Рынок как экономическая система институтов
Все экономические агенты (государство, частные компании, граждане, бизнесмены и т.д.) действуют по определенным, строго фиксированным правилам. Они показывают, что можно и чего нельзя делать, как строить отношения с другими экономическими агентами. Эти правила называются институтами. Часто в эти понятия включают и экономические организации типа фирм, предприятий и т.п.
Понятие «институт» занимает особое место в современном экономическом анализе. Рассмотрим его подробнее.
Институты – это правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономические отношения. Совокупность институтов образует экономическую систему. Например, говоря о какой-то системе, мы фактически имеем в виду совокупность институтов.
Институты бывают формальные и неформальные. Формальные институты – все писанные правила, которые имеют отношение к экономической деятельности: Конституция, Гражданский кодекс, другие виды экономических кодексов, законы, указы, постановления и распоряжения государственной власти. Все эти правила построены по иерархическому принципу. Так, правило более высокого уровня охватывает значительно больший спектр экономических отношений, чем правило более низкого уровня. Например, изменить Гражданский кодекс труднее, чем обычный закон, а Конституцию – еще труднее, чем Гражданский кодекс. Иерархичность придает устойчивость системе формальных институтов.
Кроме формальных, существуют и неформальные институты (правила). К ним относятся: во-первых, традиции и социокультурные стереотипы; во-вторых, правила и процедуры, не разрешенные или не санкционированные государством, но практикуемые хозяйственными субъектами. Не следует думать, что неформальные институты – это что-то второстепенное. Наборот, неформальные институты играют важнейшую роль в регулировании экономического поведения.
Институты часто называют «правилами игры». Этот термин вошел в оборот сравнительно недавно, хотя употреблялся с прошлого века. Речь идет об установлении справедливых, честных, единых для всех «правил игры». Российское общество готово вступить в «игру» и выполнять это не единственное, но совершенно обязательное условие, учитывая сферы, на которые такие правила надо распространять.
Правда, нам пока далеко до неписанных правил, которым следовали наши предки. Сейчас необходимо заново разработать и публично принять правила наведения порядка внутри делового сообщества. Этот документ должен четко обозначать возможные формы наказания и саму процедуру рассмотрения такого рода дел. Названия могут быть различные. Например, введение кодекса чести нужно не только для того, чтобы выработать внутренние «правила игры». Умение делать дело, создавать новые рабочие места и материальные ценности должно быть подкреплено безупречной репутацией российского бизнеса, его высоким моральным авторитетом в глазах общества.
В данном разделе обозначены лишь основные позиции, которые нужно менять в «правилах игры». Но сколько бы мы ни перечисляли приоритеты российских предпринимателей, они каждый раз по большому счету совпадают с приоритетами государства. Это новое явление, зарождающееся в нашей жизни, вселяет надежду, что реформы не будут спускаться только «сверху», но получат поддержку в деловых кругах, а через их лидеров – в широких слоях общества.
Судьбу и темпы рыночных реформ предопределяют не экономические программы, а прежде всего способность, опираясь на поддержку общества, консолидировать политическую и деловую элиту страны. Конфронтация непродуктивна, так как она оставляет нерешенными проблемы, из-за которых ведутся споры, ослабляет власть, создает социальную напряженность.
Таким образом, значение институтов (а их довольно много) состоит в том, что они определяют характер и направления экономической деятельности. Институты могут способствовать экономическому росту. В этом случае страна сможет быстро развиваться. Институты могут быть и социально нецелесообразными (например, спекулятивная или криминальная деятельность). Поэтому очень важное условие развития экономики любой страны – создание соответствующей институциональной системы, в том числе системы экономических институтов.
Институты – создаваемые людьми рамки поведения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия. С этой точки зрения рынок – один из экономических институтов. Если классифицировать экономические институты по выполняемым ими функциям, то рынок относится к группе способов координации.
Способы координации представляют собой сложные социальные и институализированные процессы, определяющие разделение труда в обществе или в организациях. Координация осуществляется двумя основными способами – посредством иерархии[21] или за счет рынка.
Как всякий экономический институт рынок в своем существовании опирается на систему норм поведения. Норма – предписание определенного поведения, обязательного для выполнения и имеющее своей функцией поддержание порядка в системе взаимодействий. Выполнение такого предписания может быть добровольным либо основанным на санкциях (социальных, экономических, юридических).
