
14. Назовите отличительные особенности художественных камнерезных изделий архангельских, краснодарских, алтайских, уральских мастеров.
15. Какие требования предъявляются к качеству камнерезных изделий?
16. Назовите промыслы художественной обработки металла.
17. Что такое филигранные изделия?
18. Что такое эмалевые изделия?
19. Каковы отличительные особенности великоустюжских и кубачинских черневых изделий?
20. На какие группы классифицируется ассортимент художественных керамических изделий по народным промыслам?
21. Назовите основные отличительные особенности изделий гжельских, дымковских, дмитровских, конаковских мастеров.
22. Какие основные требования предъявляются к качеству керамических художественных изделий?
23. По каким признакам проводится классификация художественных изделий из стекла?
24. Назовите основные отличительные особенности художественных изделий из стекла дятьковских и гусевских мастеров.
25. Расскажите об ассортименте и отличительных особенностях художественных строчевышитых изделий. Каковы основные требования к их качеству?
26. Расскажите об изделиях Павлово-посадских мастеров. Каковы основные требования к качеству изделий?
27. Расскажите о художественных вязаных изделиях и требованиях, предъявляемых к их качеству.
28. Какие требования предъявляются к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению изделий народных художественных промыслов и сувениров?
29. Расскажите о классификации сувениров.
30. Как классифицируются значки?
Лекция 27
Бытовые часы.