Полномочия КС РФ, в том числе регулирование КС РФ по осуществлению права законодательной инициативы в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ
Компетенция КС РФ
Еще одним важнейшим полномочием отнесенным к юрисдикции КС РФ является рассмотрение и разрешение конституционно-правовых споров по компетенции между различными ОГВ и обычно в научной литературе их принято классифицировать по тем или иным юридическим основаниям:
1. В зависимости от круга субъектов участвующие в разбирательстве в данной категории дел выделяется:
· Споры о компетенции между федеральными ОГВ.
· Споры о компетенции между ОГВ РФ и ее субъектов.
· Споры о компетенции между ОГВ субъектов РФ
2)Исходя из юридического содержания рассматриваемых споров о компетенции между ОГВ в КС РФ принято выделять 3 вида споров о компетенции:
· Споры о признании компетенции когда ходатайствующий государственный орган считает что принятый другим органом государственной власти НПА, либо совершение действия правового характера входит в компетенцию самого ходатайствующего государственного органа.
· Споры об отрицании компетенции если ходатайствующий государственный орган полагает, что спорные полномочия должны осуществляться другим государственным органом, а последний уклоняется от издания соответствующего НПА, либо совершения действий правового характера т.е. отрицает принадлежащую ему компетенцию в разрешении тех или иных конституционно-правовых вопросов.
· Споры о присвоении чужих полномочий, если ходатайствующий государственный орган считает, что другой государственный орган вторгается в компетенцию спорящего государственного органа и присваивает не принадлежащие ему чужие полномочия по изданию соответствующего НПА или совершения действия правового характера т.е. он фактически выходит за рамки своей компетенции. При этом согласно закону « О КС РФ» необходимым условием для подачи обращения в КС РФ по названной категории юридических дел является использование нами всех предусмотренных Конституцией РФ согласительных юридических процедур для урегулирования возникших разногласий между государственными органами включая и процедуры конституционного арбитража со стороны Президента РФ.
В настоящее время КС РФ имеет право рассматривать споры о компетенции между палатами ФС России, между исполнительными органами государственной власти РФ и ее субъектов, судами, органами прокуратуры и иными государственным органами, но за исключением вопросов касающихся регулирования подведомственности и подсудности дел отнесенных к ведению судебных органов которые должны регулироваться только федеральным законодателем.
По итогам разбирательства дел споров о компетенции КС РФ принимает 2 вида итоговых решений:
1. Решение о подтверждении полномочий спорящего государственного органа по изданию НПА либо совершения действий правового характера послужившего причиной возникновения такого спора о компетенции.
2. Решение об отрицании полномочий спорящего государственного органа по изданию НПА либо совершения действия правового характера выходящего за рамки принадлежащей ему компетенции и послужившее причиной возникновения такого спора.
Все юридические дела данной разновидности категории дел отнесенных к юрисдикции КС РФ рассматриваются им исключительно только с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, и осуществления принципа разделения властей как на вертикальном и горизонтальном уровнях реализации государственной власти внутри федеративного государственного устройства РФ. Всего КС РФ рассмотрел около 4-х таких данной категории дел, приведем 2 из них:
1. Об обязанности Президента РФ подписать и обнародовать принятой палатами ФС России ФЗ « о возвращении культурно-трофейных ценностей перемещенных в годы второй мировой войны на территорию Советского союза после преодоления ими право отлагательного вето Президента РФ».
2. Дело об отстранении Генерального прокурора РФ от должности Президента России без согласия СФ в связи с возбуждением против него уголовного дела.
Недостатками данной юридической процедуры осуществления конституционного правосудия в том ,что :
1) она во многом пересекается с процедурой проверки конституционности оспариваемых законодательных актов по запросам уполномоченных государственных органов, регулирующие полномочия спорящих органов государственной власти.
2) В этой юридической процедуре КС РФ не решает вопроса о проверке конституционности законодательных актов на основании которых спорящие государственные органы осуществляют возложенные на них Конституцией РФ свои полномочия.
