Направление запроса о правовой помощи по уголовному делу
Запрос о правовой помощи по уголовному делу в соответствии со ст. 453 УПК РФ направляется через назначенные центральные органы.
Международные конвенции и договоры четко определяют перечень своих центральных органов в сфере оказания правовой помощи.
В п. 7 ст. 1 ФЗ от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской Конвенции о взаимной помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» дан исчерпывающий перечень органов, компетентных направлять и исполнять просьбы о правовой помощи.
Генеральная прокуратура РФ и Верховный Суд РФ по просьбе учреждения, от которого исходит запрос о правовой помощи, решает вопрос о возможности применения при производстве процессуальных действий уголовно-процессуального законодательства соответствующего иностранного государства, если оно не противоречит УПК РФ и Конституции РФ.
В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам РФ (оговорка к ст. 24 Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. - в качестве судебных органов в РФ рассматриваются суды и органы прокуратуры). При этом копия поручения одновременно передается в соответствующий центральный компетентный орган. Однако это положение не включено в статью 453 УПК РФ, что, на наш взгляд, необходимо сделать.
При наличии обстоятельств, не терпящих отлагательства, либо в иных случаях, допускаемых запрашиваемой стороной, запрос может быть направлен по факсу или по иным согласованным средствам электронной связи, но в кратчайший срок он должен быть соответствующим образом подтвержден письменным оригиналом.
Запрос и прилагаемые документы переводятся на официальный язык иностранного государства, в которое они направляются.
Обязательным условием направления поручений соответствующим компетентным органам и должностным лицам иностранных государств является соблюдение письменной формы, что предусмотрено договорами Российской Федерации и зафиксировано в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 2) и в Венской Конвенции о праве международных договоров (п. 2 ст. 2).
С учетом новейшей практики договоров о взаимной правовой помощи по уголовным делам в запросе исключительно важно указать: 1) его цель; 2) причины применения и описание конкретной процедуры или требования, выполнение которых хотело бы обеспечить запрашивающее государство; 3) сроки, в течение которых ожидается выполнение запроса.
Запрос во всех случаях должен содержать: а) наименование органа, от которого направляется запрос; б) наименование уголовного дела и характер запроса; в) наименование и место нахождения органа, которому адресуется запрос; г) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате (дне, месяце, годе) и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их полное наименование и место нахождения; д) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; е) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
Все ответы на запросы, а также исполненные материалы согласно п.2 ст. 15 Европейской конвенции 1959 г. должны возвращаться через Генеральную прокуратуру РФ или Министерство юстиции РФ, за исключением случаев возвращения ответов на запросы, направленных в соответствии с п. 1 ст. 13 Европейской конвенции 1959 г.
Порядок исполнения в Российской Федерации запроса о правовой помощи определен статьей 457 УПК РФ.
Оказание правовой помощи не может выходить за пределы объема, предусмотренного международными договорами (ст. 6 Протокола к Минской Конвенции (1997 г.).
Российские компетентные органы вправе лишь исполнить решения, принятые другим государством и по его запросу выполнить их путем производства следственных действий, регламентированных национальным законодательством (настоящим Кодексом).
По общему правилу, вытекающему из большинства международных договоров и соглашений, при исполнении запроса об оказании правовой помощи применяется законодательство исполняющего государства. Однако по просьбе государства, от которого исходит запрос, может быть применено процессуальное законодательство запрашивающего государства, если оно не противоречит внутреннему законодательству.
В п. 7 ст. 2 ФЗ от 25 октября 1991 г. «О ратификации Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» РФ сделала следующую оговорку: «Верховный Суд РФ и Генеральная прокуратура РФ по просьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи, решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации».
Применение иностранного уголовно-процессуального законодательства на территории РФ связано со взаимными обязательствами договаривающихся Сторон при исполнении поручений. Целью его применения является получение доказательств по уголовным делам за рубежом, осуществление уголовного преследования скрывшихся от суда и следствия обвиняемых и исполнение приговоров иностранных судов.
Без применения иностранных законов международное сотрудничество невозможно.
Потребность применения иностранного законодательства в ходе расследования уголовных дел возникает при необходимости допроса участников уголовного процесса, находящихся за рубежом (свидетелей, потерпевших, экспертов и пр.), производства других следственных действий, связанных с признанием граждан участниками процесса, осмотром, опознанием, вручением документов, исполнением процессуальных решений по делу.
Дополнительной легализации постановлений и ордеров компетентных органов запрашивающего государства не требуется, если только иное не установлено договором или конвенцией, на основании которых направлен данный запрос.
Некоторые международные договоры предусматривают присутствие иностранных представителей при исполнении запроса, но самостоятельных полномочий они не имеют (ст. 4 Европейской Конвенции 1959 г.).
Возможность присутствия представителей запрашивающей стороны при исполнении запроса обеспечивается уведомлением запрашиваемой стороны о месте и времени исполнения запроса. Он должен содержать соответствующую просьбу о присутствии представителей. Просьба о присутствии представителей должна содержать: фамилию, имя и отчество представителя, должность, цель присутствия, гарантию оплаты связанных с приездом расходов. Возможность прибытия согласуется заранее.
По предварительной договоренности до начала выполнения запроса иностранного государства запрашиваемое государство может рассмотреть дополнительно поступивший запрос о возможности задать вопросы допрашиваемому участнику уголовного процесса.
По результатам рассмотрения принимается отрицательное или положительное решение. Дополнительные вопросы представитель задает только через лицо, производящее следствие, и суд. Вопросы включаются в протокол допроса. Принятое решение обжалованию не подлежит.
При исполнении запроса об оказании правовой помощи представители иностранного государства могут присутствовать не только когда это предусмотрено международными договорами России, но и при наличии письменного обязательства Запрашивающей Стороны о взаимодействии на основе принципа взаимности.
Просьба о присутствии представителей не выполняется в тех случаях, когда запрос исполняется в срочном порядке или условия для присутствия представителей, исполняющий орган сочтет неподходящими.
При получении российским правоохранительным органом запроса, который он не правомочен исполнить, производится пересылка запроса соответствующему компетентному органу.
В целях наиболее полного и точного исполнения запроса исполняющий орган через соответствующий центральный орган может запросить дополнительную информацию.
Решение об отказе в оказании правовой помощи не имеет четкого перечня оснований и зависит от оценки запрашиваемого государства.
Каждый международный договор содержит минимальный перечень оснований для отказа в исполнении запросов о правовой помощи (ст. 2 Европейской Конвенции 1959 г.).
В соответствии со ст. 19 Минской Конвенции и п. 1 ст. ФЗ от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской конвенции о правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.
Российская Федерация при подписании Европейской конвенции 1959 г. сделала следующие оговорки:
1) «Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Конвенции заявляет, что в дополнение к основаниям, предусмотренным в статье 2 Конвенции, в оказании правовой помощи также может быть отказано в одном из следующих случаев:
а) если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи;
б) если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации»;
2) «Российская Федерация в соответствии со статьей 3 Конвенции оставляет за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством Российской Федерации правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу»;
3) «Российская Федерация в соответствии со статьей 5 Конвенции оставляет за собой право исполнять поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении условий, предусмотренных в подпунктах "а", " b " и "с" пункта 1 указанной статьи Конвенции».
В любом случае запрос возвращается направившему его государству с уведомлением об обстоятельствах, которые препятствуют его исполнению.