Нормы структурируют взаимоотношения между индивидами, обеспечивая координацию их деятельности. Наличие норм является главной гарантией устойчивости и предсказуемости взаимодействия.
Норма – главное связующее звено между микро- и макроуровнями. Индивид, выбирая ту или иную норму для понимания действий контрагента и согласования с ними (нормами) своих действий, в то же время обеспечивает стабильность системы в целом. В частности, рыночная система стабильна и способна к воспроизводству лишь в той мере, в какой индивиды используют в своем повседневном экономическом поведении те нормы, на которых она основывается.
Система норм как совокупность взаимообусловленных норм поведения, делающая возможной совершение сделок на рынке и достижение равновесия на нем, включает в себя: сложный утилитаризм, целерациональное действие, деперсонифицированное доверие, эмпатию, свободу в позитивном смысле, добровольное подчинение закону.
Выделяют два вида норм утилитаризма: простой и сложный. Простой утилитаризм основывается на стремлении индивида максимизировать полезность вне связи со своей продуктивной деятельностью. По мнению некоторых исследователей, утилитаризм в простой форме был свойственен советскому обществу. Для рыночной экономики характерен сложный утилитаризм, который предполагает максимизацию индивидом своей полезности на основе продуктивной деятельности. Тем самым сложный утилитаризм исключает несоответствие между уровнем потребностей и продуктивной деятельностью индивидов.
Целерациональное действие (поведение) предполагает использование индивидом предметов внешнего мира и людей в качестве «условий» и «средств» достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Неполнота информации по сделке и ограниченные когнитивные способности индивида (процесс присвоения значения хаотической массе явлений материального мира, предполагающий их распределение по категориям) могут привести к оппортунизму одной из сторон, т.е. преследованию личного интереса с использованием коварства, обмана в явной или скрытой форме. Предотвращение перехода целерационального действия в оппортунизм достигается путем обеспечения прозрачности сделок, свободного доступа к информации, использования особых процедур при заключении контрактов.
Возможность целерационального действия напрямую обусловлена наличием доверия между участниками рынка. Доверие заключается в ожидании определенных действий окружающих, которые влияют на выбор индивида, когда он должен начать действовать до того момента, как станут известны действия окружающих. Важно, что в условиях рынка доверие должно носить деперсонифицированную форму, так как среди участников рынка не могут находиться лишь лично знакомые люди.
Норма доверия тесно связана с эмпатией, т.е. способностью понимать ощущения, интересы и намерения контрагента, другими словами, понимать его позицию. Естественно, такая способность является элементом культуры и бывает значительно выше в однородных обществах.
Неполнота информации по сделке и ограниченные когнитивные способности не только заставляют ожидать оппортунистического поведения со стороны партнеров, но и затрудняют возможность суждения о воздействии наших поступков на других людей, особенно тех, последствия которых скажутся не сразу.
Для предотвращения как первого, так и второго негативного следствия люди нуждаются в очевидных, ясных правилах поведения: «не лги», «не воруй», «выполняй обещания», а в общественной сфере – «соблюдай международные договоры». Таким образом, культивирование в развитых капиталистических странах религиозной морали, соответствующих ей правил поведения является важной предпосылкой существования рыночных норм. Здесь нет противоречия с нормой сложного утилитаризма, так как правила морали содержат коллективную (пусть не совершенную) мудрость поколений: соблюдение правил больше способствует достижению полезности, чем любая попытка преследовать цель прямо.
Свобода в позитивном смысле обусловлена поведением, основанным на эмпатии: чем активнее человек, чем большее количество внешних тел он вовлекает в свою деятельность, тем больше степень его свободы, ибо чем лучше он знает природу внешних тел, тем умнее (а стало быть, успешнее) с ними действует, тем меньше испытывает их неодолимое сопротивление.
Завершает систему норм рынка добровольное подчинение закону. Это главная предпосылка выхода системы норм рынка за локальные рамки и их распространения на неограниченное число потенциальных участников сделок. Гарантии государства в соблюдении участниками рынка закрепленных законом норм поведения повышают уровень доверия контрагентов, облегчают взаимное понимание интересов и намерений.
