Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию
Механизм конкуренции, его движущие силы являются объектом длительного изучения различными направлениями экономической теории, менеджмента, маркетинга, права.
Научный интерес к этой проблеме обусловлен существенным обстоятельством – в конкуренции усматривается главная сущностная черта, свойство товарного производства, способ его развития.
Теория конкуренции развивалась с развитием экономики. Рассмотрим основные моменты процесса эволюции проблем и теории конкуренции.
В традиционной экономике конкуренция была сравнительно слабой и носила эпизодический характер в силу объективных причин. Традиционная экономическая система была основана на натуральном, как правило, сельскохозяйственном производстве. Характерные черты и производства, и потребления в традиционной экономике – замкнутость и консерватизм. Консерватизм системы потребностей не стимулировал расширения ассортимента продукции, совершенствование функционала продукта. Консерватизм и замкнутость имели следствием отсутствие интенсивных экономических связей между хозяйствующими субъектами и невозможность специализации и разделения труда. Низкий уровень специализации при высоком уровне ручного труда определял неразвитость производительных сил и ограничивал возможности роста производства продукта и улучшения его качества. В свою очередь консерватизм системы потребностей не стимулировал расширения ассортимента продукции, совершенствование функционала продукта.
Конкуренция получила толчок к развитию в эпоху первоначального накопления капитала. Процесс первоначального накопления капитала активно шел в Западной Европе с конца 15 века по 18 век (а в других странах – до конца 19 века). Он создал условия для развития крупного машинного производства и индустриализации. В этот период появилась «дикая» (внеэкономическая, стихийная) конкуренция.Преобладали такие формы конкурентного поведения как убийство, шантаж, шпионаж, мошенничество, монопольный сговор, производство заведомо некачественной продукции. «Дикая» конкуренция в современном законодательстве развитых стран относится к недобросовестной или незаконной конкуренции.
В конце 19 века и первые годы 20 века в развитых странах того времени интенсивно осуществлялась и успешно завершилась индустриализация. В условиях крупного машинного производства произошел серьезный рост масштабов производства, производство изменилось качественно. Это сопровождается усилением конкурентной борьбы, нарастает интенсивность и отраслевой, и межотраслевой конкуренции. Экономические условия заставляют предприятия задуматься о стратегии поведения в новых условиях. Усиление конкуренции подтолкнули предприятия к попыткам договориться с конкурентами о разделе рынков сбыта, согласования ценовой политики и т.д. Концентрация, централизация капитала, усиление конкуренции в совокупности определили тенденции к монополизации рынков. Возникновение картелей, синдикатов, трестов усложняет конкуренцию. Монополизация выявляет негативные последствия этого процесса для покупателей и государства.
Во второй половине 20-го века некоторые национальные монополии начинают открывать за рубежом свои филиалы и создавать дочерние фирмы. В этот период появляются первые транснациональные корпорации (ТНК). Выход монополий за рамки национальных границ принято считать началом второго этапа монополизации рынков.
Несмотря на то, что конкуренция регулирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о механизме конкурентной борьбы появились только к середине 18 века. Существенный вклад в формирование теоретических представлений о конкуренции внесли представители классической политэкономии.
Одним из основоположников теории конкуренции является А.Смит, в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства» он первым их экономистов раскрыл сущность конкуренции и доказал ее ключевую роль в механизме саморегулирования и функционирования рыночной экономики. А.Смит исходил из того, что конкуренция - это, во-первых, свободное нерегулируемое государством экономическое соперничество мелких частных собственников (атомистическая конкуренция); во- вторых, динамический процесс, обеспечивающий экономический и общественный прогресс.
А. Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал, что рыночная экономика, неуправляемая коллективной волей, неподчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Для обоснования роли автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, личном интересе, он использовал афоризм «невидимая рука рынка».
А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка, ее автоматически равновесным механизмом. А.Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, уравнивает и преимущества этих факторов во всех отраслях, и, тем самым, приводит к оптимальному распределению ресурсов.