Самостоятельным видом полномочиям отнесенным к юрисдикции КС РФ относятся рассмотрение и разрешение дел о проверке конституционности закона примененного в конкретном деле по жалобам граждан и их объединений.
В настоящее время такое право подавать жалобу в КС РФ в процедуре осуществления конкретного норма контроля по жалобам граждан предоставлено иностранным гражданам, лицам без гражданства, государственным и муниципальным предприятиям, коммерческим организациям и иным видам юридических лиц, если они осуществляют свое коллективное конституционное право, на занятие предпринимательской и иными видами экономической деятельности. КС РФ предоставил дополнительно право подавать жалобу за защитой своих нарушенных прав и свобод человека и гражданина религиозным организациям, муниципальным образованиям и иным видам общественных объединений граждан.
Согласно ФКЗ « об уполномоченном по правам человека РФ», ФЗ « о прокуратуре» право подавать жалобу в КС РФ также было делегировано уполномоченному по правам человека РФ и генеральному прокурору России. Однако до настоящего момента не было не одного обращения генерального прокурора РФ в названной юридической процедуре осуществления конституционного судопроизводства.
В соответствии с ФЗ « О КС РФ» в новой редакции устанавливаются ряд специальных условий подачи заявительных жалоб в КС РФ:
1. Подлежит обжалованию только закон РФ, а не иной вид НПА;
2. Закон должен затрагивать нарушенные конституционные права и свободы человека и гражданина.
3. Закон должен быть применен в конкретном деле и по нему должно быть вынесено соответствующее судебное решение по делу гражданина, вступившее в свою юридическую силу.
Достаточно дискуссионным вопросом является в теории конституционного правосудия о праве КС РФ проверять конституционность других обжалуемых законодательных актов в связи с обращениями граждан если они нарушают права и свободы человека и гражданина и по своей юридической форме формально не считаются законами. Например: нормативные указы президента РФ, Постановления Правительства РФ.
В частности ряд Российских ученых юристов как профессор Лазарев полагает что речь может идти об обжаловании в КС России не только законов, но иных НПА являющихся фактически актами делегированного законодательства.
Противоположную точку зрению занимает профессор Митюков считающий что это противоречит первоначальному смыслу и содержанию положений закона « о КС РФ» так как в нем содержится понятие закона именно в узком юридическом смысле.
Тем не менее на практике КС РФ вынес 2 решения по делу в которых он признал свое право:
1) проверять конституционность по жалобам граждан, постановления ГД РФ об объявлении акта амнистии.
2)По делу о проверке конституционности отдельных положений ГПК от 18 июля 2003г. в котором он подтвердил свое право проверять конституционность постановления Правительства РФ нарушающие права и свободы человека и гражданина, если они конкретизируют и развивают положения ФЗ и могут применяться в неразрывном единстве с соответствующими положениями ФЗ.
В результате разбирательства данной юридической категории дел КС РФ выносит 2 вида решений:
1. О признании закона примененного в конкретном деле соответствующим положениям Конституции РФ
2. О признании закона примененного в конкретном деле не соответствующим положениям федеральной Конституции и тогда он утрачивает свою юридическую силу и в дальнейшем подлежат пересмотру все ранее вынесенные судебные решения основанные на законе призванном не соответствующим Конституции РФ именно вышестоящих судебных инстанциях или по вновь открывшимся новым обстоятельствам дела.
Особым видом полномочием КС РФ является проверка Конституционности законов подлежащих применению в конкретном деле по запросам судебных органов, согласно ФКЗ « О КС РФ» в новой редакции необходимым условием для обращения судов с запросами в КС РФ по данной категории дел выступают следующие требования:
1. У суда должна возникнуть неопределенность в вопросе о том, что подлежащий применению в конкретном деле закон противоречит положениям Конституции РФ
2. Закон затрагивает права и свободы человека и гражданина.
3. Закон должен подлежать применению в конкретном деле и вынесенное судебное решение по данному делу не вступило в свою юридическую силу.
В случаях подачи запросов в КС РФ суд общей и арбитражной юрисдикции обязан приостановить производство по делу и возобновить его только после вынесения соответствующего решения КС РФ независимо от того отказал он или не отказал в применении закона в конкретном деле противоречащего Конституции РФ.
