Мультимодальных и интермодальных перевозок
Организация мультимодальных маршрутов предусматривает такую систему доставки грузов, при которой:
– перевозка организуется и выполняется непосредственно от отправителя до получателя;
– груз следует от отправителя до получателя в одном грузовом модуле без перетаривания;
– в перевозке грузового модуля участвуют несколько видов транспорта;
– перевозка груза от отправителя до получателя оформляется коносаментом мультимодальной перевозки ФИАТА (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading);
– на всем пути следования от отправителя до получателя груз застрахован.
Под мультимодальным транспортным узлом понимают географический пункт стыкования и взаимодействия нескольких видов транспорта. В инфраструктуру мультимодального транспортного узла входят складские комплексы и грузовые терминалы с логистическими центрами для управления и распределения грузопотоков, объекты таможенного оформления грузов, транспортного страхования, организации, обеспечивающие транспортно-экспедиторские и банковские услуги.
Согласно принятой в международной практике терминологии, интермодальные перевозки – это смешанные перевозки с участием нескольких видов транспорта, организуемые одним оператором, при которых груз следует по транспортной цепи от пункта отправления до пункта назначения в едином технологическом и коммерческо-правовом пространстве. В качестве оператора смешанной (интермодальной) перевозки может выступать специализированная независимая компания или же один из видов транспорта, принявший на себя ответственность за всю перевозку и соблюдение ее сроков.
Оператор имеет право по своему усмотрению осуществлять перевозку груза на любом участке пути собственными силами и средствами или привлекать для этого других перевозчиков. Перед ними и пунктами перегрузки оператор выступает в качестве грузовладельца, заключая локальные договоры на оказание услуг. Операторы смешанных перевозок имеют право в локальных договорах на перевозки указывать себя в качестве грузоотправителей, грузополучателей или же грузоотправителей и грузополучателей одновременно.
Основные направления развития и совершенствования
Водного транспорта
Все элементы водного транспорта должны развиваться на основе внедрения новой и передовой технологии. Реконструкция внутренних водных путей, строительство современных судов и модернизация портов значительно повышают роль водного транспорта в общей транспортной системе страны. В настоящее время внутренний водный транспорт республики перевозит до 1,5–2,0 млн тонн грузов, из них до 120,0–150,0 тыс. тонн внешнеторговых, до 100,0 тыс. пассажиров за навигацию. Потенциал его провозной способности составляет в современных условиях до 7,0 млн тонн грузов, в том числе до 250,0–300,0 тыс. тонн внешнеторговых. На внутренний водный транспорт страны тяготеют перевозки массовых навалочных грузов, особенно строительных грузов, минеральных удобрений, леса, угля и хлебных грузов. Роль внутреннего водного транспорта существенно повышается в районах стыковки различных видов транспорта, там, где развиты смешанные железнодорожно-водные перевозки грузов.
В результате широкого применения судов смешанного "река-море" плавания резко расширилась сфера использования водного транспорта. Подобные суда обслуживают экспортно-импортные грузопотоки без перевалки в устьевых морских портах. Тем самым внутреннему водному транспорту отводится большая роль в расширении международных связей и укрепления платежного баланса страны.
На водном транспорте республики предусматривается существенное обновление производственных фондов, строительство судов нового типа и модернизация имеющегося флота, техническое перевооружение предприятий отрасли, реконструкция водных путей до европейского класса, значительное увеличение использования имеющегося потенциала. Это предусмотрено в государственной Программе развития морского и речного флота Республики Беларусь до 2010 года (уточнена на заседании Правительства в феврале 2003 г.). Программа предусматривает строительство судов смешанного "река–море" плавания, модернизацию буксирных и несамоходных судов для перевозки калийных удобрений и других грузов, приобретение и строительство собственных морских судов, реконструкцию водного пути "Днепро-Бугский водный путь" от Пинска до Бреста, реконструкцию р. Припять на украинском направлении до европейского класса V-а с гарантированной шириной судового хода 40 м и глубиной 140 см и др.
Основное направление ускорения научно-технического прогресса на водном транспорте – создание транспортно-технологических систем (ТТС): пакетной, контейнерной, в том числе с применением "биг-бэгов", баржебуксирной. ТТС включают новые типы специализированных, высокоэффективных транспортных судов, автоматизированные и высокомеханизированные перегрузочные комплексы в портах. ТТС позволяет сокращать потребность в рабочей силе, повышать производительность труда, снижать время стоянки в портах и транспортные расходы.