Свертывание рынка и замена его другими способами координации сопровождались и нередко вызывались разрушением системы норм. Попытки восстановления рынка, в свою очередь, тормозились косностью системы норм. В таких условиях сложный утилитаризм подменялся простым, не предполагающим соотнесения индивидом максимизации полезности с продуктивным трудом, его ориентацией на получение нетрудовых доходов (рентоориентированное поведение). Целерациональное поведение подменяется оппортунизмом, доверие между участниками – мафиозными отношениями, добровольное подчинение закону – правом силы.
Система норм, поддерживающих рынок, является долгосрочным ориентиром для общественного руководства. Их восприятие и разделение обществом – важнейшие условия успешного функционирования рыночного механизма. Сама по себе система норм не дает экономического инструментария для анализа причин существования рынка или иерархии как механизмов координации в условиях определенного места и времени. Преодолевая эти трудности, для анализа взаимопереходов рынка и иерархии современные экономисты выдвигают концепцию трансакционных издержек.
Вопрос «почему в одном случае координация является задачей механизма цен (рынка), а в другом – предпринимателя, создающего иерархию?» впервые в экономической науке поставил Р. Коуз. Им же предложено исходное понятие «трансакция» для анализа взаимопереходов рынка и иерархии.
С позиций теоретической экономики трансакция имеет место тогда, когда товар или услуга пересекает границу смежных технологических процессов. Определение механизма координации, соответствующего тем или иным трансакциям, требует идентификации и объяснения факторов, определяющих различия между трансакциями. Основными сравнительными параметрами трансакций являются специфичность активов, неопределенность и частота.
Специфичность активов связана с наличием инвестиций общего и специального назначения, осуществляемых для реализации трансакций их участниками. Специализированные инвестиции часто позволяют снизить затраты. Однако такие инвестиции одновременно являются рискованными, так как созданные посредством их специфические активы не могут быть в случае прерывания или преждевременного расторжения контракта перемещены для использования в других проектах без ущерба для экономической ценности. Инвестиции общего назначения не связаны с подобными трудностями, поскольку созданные активы общего назначения могут использоваться для других целей без потери их ценности. Выделяют четыре основные типа специфичности активов: местоположения, физических активов, человеческих активов, целевых активов.
Стоимостная оценка доли специфичных активов требует анализа издержек по их созданию. Критерием разделения издержек необходимо установить возможность перемещения данного актива. Например, расположенные в центрах деловой активности здания и оборудование общего назначения перемещаемы, следовательно, затраты на них являются не специализированными. В то же время специально подготовленные для выполнения работы кадры не являются перемещаемыми, таким образом, затраты на их подготовку – специализированные.
Специфичность активов относится к инвестициям в долгосрочные активы, которые осуществляются для поддержания конкретных трансакций. Альтернативные издержки, связанные с такими инвестициями, намного меньше при наилучшем альтернативном использовании последних.
Результатом анализа активов и величины специализированных затрат становится вывод о том, что при высоком уровне специализированных затрат соответствие участников сделки друг другу имеет особое значение, а постоянство взаимоотношений высоко ценится. В поддержку такого типа трансакций создаются определенные контрактные или организационные гарантии, часто перерастающие в иерархические структуры.
Фактор неопределенности проявляется при принятии адаптивных последовательных решений, потребность в которых возникает в ходе реализации контракта. Потребность в адаптации появляется в связи с постоянным присутствием экзогенных нарушений хода осуществления трансакций. При изучении фактора неопределенности важно то, что различные механизмы координации отличаются своими способностями в эффективной реакции на нарушения нормального хода хозяйственных процессов.
Если трансакции не предполагают инвестиций в специфические активы, а новые торговые отношения устанавливаются достаточно легко, то их непрерывность не имеет большого значения и поведенческая неопределенность несущественна. Однако если трансакции поддерживаются специфическими инвестициями, то возрастание степени неопределенности требует разработки участниками сделки механизма разрешения проблем. Сказанное дополняется тем фактом, что параллельно с увеличением степени неопределенности будут нарастать и проблемы в контрактных отношениях и поводы для последовательных адаптаций к новым обстоятельствам.
Частота осуществления трансакций является третьим фактором, определяющим величину трансакционных издержек. Его значение определяется тем, что инвестиции в специализированные производственные технологии, затраты на которые полностью покрываются только на крупных рынках, могут не окупаться на малых. Другими словами, расходы, сопряженные с использованием специализированных структур управления, легче покрываются в случае крупных, регулярно повторяющихся трансакций (рис. 5.1).