Новым полномочием КС РФ предоставленным ему Конституцией России и ФКЗ « О КС РФ» является право давать официальное толкование Конституции.
В отличии от казуального официальное толкование Конституции даваемое КС России имеет нормативный характер т.е. оно всегда дается КС России по запросам уполномоченных государственных органов, имеет всеобщее юридическое значение, распространяется на весь круг субъектов конституционно правовых отношений, и может содержать в себе новые интерпретационные конституционные положения.
По мнению всех российских ученых юристов именно в праве КС РФ выносить постановления по делам официального толкования Конституции России раскрывается роль КС РФ в качестве позитивного законодателя т.к. нередко он своими решениями способствует устранению пробелов в Российском законодательстве, раскрывает подлинный смысл и содержание положений Конституции РФ и в конечном счете способствует преобразованию Российской Конституции без изменения ее текста, делает конституционное право реальным, живым и во многом обеспечивает прямое непосредственное действие норм Конституции РФ.
Согласно Конституции РФ и закона « о КС России» КС обладает правом выносить заключения по делам касающимся процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ и по запросам СФ ФС России. В этом случае КС РФ выносит 2 вида итоговых решений:
1. Решение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ установленного Конституцией РФ
2. О несоблюдении процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ установленным Конституцией России, которое служит основанием для прекращения в целом процедуры импичмента в отношении главы государства СФ ФС.
Полномочия КС РФ, в том числе регулирование КС РФ по осуществлению права законодательной инициативы в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ.
В научной литературе по проблема конституционного- правосудия имеются две противоположные точки зрения о праве осуществления законодательной инициативы КС РФ в государственной думе ФС России.
Первая точка зрения принадлежит профессору Ю.А. Дмитриеву который полагает, что право законодательной инициативы КС России не ограничено какими-либо вопросами предметов ведения и носит самый общий характер.
Вторая точка зрения принадлежит профессору Л.В. Лазареву считающего что право законодательной инициативы КС России напротив строго ограничено вопросами предметов ведения КС РФ и его взаимоотношений с иными судебными органами в рамках судебной системы РФ.
В настоящее время можно констатировать тот факт, что деятельность КС России по осуществлению права законодательной инициативы в основном подтверждает точку зрения профессора Лазарева. Лазарев за все время своего существования внес всего 3 законопроекта в ГД РФ.
1. ФКЗ о КС РФ
2. Участвовал в разработке ФКЗ о судебной системе РФ
3. Принимал участие в подготовке ФЗ о финансировании судов Рф и фактически больше не проявлял активности по осуществлению предоставленного ему право законодательной инициативы.
Согласно ч.3 ст. 100 Конституции РФ КС России имеет право направлять свои послания к палатам ФС РФ , в то же время до настоящего времени ни в законе о КС, ни в регламенте работы КС РФ остаются не урегулированы вопросы о периодичности, структуре, содержания и правовых последствиях рассмотрения посланий КС РФ палатами ФС России. И за все время деятельности КС России только один раз внес послания в Российский парламент в 1993г. о состоянии конституционной законности в РФ. В 2001г. был издан специальный указ президента РФ, в котором наряду с прочими поручениями и рекомендациями другим высшим органом государственной власти РФ также было предложено КС России возобновить свою практику по внесению посланий к палатам ФС РФ. Однако до настоящего момента названное предложение Президента РФ остается не выполненным со стороны КС России.
Дополнительное полномочие КС РФ могут быть ему предоставлены Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, внутри федеральными договорами, соглашениями, но при условии если они не противоречат юридической природе, предназначению, целям и задачам КС РФ по осуществлению конституционного судопроизводства. Например: дополнительное полномочие переданное КС , ФКЗ о референдуме РФ в котором КС России получил
1)право рассматривать дела о проверке конституционности выдвинутой инициативы по проведению всероссийского референдума и по запросу Президента РФ.
2)Еще одно полномочие согласно этому закону это право проверять конституционность перечня вопросов выносимых на всероссийский референдум по запросам ВС РФ.