В противовес существующему предрассудку, согласно которому любая активность на рынке идет вразрез с интересами общества, А. Смит доказал, что производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей. По убеждению А.Смита, именно конкуренция создает условия, в которых собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности, и реализует согласование частных интересов экономике. Только конкуренция, по его мнению, может лишить участников рынка власти над ценой, причем, чем больше продавцов, тем меньше вероятность монополизации.
А.Смит убедительно доказал, что конкуренция является главным условием действия экономических законов в экономике, обеспечивает достижение экономической эффективности, динамичность и устойчивость экономической системы и рост богатства всего общества.
Модель совершенной (чистой) конкуренции, теоретические основы которой постулировал А. Смит, полностью исключала какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в его теоретических построениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике. Развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д. Рикардо построил более полную теоретическую модель совершенной конкуренции. Он сконцентрировал внимание на том, как функционирует эта модель в долгосрочной перспективе. Такой подход дал возможность уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка, т.е. такими факторами, которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.
Теоретическое абстрагирование помогло Д. Риккардо обосновать долгосрочные варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, разработать теории ценности и распределения на основе предельной производительности. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.
Идея совершенной конкуренции помогла понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развития капиталистической экономики. Дж. С. Милль сделал это понимание еще более стройным. Им было разработано уравнение международного спроса, выделены так называемые «неконкурирующие» группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек.
Значительное место в теории конкуренции принадлежит теориям внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции К.Маркса.Он ввел понятия и раскрыл сущность внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции; подробно описал механизмы их действия. В теории К.Маркса внутриотраслевая конкуренция –это конкуренция между отдельными предпринимателями внутри каждой отрасли за получение большей прибыли. Она возникает раньше остальных форм конкурентной борьбы и ускоряет дифференциацию мелких товаропроизводителей. Посредством внутриотраслевой конкуренции образуется как рыночная стоимость, так и рыночные цены товаров. Если спрос, предъявляемый на товары, превышает их предложение, то рыночная цена поднимается выше рыночной стоимости; если же предложение товаров на рынке превышает спрос на них, то рыночная цена падает ниже стоимости.
Внутриотраслевая конкуренция и погоня за сверхприбылью побуждает использовать достижения науки и техники, снижать издержки производства и повышать качество товаров. Однако внутриотраслевая конкуренция не влияет на разницу в величине норм прибыли в различных отраслях. Эту проблему решает межотраслевая конкуренция, которая является специфической формой конкуренции капиталов в борьбе за более прибыльное применение капитала. Она осуществляется в виде перелива капиталов из одних отраслей в другие отрасли. В результате перелива капиталов образуется среднеотраслевая прибыль. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между производителями разных отраслей за наиболее выгодные условия приложения капитала, а основным средством такой конкуренции выступал перелив капитала между отраслями. Если в одной отрасли среднеотраслевая норма прибыли оказывалась выше, чем в других отраслях, то при отсутствии барьеров вхождения в отрасль в нее начинал переливаться капитал из других отраслей. В результате норма прибыли снижалась. Межотраслевая конкуренция уравнивала различные отраслевые нормы прибыли в общую или среднюю норму прибыли.
К.Маркс доказал, что конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике: стимулирование технического прогресса и его внедрение в производство; снижение отраслевых издержек производства и цены; перераспределение капитала между отраслями в соответствии с общественными потребностями.
Неоклассическая школа политэкономии, расцвет которой приходится на 19 век, еще более точно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А. Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. При этом А. Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике условности модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели рыночной конкуренции – монополистической конкуренции.
