Характеристика транспортных путей Белгородской области
Регион | Железные дороги, тыс.км | Речные пути , тыс.км | Автомо- Бильные Дороги, Тыс.км | Площадь Территории Региона, Тыс.км | Густота Ж-д путей, Км/1000 КВ.км | Густота речных путей Км/1000 КВ.км | Густота Авто- Дорог, Км/1000 КВ.км |
ЦФО | 650,2 | 38,24 | 179,1 | ||||
Белгородская Область | 5,5 | 242,8 | |||||
Россия | 17125,187 | 7,3 | 5,3 |
Показатели | Доля, % | ||
В России | В ЦФО | ||
Объем отгруженных товаров по видам деятельности | |||
«Добыча полезных ископаемых» | 1,4 | 13,2 | |
«Обрабатывающее производство» | 1,6 | 5,6 | |
Производство продукции в натуральном выражении: | 36,1 | 69,5 | |
Концентрат железорудный портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичные цементы гидравлические | 9,5 | 39,8 | |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы | 18,9 | 48,7 | |
Комбикорма | 17,4 | 46,9 | |
Продукция сельского хозяйства | 4,2 | 17,6 | |
Валовой сбор зерна ( в весе после доработки) | 2,5 | 13,8 | |
Валовой сбор сахарной свеклы | 9,1 | 15,9 | |
Валовой сбор картофеля | 1,5 | 5,1 | |
Валовой сбор овощей открытого грунта | 1,2 | 6,1 | |
Валовой сбор подсолнечника | 4,2 | 15,6 | |
Производство скота и птицы на убой ( в убойном весе) | 11,6 | 39,4 | |
Производство молока | 1,7 | 9,4 | |
Производство яиц | 3,6 | 17,4 | |
Принятая в 2004 году с целью создания конкурентной модели агробизнеса «Стратегия развития сельского хозяйства до 2010 года», ставка в которой сделана на динамичное наращивание объемов производства продукции животноводства, ставшего своеобразным локомотивом развития всей сельскохозяйственной отрасли.По основным отраслям животноводства: птицеводству, свиноводству, молочному животноводству – были приняты областные целевые программы развития. Белгородцы предвосхитили удачно совпавший по времени и содержанию с принятой в области Стратегией Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», действовавший в 2006-2007 г.г., перешедший в 2008 году в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».За 2005-2013 г.г. в развитие птицеводства вложено 37,8 млрд. рублей, в развитие свиноводства – 75,0 млрд. рублей, созданы мощности по производству более 600 тыс. тонн свинины и 700 тыс. тонн мяса птицы в живой массе в год. В мясном кластере образовано и сохранено 34,5 тыс. рабочих мест. Начиная с 2010 года, в Белгородской области производится более 1 миллиона тонн мяса всех видов в год. В 2013 году наш регион вновь подтвердил неофициальное звание «мясной столицы» России: производство скота и птицы во всех категориях хозяйств области, по прогнозам, составило 1 млн. 450,0 тыс. тонн мяса всех видов; в том числе, мяса птицы – 750,0 тыс. тонн, свинины – 660,0 тыс. тонн, говядины – 36,0 тыс. тонн. Наблюдается постоянное сокращение объемов закупок заготовительными организациями и не адаптировавшейся к рынку потребительской кооперацией при одновременном формировании новой многоканальной рыночной системы реализации сельхозпродукции. Среди каналов распределения заметно выросла не только роль посредников (по зерну — с 7% в 1996 г. до 20,7% в 2000 г.), но и величина бартерных операций (соответственно с 16 до 29,8%), что объясняется острой нехваткой оборотных средств в сельском хозяйстве, заблокированием счетов большей части сельхозпредприятий из-за их неплатежеспособности. Доля бартера в общем объеме реализации продолжала расти и к 2002 г. составляла по зерновым хозяйствам области от 30 до 55%. Роль самого «бартерного» товара играет зерно как наиболее универсальный товар, являющийся эквивалентом денег в современном сельском хозяйстве. Не случайно, по оценкам, до 25% объема реализации зерна приходится на обменные операции, т.е. оплату материально-технических ресурсов, услуг, взаимозачеты и т.п. Сохраняется повсеместная практика предоставления хозяйствами вместо заработной платы своим работникам натуральных выплат.
Высокая доля зерна в расчетах с населением стала результатом сокращения доли денежных платежей при расчетах в аграрном секторе и расширения животноводства в ЛПХ. При этом, учитывая, что среди используемых в ЛПХ кормов лишь 10% составляют комбикорма, целесообразно организовывать переработку зерна, получаемого в счет оплаты труда, в сбалансированные комбикорма, что обеспечит повышение объемов производства продукции животноводства в крестьянских подворьях.
Предусматривается рост поставок продукции (преимущественно пшеницы), региональным продовольственным корпорациям призванным аккумулировать сельхозпродукцию в региональных фондах администрации области. Несмотря на невыгодность реализации для сельхозпроизводителей своей продукции в эти фонды по ценам ниже рыночных, наличие таких фондов позволяет сгладить возможные колебания конъюнктуры зернового рынка, хотя деятельность подобных корпораций нуждается в дополнительной регламентации.Сегодня в регионе практически сформирована технологическая база отрасли животноводства. В 2012 году в птицеводстве ее создание успешно завершено.
А в 2015 году и в свиноводстве будут полностью созданы производственные мощности, которые позволят довести общий объем производства мяса скота и птицы до полутора миллионов тонн в год. В 2015 году завершится первый этап реализации программ развития животноводства области, что станет серьезным производственно-экономическим базисом для дальнейших социально-экономических преобразований белгородского села.
Среди отправляемых по железной дороге грузов большое место занимает железная руда (70%), черные металлы, прокат, стройматериалы, продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности. В связи с крайней ограниченностью местной топливно-энергетической базы, основное место в структуре грузооборота занимают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть). Автомобильный транспорт перевозит главным образом сельскохозяйственную продукцию, а также строительные материалы и прочие товары. По территории области проходит нефтепродуктопровод, обеспечивающий предприятия и населенные пункты жидким топливом.
Через Белгородскую область проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России и Украиной, в том числе федеральная автотрасса М-2 «Крым» и железнодорожная магистраль «Москва — Харьков — Севастополь». Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 694,6 км, протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием (включая ведомственные) — 8,5 тыс. км или 87,7 % от общей протяжённости. Так же в Белгородской области имеется одна из немногих в России линия пригородного троллейбусного сообщения протяжённостью 34 км, проходящая по Федеральной автодороге "Крым" и соединяющая административный центр области с посёлком Майский