Расчет токов КЗ шинопроводов на стороне 0.4 кВ
Сети промышленных предприятий напряжением до 1 кВ характеризуются большой протяженностью и наличием большого количества коммутационно-защитной аппаратуры. При напряжении до 1 кВ даже небольшое сопротивление оказывает существенное влияние на ток К.З. Поэтому в расчетах учитывают все сопротивления короткозамкнутой цепи, как индуктивные, так и активные. Кроме того, учитывают активные сопротивления всех переходных контактов в этой цепи (на шинах, на вводах и выводах аппаратов, разъемные контакты аппаратов и контакт в месте К.З.). При отсутствии достоверных данных о контактах и их переходных сопротивлениях, рекомендуется при расчете токов К.З. в сетях, питаемых трансформаторами мощности до 1600 кВА, учитывать их сопротивления следующим образом:
0.015 Ом - для распределительных устройств на станциях и подстанциях;
0.020 Ом - для первичных цеховых РП, а также на зажимах аппаратов, питаемых радиальными линиями от щитов подстанций и главных магистралей;
0.025 Ом - для вторичных цеховых РП, а также на зажимах аппаратов, питаемых от первичных РП;
0.030 Ом - для аппаратуры, установленной непосредственно у приемников электроэнергии, получающих питание от вторичных РП.
Для установок напряжением до 1 кВ при расчетах токов К.З. считают, что мощность питающей системы не ограничена и напряжение на стороне высшего напряжения цехового трансформатора является неизменным.
Расчет токов К.З. на напряжение до 1 кВ выполняют в именованных единицах. Сопротивления элементов системы электроснабжения высшего напряжения приводят к низшему по формуле:
,
где xв - сопротивление элемента системы электроснабжения высшего напряжения;
xн - сопротивление элемента системы электроснабжения высшего напряжения, приведенное к низшему;
Uном.в, Uном.н- соответственно номинальное напряжение высшей и низшей ступеней.
Выбор защитной аппаратуры и проверка шинопроводов в цеховых сетях на электродинамическую стойкость осуществляется после расчета ударных токов. Значения ударных коэффициентов определяют по кривой Куд = f(x/r), а при x/r ≤ 0.5 принимают равными единице. Расчетные точки при расчетах токов К.З. выбирают в начале отходящих линий непосредственно за коммутационным аппаратом.
Расчетная однолинейная схема сети 0.4 кВ механического цеха предприятия изображена на рисунке 3, пример расчета приведен ниже.
Рисунок 3 - Расчетная однолинейная схема сети 0.4 кВ механического цеха
1. Определяем сопротивление кабельной линии 10 кВ, и сразу же приведем его к напряжению 0.4 кВ при помощи выражения:
r0 = 2.21 Ом/км (для F = 16 мм2);
x0 = 0.067 Ом/км (для F = 16 мм2);
l = 27 м.
2. Определяем сопротивление трансформатора ТМ-400/10. По каталожным данным:
rт = 4.96 мОм;
xт = 15.47 мОм.
3. Рассчитываем ток К.З. в точке К1, на выводе низшего напряжения ТП.
Суммарное активное сопротивление с учетом переходного сопротивления на зажимах кабельной линии, сопротивления контактов вакуумного выключателя SF1 (rконт.SF1@0), сопротивления разъемных контактов вакуумного выключателя SF1 и переходного сопротивления на зажимах трансформатора (rдоб1 =20+0+20+20+20=80) равно:
Суммарное реактивное сопротивление равно:
Ток К.З. в точке К1 равен:
Ударный ток в точке К1 равен:
4. Рассчитываем ток К.З. в точке К2, на шинах РУ 0.4 кВ, после автоматического выключателя SF2.
Для точки К2, помимо рассчитываемых выше величин сопротивлений, учитываем переходного контакта трансформатора, сопротивление контактов и сопротивление разъемных контактов автоматического выключателя SF2, сопротивление переходного контакта шины трансформатора (rдоб2 = 20+15+20+20+20=95 мОм).
Ток К.З. в точке К2 равен:
Ударный ток в точке К2 равен:
5. Рассчитываем ток К.З. в точке К3, в начале распределительного шинопровода ШРА-1, после автоматического выключателя SF3, с учетом сопротивления переходного контакта шины трансформатора, сопротивления контактов и сопротивления разъемных контактов автоматического выключателя SF3, и переходного контакта шинопровода ШРА-1 (rдоб3 = 20+15+20+20+20=95 мОм).
Ток К.З. в точке К3 равен:
Ударный ток в точке К3 равен:
6. Рассчитываем ток К.З. в точке К4, в конце распределительного шинопровода ШРА-1, после предохранителя F, с учетом длины шинопровода ШРА-1 (l = 98м), сопротивления переходного контакта шинопровода ШРА-1, сопротивления разъемных контактов предохранителя F и сопротивления шинопровода (r0=0.21 Ом/км, x0=0.21 Ом/км, для ШРА-1), тогда rдоб4 = 20+30+30=80 мОм.
Ток К.З. в точке К4 равен:
Ударный ток в точке К4 равен:
Токи К.З. в точках К5…К9 рассчитываем аналогично, результаты сводят в таблицу10. Пример таблицы приведен ниже.
Таблица №10