Контроль управления товарными запасами. Товарная запасоемкость логистической системы. Обеспеченность запасами и товарооборачиваемость

Тема 1.6. Контроль и оценка эффективности логистического процесса в распределении продукции

Обоснованность выбора каналов распределения

Обоснование выбора канала распределения базируется на трех основных факторах: охвате рынка, допустимых издержках и контроле.

Охват рынка определяется способом распределения. Различают интенсивное, выборочное и исключительное распределение.

Интенсивное распределение применяется при сбыте товаров первой необходимости и пищевых продуктов (зубная паста, мыло, хлеб, молоко и др.). Целью распределения в данном случае будет охват всех возможных мест продажи, чтобы потребитель мог найти эти товары буквально повсюду. Решить эту задачу без большого числа посредников невозможно, поэтому здесь используются многоуровневые каналы.

Выборочное распределение используется для товаров предварительного выбора - одежды, бытовых электроприборов и др. Такие товары продаются в специализированных магазинах или специализированных отделах универсальных магазинов. При этом число уровней меньше, чем в первом случае.

Исключительное распределение применяют при сбыте товаров специального ассортимента, уникальных товаров. При этом используются каналы нулевого или первого уровней - фирменные магазины или дистрибьюторы.

Допустимый уровень издержек товародвижения зависит от возможностей производителя и от уровня цен на товары-аналоги. Небольшие фирмы не в состоянии создать и содержать свою сбытовую сеть, поэтому они вынуждены использовать посредников, увеличивая число уровней каналов распределения. Некоторые крупные предприятия имеют фирменные магазины по всему миру ("Макдональдс", "Тойота" и др.). Другие, не менее мощные, предпочитают посредников ("Фиат", "Фольксваген"). Уровень цен на товары-аналоги определяет конкурентоспособность цены каждого отдельного производителя. Чем ниже издержки производства по сравнению с конкурентами, тем больше у производителя возможности по охвату рынка и больше уровней каналов он может использовать.

Контроль за каналом товародвижения приобретает особую значимость для таких товаров, как сложная бытовая техника, промышленное оборудование или эксклюзивные потребительские товары. В первом случае необходимы высококвалифицированные посредники, во втором - престижные магазины.

Кроме этих основных факторов производитель должен учитывать региональную концентрацию покупателей, темпы развития рынка, потребность в сервисных услугах, скорость доставки товара к месту продажи и др.

В любом случае процесс продвижения продукции к конечному потребителю требует ускорения. Эту задачу реализует деятельность по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Контроль управления товарными запасами. Товарная запасоемкость логистической системы. Обеспеченность запасами и товарооборачиваемость

Для того чтобы торговое предприятие могло работать бесперебойно и обеспечивать постоянное наличие товаров, необходимо правильно организовать управление товарными запасами. Эффективное управление товарными запасами обеспечивает не только наличие товаров в магазинах, но и устойчивость ассортимента, позволяет осуществлять выбранную компанией ценовую политику, в полной мере удовлетворяя запросы потребителей.

Товарные запасы предприятия торговли подразделяются на товарные запасы сезонного хранения, текущего хранения и досрочного завоза. Именно товарные запасы текущего хранения обеспечивают стабильную и постоянную работу торговых компаний, поэтому их пополнение осуществляется постоянно, а товарные запасы досрочного завоза и сезонного хранения состоят из товаров, производство и потребление которых имеют значительный разрыв во времени. При создании таких запасов принимается во внимание и географическое расположение торговой точки, и невозможность обеспечить регулярную доставку товаров по различным причинам.

Управление товарными запасами осуществляется путем их нормирования, оперативного учета, контроля и регулирования. Управление товарными запасами путем нормирования заключается в установлении необходимых объемов и размеров товарных запасов, которые могут обеспечить нормальную работу торгового предприятия. Управление товарными запасами путем осуществления оперативного учета и контроля за их состоянием предполагает использование данных форм учета и отчетности - карточек количественно-суммового учета, статистических отчетов о товарных запасах и товарообороте. Управление товарными запасами путем их регулирования заключается в действиях, направленных на поддержание определенного уровня товарных запасов и маневрировании.

Чтобы управление товарными запасами было более эффективным, торговые предприятия все шире используют автоматизированные системы управления товарными запасами, практически исключающие ошибки и упущения в вопросах получения и обработки имеющейся информации о товарах.

Производственные запасы – материальные ресурсы, хранящиеся на складах предприятий и предназначенные для производственного потребления; они присущи предприятиям-товаропроизводителям, Производственные запасы являются маломобильными, а по существу – инертными. Именно в производственных запасах иммобилизуются значительные массы материальных и финансовых ресурсов.