Явления и процессы в экономике в начале 20 века актуализировали проблему несовершенства модели совершенной конкуренции. Критика существовавшей модели совершенной конкуренции со стороны некоторых экономистов звучала и ранее и во многом была справедлива. А. Пигу в начале 20 века пришел к выводу, что монополизация экономики и внешние эффекты способны серьезно нарушить воздействие конкуренции на эффективность экономической системы. Результатом оказывается расхождение между индивидуальными и общественными интересами, снижение уровня благосостояния. Модель совершенной конкуренции имела много серьезных недостатков. Об этом писали в своих трудах Й. Шумпетер, П. Сраффа, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, Ф.А. Хайек и др. Отметим лишь некоторые, наиболее важные их замечания. Во-первых, в модели совершенной конкуренции уделяется вниманием только одному виду конкуренции – ценовой, что не позволяет раскрыть исчерпывающе сущность конкурентной деятельности. Во-вторых, в модели совершенной конкуренции не находят отражение элементы монополии, пронизывающие реальную экономику. В-третьих, процессы централизации и монополизации в экономике развитых стран привели к осознанию необходимости вмешательства государства процесс установления рыночного баланса и тому что, экономическая концепция невмешательства государства в механизм стихийного саморегулирования экономики была поставлена под сомнение.
В 1933 году вышли две работы, которые стали фундаментом и огромным вкладом в теорию несовершенной конкуренции: «Теория монополистической конкуренции» Э.Чемберлина и «Экономика несовершенной конкуренции» Дж.Робинсон. Эти исследователи практически одновременно ответили своими трудами на актуальные вызовы времени: процессы монополизации рынка и нарушение классических механизмов свободной конкуренции.
Э.Чемберлин привлек внимание исследователей сразу к нескольким явлениям рыночной экономики и их взаимосвязи: показал, что дифференциация продукта является и инструментом рыночной конкуренции, и причиной монополизма; по-новому рассмотрел влияние спроса на позиции фирмы как переменную, а не постоянную величину; указал на объективную необходимость взаимоприспособления конкурентов в олигопольной отрасли.
Дж. Робинсон отмечала, что при анализе конкуренции теперь нужно отказаться от допущения об атомистичности отраслевых структур. Высокий уровень концентрации производства привел к образованию крупных компаний и изменения условий конкуренции. Крупные компании способны оказывать влияние на рыночные параметры, регулировать экономические процессы. Ограничение числа фирм в отрасли усиливает стремление к подавлению конкуренции, особенно агрессивной конкуренции, которая может обернуться убыточной для всех «войной цен».. В отличие от Э.Чемберлина, именно концентрацию производства Дж. Робинсон рассматривала как основу монополизма. При этом, Дж.Робинсон считала монополию противоположностью конкуренции, тогда как Э. Чемберлин считал, что они составляют противоречивое единство.
Вклад в теорию несовершенной конкуренции внес П. Сраффа. В своей работе «Законы получения доходов в условиях конкуренции» он на конкретных примерах показал, что под влиянием расширения масштабов производства крупные предприятия получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать, только нарушая действие механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.
Появление работ этих трех экономистов привело к критическому переосмыслению традиционных выводов о функциях конкуренции, сделанных в рамках равновесного анализа совершенной конкуренции. Авторы теорий несовершенной конкуренции подчеркивали, что монополизм: наносит ущерб экономической эффективности, оптимальности, а значит, нарушает оптимальное распределение ресурсов и благ, характерное для совершенной конкуренции; перераспределяет доходы, вызывает усиление дифференциации общества, что снижает общий уровень его благосостояния. Дж. Робинсон и Э. Чемберлин подытожили дискуссию о характере ценообразования в условия монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Основной недостаток в описании монополии классической и неоклассической школами заключался в том, что в исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли цены в долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия, имеющая все признаки краткосрочного периода, не представляла особого интереса.
Значительный вклад в исследование проблем рынков несовершенной конкуренции, разработку моделей олигополии и монополии внесли Ф.Эджуорт , А. Хайек, А. Лернер, К.Виксель, Й.Шумпетер, Р.Гильфердинг, Дж.Кларк.
