Совершенная (чистая) конкуренция

Тема 3.

Монополия и конкуренция.Олигополия.

План:

Конкуренция: формы и значение.

Совершенная (чистая) конкуренция.

3. Несовершенная конкуренция:

3.1 Монополия и ее виды;

3.2 Монополистическая конкуренция;

3.3 Олигополия;

Чистая монополия.

Конкуренция: формы и значение.

Конкуренция, наравне со спросом, предложением и ценой, является одним из главных элементов рынка. Следовательно, отсутствие конкуренции, означает отсутствие рынка.

Конкуренция(от лат. – сталкивать, состязаться) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства купли, продажи товаров.

Конкуренция начинается на стадии создания фирмы с борьбы за обладание лучшими факторами производства, что позволяет получать наибольшую прибыль при наименьших затратах.

Формы конкуренции.

1. По степени развитости конкурентных отношений:

· Рынок совершенной конкуренции – предполагает отсутствие какой-либо власти производителя и свободный от вмешательства (регулирования) государства.

· Рынок несовершенной конкуренции – допускает определенную степень власти производителя или государства. В условиях несовершенной конкуренции на рынке действуют монополии. И по степени усиления их власти принято выделять рынки: а) монополистической конкуренции; б) олигополии; в) чистой монополии. В условиях существования монополий возрастает роль государства по регулированию экономических процессов.

Дифференцируются конкурентные рынки по ряду признаков:

а) количества фирм на рынке;

б) тип продукта;

в) свобода входа и выхода на рынок, т.е. существуют ли барьеры, препятствующие организации бизнеса;

г) контроль над ценой, т.е. может ли одна фирма диктовать цены всем остальным производителям;

д) доступ к информации о технологии производства, условиях деятельности, издержках, прибыли и т.д.;

е) форма конкурентной борьбы.

2. В зависимости от методов состязательности:

· Ценовая – при прочих равных условиях устанавливаются более низкие цены за счет использования дешевых факторов производства, внедрения передовых технологий, повышения квалификации рабочей силы и т. п.

· Неценовая – предполагает придачу товарам и услугам дополнительных свойств (упаковка, гарантийное и сервисное обслуживание, доставка, продажа в рассрочку, распродажи, скидки, реклама и т.д.), которые обеспечивают их предпочтительность перед другими товарами и услугами.


Значение конкуренции:

1. Конкуренция способствует повышению качества выпускаемой продукции.

2. В условиях конкуренции на рынке складываются цены ниже, чем в условиях монополии.

3. Конкуренция стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, что позволяет снизить издержки производства и повысить размер получаемой прибыли.

4. При конкуренции потребности покупателя удовлетворяются в большем объеме, не возникает искусственный дефицит.

5. В условиях конкуренции ограниченные факторы производства используются в полном объеме, потери ресурсов сводятся к минимуму, что позволяет организовать эффективное производство.

Совершенная (чистая) конкуренция.

Совершенная конкуренция, или как часто ее именуют чистая и свободная, была характерна для развитых стран Европы и США вплоть до конца XIX в. Данную модель можно представить на примере Англии начала XIX века. В современных условиях совершенная конкуренция в полном объеме ее признаков существовать не может, так как на рынке господствуют монополии.

Основные признаки чистой конкуренции:

1. На рынке функционирует множество фирм – т.е. независимых друг от друга производителей, которые самостоятельно решают, что, как и сколько производить. В силу их огромного количества масштаб отдельной фирмы и объем принадлежащего ей рынка не велик;

2. Однородный (недифференцированный) тип продукта – это продукты, которые производят разные фирмы, но они имеют одинаковое назначение и не отличаются по важнейшим свойствам, технологиям производства, издержкам, ценам. Следовательно, данные продукты легко заменяемы, что существенно влияет на конкуренцию между производителями;

3. Полная свобода входа и выхода – отсутствие каких-либо барьеров препятствующих фирмам или ресурсам войти или уйти с рынка. Если данный вид деятельности позволяет получать прибыль, то наблюдается приток капитала, возникают фирмы. Понижение прибыли приводит к резкому оттоку капитала и уменьшению числа фирм;

4. Отсутствие какого-либо контроля над ценой – т.к. фирм множество и их доля рынка ничтожна, то ни одна из фирм не может навязать свои цены и условия сбыта другим производителям. Таким образом, изменение цен одной фирмой, не влияет на рыночное равновесие и равновесные цены;

5. Полный доступ к информации – покупатель и производитель не имеют ограничений в получении информации о цене, условиях функционирования рынка, качестве товара, технологии производства и т.д.;

6. Ценовая конкуренция в качестве метода борьбы является наиболее приемлемой, так как снижение цен одним производителем не влияет на равновесную цену и позволяет увеличить кругооборот капитала. С другой стороны применение неценовых методов конкуренции приводит к росту издержек, повышению себестоимости продукции, а в условиях однородного типа продукта – к сокращению прибыли;

7. По сути дела такой рынок чист от вмешательства государства, все экономические отношения регулируются на основе законов спроса и предложения, монополий отсутствуют – т.е. существует свободный рынок;

8. Для такого рынка всегда характерно рыночное равновесие, которое устанавливается в короткосрочном периоде, избыток и дефицит товаров и услуг если и возникают, то за счет рыночного механизма быстро ликвидируется. Так, в условиях перепроизводства одна фирма снижает цены à прибыль фирмы растет à в условиях полного доступа к информации возникает цепная реакция à все фирмы снижают цены à цена движется к равновесию. Как следствие, вплоть до конца XIX века страны не сталкивались с затяжными экономическими кризисами.

В современных условиях в развитых странах ни в одной отрасли не наблюдается совокупность всех вышеуказанных признаков. Хотя по ряду признаков к модели чистой конкуренции близки отрасль сельского хозяйства и фондовый рынок. Тем не менее, некоторые из перечисленных элементов присущи другим типам конкурентных рынков, а сама модель является эталоном, с которым сравнивают все остальные рынки несовершенной конкуренции.

Наши рекомендации