Частота трансакций | Особенности инвестиций, связанных с осуществлением трансакций | ||
Неспециализированные | Малоспециализированные | Специализированные | |
Случайные | Рыночный механизм | Трехстороннее управление | Трехстороннее, или единое управление |
Регулярные | Рыночный механизм | Двустороннее управление | Единое управление |
Рис. 5.1. Способы организации трансакций
в зависимости от частоты их проведения
и особенностей инвестиций, связанных с их осуществлением
Анализ основных характеристик трансакций наводит на мысль о возможности подмены рыночного механизма координации иерархией в случае, когда первоначальное распределение ресурсов посредством рынка завершено, т.е. сделка заключена. После этого в зависимости от характеристик трансакции возникает возможность отказа производителя и потребителя от возобновления контрактов на рынке: экономические отношений производителя и потребителя переходят на долгосрочную основу.
Существенные различия условий возобновления трансакций до первой сделки купли-продажи и после нее вызывают необходимость разделения анализа на виды «ex ante» (до заключения сделки) и «ex post» (после заключения сделки). Основным аналитическим инструментом экономиста в этом случае становится категория трансакционных издержек. Под трансакционными издержками понимаются затраты на управление экономической системой. Другими словами, трансакционные издержки – это издержки, связанные с обеспечением координации и взаимодействия экономических субъектов.
Природа трансакционных издержек обусловлена необходимостью мер по снижению неопределенности и противодействия возможному оппортунизму в поведении партнеров как важнейшей причине неопределенности. Ранее, при анализе системы рыночных норм поведения, нами обращалось внимание на всегда существующие неполноту информации по сделке и ограниченные когнитивные способности человека – основу неопределенности. Именно эти две причины приводят к появлению трансакционных издержек.
Как и трансакционный анализ, издержки принято разделять на следующие виды: «ex ante» и «ex post». В рыночной экономике издержки «ex ante» связаны с составлением проекта договора, ведением переговоров и обеспечением гарантий соглашения. Издержки «ex post» связаны с неэффективной адаптацией и корректировкой договора и возникают, когда реализация контракта сбивается с установленного курса в результате пробелов в договоре, ошибок, упущений и непредвиденных внешних возмущений (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Классификация трансакционных издержек
Издержки «ex ante» | Издержки «ex post» |
Издержки поиска информации: затраты на поиск информации о потенциальном партнере, о ситуации на рынке; потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации Издержки ведения переговоров: затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки Издержки измерения: затраты, необходимые для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка Издержки заключения контракта: затраты на юридическое или нелегальное (неформальное) оформление сделки | Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма: затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращения уклонения от выполнения этих условий Издержки спецификации и защиты прав собственности: расходы на содержание судов, арбитража; затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ее ненадежной защиты Издержки защиты от третьих лиц: затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, организованной преступности и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки |
Трансакционные издержки «ex ante» и «ex post» взаимосвязаны и должны анализироваться совместно. Проблемы количественного измерения трансакционных издержек решаются путем сравнительного анализа – сопоставления трансакционных издержек при различных способах организации трансакций: рынке, двустороннем долгосрочном контракте, хозяйственном объединении, унитарном предприятии, системе государственного планирования. Эффективным оказывается тот способ координации, трансакционные издержки по которому ниже.
5.4. Становление и развитие
рыночных отношений в России
как объективная необходимость переходной экономики
Содержание современной переходной российской экономики во многом определяет развитие рыночных отношений. В целом природа кризиса бывшей плановой системы предполагает необходимость ее замены. В первую очередь речь идет о рыночных отношениях, которые должны сменить систему командной экономики. Такой подход связан с мировой исторической практикой разработки основных направлений перехода к рынку.
За последние годы более 90 стран мира провели ряд фундаментальных реформ с целью создания рыночной экономики. И везде был признан важнейший факт современной социально-экономической жизни: чтобы достичь высокого уровня потребления, нужно создать в стране экономическую рыночную систему, взаимосвязанную со всей мировой экономикой.
История служит подтверждением тому, что рынок не сразу получил всеобщее признание. На протяжении более чем двух веков он был объектом и яростной критики, и горячих похвал. Лишь сегодня это противостояние «нарушилось» в пользу признания рыночной системы.