Й. Шумпетер является автором теории эффективной конкуренции. В отличие от традиционного для многих авторов противопоставления монополии и конкуренции, Й. Шумпетер писал о возможности их позитивного взаимодействия. По его мнению, не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективная конкуренция – это конкуренция, основанная на снижении издержек производства и повышения качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций располагают крупнейшие компании и их монополистических объединений. Именно крупные монополии располагают грандиозными ресурсами и имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологии, что связано с гигантскими капиталовложениями с длительными сроками окупаемости инвестиций. Именно монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер назвал эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По мнению Й.Шумпетера, эффективная монополия является источником позитивного динамизма экономики.
Эффективная конкуренция начала формироваться во второй половине 20 века, в настоящее время она повсеместно распространена в мире. В отличие от предшествующих типов конкуренции она функционирует в условиях государственного регулирования деятельности монополий. Переход от несовершенной конкуренции к эффективной конкуренции был обусловлен устойчивой потребностью субъектов бизнеса в совместном противостоянии тенденциями монополизации рынков со стороны отдельных, наиболее удачливых компаний, либо приобретения последними доминирующего положения на тех или иных рынках.
В трактовку эффективной конкуренции важный вклад внес Дж. Кларк. В 1940 году он использовал термин «работающая конкуренция» для объяснения олигопольного рынка, на котором общий результат взаимодействия фирм оказывается сходным с чисто конкурентным рынком.
Разработка Дж. Мейсоном структурной концепции позволила использовать ее в качестве логически стройной методической основы для анализа конкуренции на конкретных отраслевых рынках. В соответствии с данной концепцией структура рынка обусловливает определенное поведение фирм – агентов рынка. В свою очередь поведение фирм в значительной степени определяет экономическую результативность отрасли.
Позже, в 1958 году С. Сосник выдвинул в рамках данной теоретической парадигмы ряд более детальных критериев работающей конкуренции. Для оценки рынка им были предложены двадцать пять критериев структуры, поведения и результативности. Однако они не позволяют дать ответы на вопросы практического характера.
В начале 20-х годов ХХ века Р. Гильфердинг в своем труде «Финансовый капитал» провозгласил начало эры «организованного капитализма», основу которого представляет сознательное руководство всем народным хозяйством, осуществляемое банковскими монополями.
Р. Гильфердинг особое внимание в своих исследованиях уделял монополиям в банковском деле, ввел в научный оборот понятие «финансовый капитал», обосновал главную роль банковских монополий и финансового капитала в эволюции экономики, политики и общества. По мнению Р.Гильфердинга, финансовый капитал (капитал, который находится в распоряжении банков, но прилагается к промышленному производству) обеспечит подчинение промышленности банковским монополиям, а господство финансового капитала откроет дорогу к замене свободной конкуренции планомерной организацией экономики. Далее, интернационализация капитала и образование международных банковских картелей приведут к устранению конкуренции в масштабах группы стран, утверждению начал интернационально организованного капитализма и, как результат, к исключению военного соперничества государств. В теории Р.Гильфердинга монополии и конкуренция являются антагонистами; монополистический капитализм означает ограничение рыночных сил и угасание свободной конкуренции.
Таким образом, к середине 20 века в теоретической экономике сформировались основные представления о сущности конкуренции, ее видах, движущих силах, типах рыночных структур. Часть авторов выделяет две основные классические модели: совершенную (чистую) конкуренцию и несовершенную конкуренцию; в рамках несовершенной конкуренции ими выделяются модели монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Другие авторы выделяют в качестве основных моделей конкуренции совершенную (чистую) конкуренцию, чистую монополию и несовершенную конкуренцию; в рамках несовершенной конкуренции ими выделяются модели монополистической конкуренции и олигополии. На наш взгляд, вопрос отнесения монополии к одной из рыночных структур в рамках модели несовершенной конкуренции или выделения ее в отдельную модель не является принципиально важным.
