Сравнение американской и немецкой моделей развития контроллинга
История развития контроллинга:
Понятие введено в 15 веке.
С 1778 года США образовывало гос. учреждения, контролирующие использование финансовых средств.
1880 год – контроллинг используется на предприятии (в рамках контроля за использованием финансовых средств).
Основные черты американской системы контроллинга
1) Бурный промышленный подъем экономики США в к.19-нач.20в. вызвал:
a) Рост числа предприятий;
b) Увеличение конкуренции;
2) а также:
a) Рост размеров предприятий;
b) Концентрация капитала;
c) Новые методы управления бизнесом;
Данная черта способствовала усложнению орг. структуры предприятия.
3) Увеличение объёма необходимой информации для эффективного управления предприятием и принятием решений обусловили появление специальной обособленной службы, ответственной за сбор, обработку и предоставление такой информации (служба контроллинга).
1892 г. – компания General Electric – вводит должность контролера.
Первоначальное назначение контроллинга – ведение управленческого учета и контроль за уже совершенными операциями (текущие функции бухгалтерии).
4) Развитие научно-технического прогресса (НТП) усложнение процесса производства товаров и услуг требовали новых методов координации и управления.
Отделение собственников от менеджмента – необходимость контроля со стороны собственников за направлениями расходования капиталов и эффективностью управления предприятием.
5) Всё вышеперечисленное привело к кризису перепроизводства, он выявил основные проблемы в сфере управления предприятием.
Недостаточное внимание к стратегическому и оперативному планированию, рациональному использованию ресурсов, контроль за движением денежных средств, привело к тому, что выжили только те предприятия, которые смогли объединить свои усилия и опыт.
Для американской модели контроллинга характерным является прагматический подход, при котором контроллинг тесно связан с потребностями менеджмента, более ориентирован на рынок и запросы потребителей.
Американцы – признанные родоначальники контроллинга, далее идеи контроллинга прослеживаются в западных странах, в частности, именно в Германии.
Основные черты немецкой системы контроллинга
1) Идеи контроллинга в Германии – с середины 50х годов, в качестве готовых «рецептов» из США.
Развитие контроллинга в Германии началось с крупных предприятий, и лишь затем идеи контроллинга проникают на средние и малые.
Основной инструмент возрождения экономики в Германии – частная инициатива и свободная конкуренция в разумном сочетании с активной ролью государства.
2) Для защиты от внешней конкуренции:
a) Антимонопольная и протекционистская политика;
b) Низкие налоги;
c) Широкие льготы для частных инвесторов;
d) Свободные цены под контролем государства;
Проведена кардинальная денежная реформа, которая позволила избавиться от обесценивающихся денег.
К середине 80х годов Германия полностью восстановлена, в 50х годах – 3е место по объему производства после США и (Великобритании?)
3) Параллельное развитие теории и практики контроллинга, что способствовало более основательному научному подходу к внедрению системы контроллинга.
Основное отличие немецкого подхода от американского состоит в более выраженного теоретического аспекта
4) Активное внедрение вычислительной техники с сер. 70х гг. Основные капиталовложения – в перспективные отрасли и на усиление ориентации на внешнем рынке, а также значительная часть – в наукоёмкие отрасли.
С середины 80х гг 20 века Германия столкнулась с проблемами платежеспособности – внедрение новых методов планирования и управления.
В России говорили о контроле, но не о контроллинге, необходимость последнего возникла только при переходе к рыночной экономике, под влиянием компаний США на нашем рынке.
СПРАВОЧНО к вопросу 35:
Основные черты российского контроллинга
1) Усиление конкуренции, особенно со стороны иностранных инвесторов;
2) Потребность выхода на внешние рынки отечественных производителей;
3) Реструктуризация российской экономики, формирование холдингов и объединений, что привело к усложнению внутренней орг. структуры.
4) Российский контроллинг ориентируется на оперативный аспект.
Контроллинг в Японии
Идеи и подходы были заимствованы у США и приспособлены к локальным потребностям и представлению о национальных ценностях страны.
В результате – появились новые методы, отличные от западных подходов.
Акцент в Японии – на будущее, т.е. на работе на опережения.
Японский контроллинг получил широкое применение не на отдельных предприятиях, а в системе предприятий и даже во всем обществе.
Контроллинг распространяется дальше отдельных сфер деятельности предприятия близок к производству и затрагивает участвующих в производстве лиц, чтобы определить значимые цели.
Контролеры имеют универсальное образование и многолетний опыт через ротацию работы на предприятии.