Снабженческо-сбытовая логистика предписывает общее правило: для успешной снабженческо-сбытовой деятельности предприятие-товаропроизводитель должен работать с минимальными по величине производственными запасами, а лучше вообще без них.

Для удовлетворения данного требования в логистике разработана система поставок «точно в срок». Согласно этой системе материальные ресурсы поставляются на предприятие непосредственно под запуск их в производство.

При этой системе материальные ресурсы поставляются мелкими партиями, минуют склад и направляются непосредственно в производственные цеха предприятия.

Материальные ресурсы, поставляемые по системе «точно в срок», приходят на предприятие в максимальной технологической готовности, с полной гарантией поставщика качества и количества поставляемых товаров.

τi = Ti – ti => 0

- ожидание материала до его использования (хранение на складе),

- момент запуска материалов в производство,

- поставка материалов.

Система поставок «точно в срок» предусматривает синхронизацию производственного графика и графика поставок.

Снабженческо-сбытовая логистика оперирует величиной запасоемкости производства и торговли.Запасоемкость – отношение величины запаса к объему производимой или реализуемой продукции:

v = V/Q

v – запасоемкость,

V – величина запасов производственного или товарного,

Q – объем производства и реализации.

Измеряется в копейках запаса на один рубль произведенной продукции или в процентах от объема производства или реализации.

Для достижения необходимой конкурентоспособности товаропроизводители должны устанавливать величину своих производственных запасов на строго коммерческой основе – исходя из коммерчески оправданных денежных сумм, вкладываемых в производственные запасы. В этом случае обеспечивается минимум иммобилизации материальных и финансовых ресурсов.

Уровень производственного запаса должен определяться с помощью нормативной величины запасоемкости.

Vпр = [v]Q

Vпр – величина производственного запаса в стоимостном выражении

[v] – нормативная запасоемкость производства

Q – производственная программа предприятия за определенный период (за год)

Согласно выполненным расчетам нормативная запасоемкость в годовом исчислении не должна превышать 3-5 коп на руб., или 3-5% от объема производства.

Нормативная запасоемкость производства определяется по следующей формуле

Контроль управления товарными запасами. Товарная запасоемкость логистической системы. Обеспеченность запасами и товарооборачиваемость - student2.ru :

СМ – величина материальных затрат в производстве или сумма денежных средств, ассигнованных на закупку материальных ресурсов для производственных нужд (тыс.руб)

tоб – величина обеспеченности производства материальными ресурсами в днях

1) Сумма материальных затрат определяется по формуле:

Контроль управления товарными запасами. Товарная запасоемкость логистической системы. Обеспеченность запасами и товарооборачиваемость - student2.ru

pi – цена закупки соответствующих видов материальных ресурсов

Мi – потребность в материальных ресурсах i-того вида (наименование)

1,2… i… m – номенклатура потребляемых материальных ресурсов

2) Определяется потребность в материальных ресурсах на

производственные нужды:

Контроль управления товарными запасами. Товарная запасоемкость логистической системы. Обеспеченность запасами и товарооборачиваемость - student2.ru

Hij – норма расхода материальных ресурсов i-того наименования на изготовление единицы продукции j-того наименования

Qj – производственная программа изготовления продукции j-того наименования

3) Определяется величина обеспеченности производства в материальных ресурсах.

При определении нормативной запасоемкости производства используются нормы расходы материальных ресурсов, что придает вычисляемой запасоемкости нормативный характер. Норма расхода обеспечивает основное требование логистики: точность и достоверность определения потребности и суммы материальных затрат.

Важным компонентом исходной формулы является длительность обеспеченности производства материальными ресурсами, находящимися в производственном запасе товаропроизводителя. Величина длительности обеспеченности зависит от надежности материально-технического снабжения (от надежности поставок). Надежность поставок – поступление материальных ресурсов требуемых наименований партиями в сроки в количестве и качестве, обусловленными режимом материалопотребления данного товаропроизводителя.

Материальные ресурсы должны поставляться на предприятие не тогда, когда это удобно поставщику, а когда это необходимо потребителю.

Режим производственного потребления и соответствующий ему режим поставок юридически закреплен в договоре поставки. Надежность поставок может быть сформирована как точное выполнение поставщиками договорных обязательств по поставкам предприятия.

Материальные ресурсы могут поступать на предприятия с разной надежностью. Для осуществления процесса производства на предприятии должны быть сосредоточены исходные материальные ресурсы в полном объеме и комплектности, что достигается при надежности поставок в 100%.

Недостающая надежность компенсируется производственными запасами.