Во второй половине 20 века представители разных научных школ, использовали богатый теоретический и практический опыт накопленный предшественниками и продолжили изучение конкуренции и развитие теории конкуренции. Наиболее значимой можно считать научную школу США, и в первую очередь Гарвардскую школу бизнеса. Профессора М.Портер, А. Чандлер, М. Энрайт, Дж.Макартур составляют ядро этой школы. Ими впервые были представлены решения проблемы измерения конкурентоспособности изделий, компаний и отдельных отраслей. Был внесен большой вклад и в стратегическое управление компанией в условиях конкуренции, выделены и оценены факторы, определяющие конкурентные преимущества, и ключевые факторы успеха. Особенно существенных результатов удалось достичь в исследовании проблем регулирования конкуренции на основе отраслевого подхода.
Одним из гуру теории конкуренции, в том числе теории международной конкуренции принято считать М.Портера. В 1985 году в работе «Конкурентная стратегия» М.Портер ввел концепцию универсальных стратегий; выделил и описал три основных типа стратегии: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование; показал источники конкурентных преимуществ для каждой стратегии.
В дальнейшем М.Портер дополнил данную теорию стратегий, определив три основных источника стратегической позиции фирмы: позиционирование, ориентированное на широту номенклатуры; позиционирование, ориентированное на потребности; позиционирование, ориентированное на доступ. М.Портер показал, что фирма может получить конкурентные преимущества практически в любых условиях, если сможет грамотно выбрать и реализовать стратегию.
М.Портер занимался проблемой оптимизации внешнеэкономической деятельности страны. Предложил в рамках своей теории международной конкурентоспособности нации модель «Ромб национальных преимуществ».
Другая региональная школа представлена научными центрами Японии. Токийский университет и университеты Хитоцубаси, Васеда, Мейдзи координируют свои исследования проблем сотрудничества и взаимодействия национальных производителей с целью объединения усилий по защите национальных рынков от иностранных конкурентов, продвижения своей продукции на рынках других стран, завоевания новых географических рынков сбыта. Яркими представителями японской школы являются Х.Такеучи, Х.Кобояси, М.Цучия, Т.Ногучи.
Европейская научная школа условно объединяет исследователей Швейцарии, Швеции, Дании, Австрии, Италии. Европейские ученые делают акцент на изучении конкуренции в международном масштабе.
К сожалению, в силу объективных причин российская наука имеет меньший исторический опыт исследования данных проблем. Однако и российские исследователи внесли свой вклад в разработку теории конкуренции, изучение прикладных проблем обеспечения конкурентоспособности фирмы и национальной экономики, выбора методов и инструментов регулирования конкурентных отношений.
В настоящее время можно говорить о том, что в современных экономических и юридических науках существуют различные подходы к исследованию конкуренции и, как следствие, в литературе приводятся разные определения конкуренции и даются различные классификации. Даже в рамках экономической теории существуют различные направления исследований этого феномена. Именно поэтому, если интерес представляют методы конкурентной борьбы, принципы выбора стратегии поведения фирмы на рынке, то целесообразно обращаться к работам, написанным в русле поведенческого подхода; если интересуют проблемы монополизации (открытости рынка) и государственного регулирования деятельности монополий, то следует познакомиться с работами, написанными в русле структурного подхода; в случае, когда предмет исследования рамках - роль конкуренции в экономике, то целесообразно сделать акцент на работах, написанных в русле функционального подхода.
Студентам следует понимать, что о преимуществах и недостатках теорий и моделей конкуренции необходимо судить, в первую очередь, с точки зрения конкретного исторического этапа развития рыночных отношений, экономических особенностей рынка и опыта конкуренции. Вряд ли, вообще реально с помощью самой замечательной теории или модели идеально описать сложный противоречивый феномен конкуренции, многообразие реальных рынков. Достижения теоретической экономики должны рассматриваться в качестве базы и отправной точки для новых исследовании конкуренции и конкурентных преимуществ.