Распространение нового учения началось в Западной Европе со времен промышленной революции. Постепенно оно охватило цивилизованные страны мира. Рыночные идеалы в одних странах «приживались», в других – были отвергнуты. Возникла «ответная реакция» со стороны рыночной экономики – появились антирыночные идеологии, одной из которых был коммунизм.
Теории величайших экономистов мира А. Смита, К. Маркса, Дж.М. Кейнса и других не смогли дать ответа на все вопросы, касающиеся проблем рыночной экономики. И если сегодня в большинстве стран мира либо уже функционирует рыночная система, либо предпринимаются попытки ее реформ, то объяснение этому надо искать не в теории, а на практике. Последние десятилетия ХХ века свидетельствуют, что только рынок способен принести человеку свободу и высокий уровень удовлетворения потребностей. Мировой опыт показывает: когда рынок действует в сочетании с системой социальной защиты, появляется возможность ликвидировать социально-экономические издержки рыночной системы или значительно их смягчить.
Следует подчеркнуть, что страны рыночной экономики практически по всем показателям намного опережают остальные государства. Причем многие страны, ранее имевшие нерыночную структуру, но осуществившие реформы, смогли заметно повысить экономическую эффективность своей экономики. Вот почему именно рыночная система должна прийти на смену нерыночной и полурыночным хозяйственным структурам. Точность данного прогноза весьма относительна, и трудно предсказать, что ждет экономику любой страны в будущем, но еще труднее в роли оракула давать советы, как действовать в критической ситуации, когда неизбежно надо менять экономический курс, правила и нормы экономических действий.
Становлению и развитию рыночных отношений почти во всех странах предшествовали экономические реформы, которые представляют собой глубокую трансформацию форм и методов хозяйствования, управления экономикой. Такие реформы распространяются на очень широкий круг социально-экономических отношений.
Переходное состояние сегодня переживает Россия. Пока у нас не существует ни четкого критерия, ни норм преобразований системы хозяйствования, позволяющих утверждать, что это – реформа, а не простое изменение в действии общественного механизма. Ясно одно: реформа влечет за собой переход к новому качественному состоянию управления экономикой.
Таким образом, можно говорить о синхронности экономических реформ и постепенного перехода к рынку. Есть все основания считать 1989 г. рубежом в проведении рыночных реформ в России, так как именно с этого года четко прослеживаются новые конкретные проекты их осуществления, которые приобретают рыночные черты. Этому способствовали три обстоятельства: появление первой официальной доктрины рыночных преобразований, породившей ряд проектов перехода к рынку; признание плана рыночных преобразований правительством страны; резкое ухудшение экономического положения государства. (Положение стало настолько тяжелым, что, кроме поворота к рынку, не осталось реальных путей выхода из кризиса.)
1989–1992 гг. характеризовались самым тесным переплетением факторов политики и экономики: реформы касались уже России, ставшей самостоятельным государством, – осуществился переход от союзного управления к российскому. Перед Российской Федерацией стоял выбор – какое из трех направлений неизбежного развития экономических реформ предпочесть: 1) согласно концепции Государственной комиссии по экономической реформе; 2) на основе «Программы 500 дней»; 3) путь «шоковой» терапии, так называемый «польский» вариант.
Было выбрано третье направление, и с начала 1992 г. рыночные реформы формально «заработали». Вероятно, правомерно называть эти реформы радикальными. При Правительстве РФ даже был создан рабочий Центр экономических реформ, но по различным причинам он в основном занимался оперативно-тактическими вопросами реформирования, а не разработкой и обоснованием стратегических реформ.
В сложившихся условиях развитие рынка в России, как и во всем мире, происходит при обстоятельствах, которые люди не свободно выбирают, а принимают как данность природы или наследие. Это позволяет выделить общие закономерности и условия развития рынка и специфические (для России). Современная мировая модель рыночного хозяйствования сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой экономикой, для которой характерны: максимальная приватизация; открытость рынков; высокий уровень развития экономики в целом и инфраструктуры рынка, в частности; развитая система финансово-бюджетного регулирования национальной экономики; конвертируемость валюты; экономический рост и циклический характер развития экономики.
