Микросреда организации

Тема 4. Анализ макро- и микросреды организации.

Ни одна производственная система не функционирует в вакууме, ее окружает или она находится в сильно дифференцированной среде.

Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Буквально все, что можно назвать вне организации, может быть включено в это понятие потому, что все элементы среды могут оказывать на нее влияние. Среда никогда не бывает стабильна, и каждая организация должна не только знать свою

среду "обитания" и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде выльется в неудачный бизнес вообще.

В экономической литературе высказываются различные мнения

о степени влияния внешних факторов на деятельность организации

в зависимости от широты и частоты воздействия. В связи с этим

подходом имеет смысл разделить среду на:

- среду ближайшего окружения и

- отдаленную (общую) среду организации.

Поскольку производственное предприятие определяется как

ресурсообразующая система, где затраты ресурсов обьединяются

вместе для получения продукта. Ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов и инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием непосредственно и часто. С другой стороны, есть силы и факторы ( социальные, культурные, политические,экономические, технологические и пр.), проявляющиеся время от времени, нерегулярно или ненапрямую.

Поэтому среду, в которой функционирует организация, сле-

дует рассматривать как условно состоящую из микросреды (внут-

ренней среды фирмы и сил ближайшего окружения, непосредственно и наиболее часто на нее влияющих), и макросреды, которая обь-

единяет более отдаленные силы, внешние по отношению к организа-

ции.

Микросреда организации.

Внутренняя среда (микросреда), в которой принимаются

конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как

универсальная вне зависимости от формы организации и обьединя-

ет все функциональные среды внутри производственной системы.

Внутренняя среда организации состоит из различных компо-

нентов (функциональных областей), универсальных для всех про-

изводственных систем.

Рассмотрим кратко их предназначение.

1) Кадровая функция - обеспечение производственной рабочей силой и другими людскими ресурсами.

2) Финансы и бухгалтерский учет - сбор, обработка и анализ финансовых данных, управление средствами в плане их роста и расхода.

3) Обеспечение поставками - организация процесса обслуживания производственной системы всеми ресурсами, кроме людских.

4) Исследование, развитие и изобретения - развитие продукта и процесса производства.

5) Распространение продукции - доведение товаров и услуг до потребителей.

6) Производственная функция - обеспечение процесса изготовления товара (предоставления услуги), принятие решений в сфере технологий, календарного планирования производства и запасов, контроля качества.

7) Маркетинг - выявление и удовлетворение потребностей, желаний потребителя, интеграция всех внутренних функциональных структур для принятия рыночно-ориентированных решений.

Внутренняя среда организации, интерпретируемая как спектр функциональных структур, вырабатывает решения по ее деятельнос-

ти в условиях влияния на нее основных сил, внешних по отношению к организации, но, согласно принятой классификации, входящих в состав микросреды. Генераторами этих сил являются постав-

щики, потребители, конкуренты.

Поставщики - это целая группа различных по своей природе

организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе

материально-технического обеспечения производственной и научно-технической деятельности организации.

Потребители - это силы, стоящие в цепочке продвижения то-

вара до конечного потребителя, включая его самого. Основные

составляющие этого широкого понятия:

¨ отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары для личного потребления;

¨ фирмы и организации, потребляющие товар для производственного пользования;

¨ государственные и общественные организации, приобретающие товары для использования согласно сфере деятельности;

¨ все покупатели, юридически или территориально находящиеся за пределами страны.

К силам микросреды относятся также различные " контактные

аудитории", которые также оказывают влияние на принятие реше-

ний из-за различного рода интересов к деятельности организации. В эту группу входят:

v финансовые круги, обеспечивающие организацию капиталом (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы);

v средства массовой информации (рекламные агенства, газеты, журналы, радио и телевидение);

v государственные учреждения, занимающиеся надзором и рекламированием производственной деятельности;

v общественные организации, гражданские группы общественного мнения и др.;

v местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и др.);

v собственные рабочие и служащие, которые также имеют собственное мнение и суждения о деятельности фирмы и могут как позитивно, так и негативно влиять на возможность достигать поставленных целей.

Факторы и показатели микросреды организации представлены

в табл.1

Таблица 1

Факторы и показатели микросреды фирмы

Факторы микросреды Показатели (операции) микросреды
1. Поставщики (вход системы) 1.1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов. 1.2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д. 1.3. Интегральный показатель качества информации, поступающей на фирму. 1.4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей на фирму. 1.5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих на фирму. 1.6. Прогноз изменения условий поставок.
2. Потребители (выход системы) 2.1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей продукции фирмы. 2.2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров. 2.3. Прогноз изменения доходов потребителей. 2.4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире.
3. Конкуренты 3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности продукции конкурентов. 3.2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов. 3.3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены продукции основных конкурентов. 3.4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов.
4. Контактные аудитории 4.1. Анализ отношения к фирме и ее продукции финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, общественных организаций и т.д. 4.2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией.
5. Маркетинговые посредники 5.1. Анализ структуры и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения продукции фирмы. 5.2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы и др.) 5.3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями.
6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 6.1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности. 6.2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и др. На эффективность работы фирмы. 6.3. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

Наши рекомендации