Длительность обеспеченности производства – функция надежности:

tоб = f(R)

tоб – необходимое длительность обеспеченность производства материальными ресурсами

R – надежность поставок

0 ≤ R ≤ 1

Обеспеченность производства материальными ресурсами:

Контроль управления товарными запасами. Товарная запасоемкость логистической системы. Обеспеченность запасами и товарооборачиваемость - student2.ru

R – надежность поставок. Количественно это вероятность безотказного

поступления на предприятие материальных ресурсов. Согласно теории

надежности всякое отклонение от зафиксированного в договоре поставок – это

отказ в процессе поставки.

Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию предназначенную для конечного потребителя, а также запасы находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Товарные запасы, в свою очередь, подразделяются на запасы товарные средства производства и товарные предметы потребления.

Товарные запасы делятся на:

Текущие запасы — главная часть всех запасов. Обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы — обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденных обстоятельств.

Сезонные запасы — появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

Для определения (оценки) среднего количества технологических или переходных товарно-материальных запасов в данной системе материально-технического обеспечения в целом используется следующая формула:

J= ST,

где,

J — общий объем технологических или переходных (находящихся в процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;

S — средняя норма продаж этих запасов на тот или иной период времени;

Т — среднее время транспортировки.

Товарные запасы в отличие от производственных обладают высокой мобильностью, поэтому их увеличение является положительным явлением в снабженческо-сбытовой деятельности. Но и для них возможна некоторая иммобилизация, которая появляется при относительно высоком уровне товарного запаса. Она предотвращается при помощи постоянного мониторинга спроса покупателей. Важную роль играет маркетинговая поддержка в снабженческо-сбытовой логистике. Мобильность товарных запасов обусловлена ожиданием покупателей, то есть они постоянно «работают».

Товарный запас может интерпретироваться как «горячий резерв» продукции, предназначенной для производства или личного потребления.

Запасоемкость - коэффициент, рассчитываемый как отношение величины запасов товарно-материальных ценностей к объему реализации продукции, работ и услуг. В торговле запасоемкость рассчитывается как отношение запасов на конец расчетного периода к чистому товарообороту за период.

Состояние товарных запасов имеет большое значение для торговых организаций, так как сумма их должна находится в определенном соответствии с объемом товарооборота.

Товарный запас-это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализаций.

Для успешного выполнения плана товарооборота необходимо иметь запасы товаров в определенном количестве, достаточном для организации бесперебойной торговли и для предоставления покупателям возможности выбора нужных им товаров. Ускорение товарооборачиваемости товаров означает сокращение времени их обращения и соответственно ускорение оборачиваемости средств, находящихся в товарных запасах; оно приводит к сокращению затрат и повышению эффективности торговли. Но такой экономиче­ский эффект нельзя назвать положительным, так как при этом значительно сокращается предложение товара, а, следовательно, и социальный эффект торговли, являющийся ее основной целью.

Назначение товарных запасов заключается в том, чтобы обеспечить своевременное пополнение товарами розничных организаций и предприятий.

Повышение эффективности управления товарными запасами требует дальнейшего совершенствования как информации о товарных запасах (ее сопоставимости по каналам товародвижения, товарным группам и т.д.), так и методологии аналитических разработок.

Анализ товарных запасов проводится с учетом их назначения, местонахождения, товарного состава.

При анализе товарных запасов следует рассчитать показатели, характеризующие их состояние и обеспеченность, а так же эффективность использования денежных средств, вложенных в товарные запасы.

Обеспеченность товарными запасами характеризуют данные сравнения фактического наличия товарных запасов в сумме и в днях оборота с нормативом. Эффективность использования средств в товарных запасах определяется такими показателями, как оборачиваемость средств в товарных запасах (товарооборачиваемость) в днях и в разах и рентабельность средств в товарных запасах.

Однако такой общий результат не может еще характеризовать истинное состояние товарных запасов. Самое главное - изучение их состава в соответствии с запросами покупателей, размещения по организациям и предприятиям торговли.

Часто наблюдается накопление излишних запасов одних товаров при перебоях в торговле многими другими, наличие сверхнормативных запасов в одних торговых точках при недостатке их в других. Детальный анализ по группам запасов и их размещению по торговым предприятиям позволяет правильно оценить состояние и определить необходимые меры по их реализации.

Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения.

В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценение. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.

На размеры товарных запасов оказывает влияние целый ряд факторов: равномерность и частота завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т.д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.

Отклонение фактических товарных запасов от установленного норматива служит ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы становятся ниже норматива - это сигнал для завоза соответствующих товаров. Увеличение же товарных запасов сверх установленного норматива говорит о необходимости изучения причин, вызвавших такое нежелательное явление. Таким образом, товарные запасы призваны играть важную роль в организации товародвижения.

По месту нахождения выделяются следующие группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых торговых баз, на складах заготовительных организаций, в розничной торговле, в пути.

В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, досрочного завоза.

Товарные запасы текущего хранения - это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.

Наши рекомендации