Специфика вхождения России в систему социально ориентированного рынка определяется диаметрально противоположными показателями: относительно низким уровнем производительных сил (в сравнении с развитыми странами); слабостью мирохозяйственных связей в интеграционных процессах; засильем элементов командно-административной системы хозяйствования; очень высоким уровнем концентрации производства при незначительном уровне малого бизнеса; монополизированной структурой экономики и основных рынков; несбалансированностью экономики.
Чтобы в масштабе общества «запустить» рыночный механизм, необходимо правильно выбрать главные ориентиры и магистральные направления движения к рынку. Кое-что в системе новых отношений подсказано мировой наукой и практикой в виде обобщенного опыта. Конкретные предложения поступили со стороны крупных ученых-экономистов международного класса. Однако нельзя не назвать и экономических советников типа профессора Гарвардского университета Дж. Сакса, проповедовавшего идею полной свободы субъектов рыночной экономики от государства на начальном этапе проведения реформ в России. Пагубность бездумного подражания, желание скопировать опыт Запада были налицо.
Анализируемый процесс трансформации российской экономики, содержание и этапы переходного периода могут быть истолкованы с разных практических и теоретических позиций, т.е. модели переходной экономики могли быть чисто теоретическими или иметь выход на социально-экономическую практику. На первоначальном этапе российских реформ отсутствовала конкретная концепция преобразования хозяйства; преобладало желание сделать все быстрее и обеспечить в кратчайший исторический отрезок времени на базе рыночной модели уровень жизни, характерный для высокоразвитых стран. Присутствовали также надежды на крупномасштабную, в том числе финансовую, помощь Запада и приток в Россию частного капитала.
Одним из принципов рыночной экономики является принцип всеобщности рынка. Его реализация предполагает построение в России системы взаимосвязанных рынков функционального назначения, составляющих рыночную структуру, в которую входят: потребительский рынок, рынок средств производства, финансовый рынок, рынок ценных бумаг, рынок труда и т.д.
Потребительский рынок России за годы реформ усилил свое значение в структуре экономики. Он представлен рынками продовольствия, продукции легкой промышленности, бытовых услуг, бытовой техники и др. Однако его современное состояние нельзя признать удовлетворительным. Сегодня потребность городов-миллионников в продуктах питания удовлетворяется за счет экспортных поставок на 50–70%; в бытовой технике – на 80–90%; в продукции легкой промышленности – на 50–70%.
Рынок средств производства включает в себя топливно-энергетический, сырьевой рынки, рынки машин и оборудования, рынки полуфабрикатов, рынки промышленных услуг, рынок научно-технической продукции.
Продукция топливно-энергетического комплекса реализуется на внебиржевом оптовом рынке, на который приходится подавляющая часть внутреннего спроса на нефть, уголь и продукты их переработки. Добычу, распределение и сбыт примерно 95% российского природного газа монопольно осуществляет РАО «Газпром» по ценам, регулируемым государством.
В настоящее время рыночный механизм задействован в энергетическом секторе хозяйства в незначительной степени. Цены на топливо отражают интересы и инфляционные ожидания производителей и практически безразличны к динамике спроса. Текущие оптовые цены производителей энергетических ресурсов характеризуются непрерывным ростом. Но данная динамика не свидетельствует о нормализации уровня цен как внутри страны, так и в сравнении с ценами мирового рынка. Например, в России цена на газ на 11% ниже цены угля, тогда как во всем мире газ в 1,3–2 раза дороже. В результате у нас сложилась неэффективная структура топливного баланса: уголь в нем составляет примерно 1/4 (на Западе – 2/3).
Рынок машин и оборудования характеризуется чрезвычайно широкой гаммой обращающихся товаров. К ним относятся: технологическое оборудование различных отраслей, энергетическое оборудование, все виды подъемно-транспортных средств, компьютерная и оргтехника, сельскохозяйственная техника, торговое оборудования, военная техника и пр.
Промышленность, выпускающая машины и оборудование, объединена в два комплекса: машиностроительный и оборонный. К началу 1990-х годов эти комплексы характеризовались:
крупнейшими в Европе объемами выпуска продукции;
преобладанием выпуска продукции для оборонных нужд и тяжелой промышленности;
чрезвычайно широким спектром выпускаемой продукции, охватывающим практически весь ассортимент изделий машиностроения;
крупнейшим в мире парком технологического оборудования, возрастная и технологическая структура которого не соответствовала современным тенденциям развития машиностроения;
пассивным внешнеторговым балансом продукции машиностроения, при котором объем импорта в 3–4 раза превышал объем экспорта;
низкими производительностью труда и конкурентоспособностью большинства видов продукции машиностроительного комплекса;
существенно более низкими по сравнению с мировым уровнем ценами на машины и оборудование, что было обусловлено низкими ценами на энергоносители и конструкционные материалы, а также низким уровнем оплаты труда.
В 1990-х годах спрос на рынке машин и оборудования определяли следующие факторы:
общий экономический кризис, приведший к многократному снижению объемов инвестиционного спроса;
распад единого экономического пространства бывшего СССР и стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), что привело к переориентации потребителей на продукцию западных и азиатских производителей, отказу от закупки российских машин и оборудования;
приватизация государственной собственности, приведшая к децентрализации спроса на продукцию машиностроения;
сокращение государственного оборонного заказа.
Важнейшими факторами предложения в этот период были:
рост энергетических издержек в стоимости продукта за счет повышения тарифов на электроэнергию и цен на топливо;
реструктуризация российской промышленности, обусловившая рост доли малых и средних предприятий с коротким циклом, что привело к примитивизации структуры выпуска машин и оборудования, «вымыванию» из выпуска сложных наукоемких видов продукции, освоению выпуска легких и упрощенных модификаций;
разрыв экономических связей, приведший к переключению предприятий на собственное производство комплектующих, что снижает специализацию, ухудшает качество продукции и противоречит основным мировым тенденциям.
Важной особенностью этого рынка является наличие вторичного рынка бывших в употреблении машин и оборудования, что вызывает необходимость развития в нашей стране современных услуг по оценке такого оборудования.
Рынок промышленных услуг (в том числе рынок транспорта и связи) сегодня наиболее динамично развивающийся на рынке средств производства. Функционирование его определяет либерализация коммерческой деятельности промышленных и транспортных предприятий, что выражается в повсеместном акционировании авиакомпаний, предприятий автомобильного транспорта, пароходств и портов. Конкуренция существует не только между различными видами транспорта, но и между транспортными фирмами. Изменяется структура рынка, на котором сокращается доля монополизированного железнодорожного транспорта и растет доля автомобильного. В области авиаперевозок из 300 официально зарегистрированных компаний 40 обеспечивают 80% авиаперевозок. Рынок связи характеризуется высокой долей иностранных инвестиций на его развитие. Если в 1997 г. их объем составлял 145 млн дол., то в 2000 г. прогнозируемый уровень составлял более 300 млн дол.
На рынке научно-технической продукции в качестве товара выступают результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ. Перечень научно-технической продукции включает в себя теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническую документацию, подготовленную в результате разработки новой техники и технологии, опытные образцы новых орудий труда и материалов. Сюда же относят научно-технические услуги и консультирование.
Спрос на научно-техническую продукцию в мире постоянно растет, поскольку она непосредственно связана, с одной стороны, с совершенствованием и развитием действующих производств с целью повышения их технического уровня и экономической эффективности, а с другой – с обновлением выпускаемой продукции, с постановкой на производство новых высококонкурентных изделий. Разработка и создание научно-технической продукции чаще всего осуществляются в рамках договоров, заключаемых между производственными предприятиями и научными организациями, а также в рамках государственных заказов. Однако значительный объем научно-технической продукции попадает на внешний рынок. Емкость мирового рынка научно-технической продукции в 1999 г. оценивалась в 1 трлн дол. В России за этот период объем научных исследований и разработок сократился в 15 раз.
Научно-техническая продукция по своему характеру является продукцией единичного производства. Поэтому ее рынку свойственны черты чистой монополии, прежде всего возможность продавцов влиять на цену.
Финансовый рынок состоит из рынка ценных бумаг и кредитного рынка. Категория кредита определяет комплекс экономических отношений, обусловленных использованием временно свободных денежных средств. Организационно кредитный рынок представлен в России банковской системой и другими финансово-кредитными учреждениями. Кредитный рынок предоставляет средства для инвестирования в распоряжение предприятий. На нем происходит перемещение денег из тех секторов, где имеется их избыток, в те сферы, которые испытывают в них недостаток.