Предприятие как первичное звено экономики
Предприятие является первичным звеном народнохозяйственного комплекса страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги, создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Эффективная работа предприятия – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.
Предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и предназначенный для производства полезных для общества благ. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его хозяйственной деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция), а также права на фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания. Это и коллектив работников, использующий имеющиеся ресурсы, объединенный общностью интересов и общественными отношениями в определенных целях – изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг. Кроме того, любое предприятие - это не только организационная структура с определенным набором производственных и бизнес-процессов, товарных групп со своими покупателями и другими характеристиками, но и совокупность отношений между людьми, корпоративная культура, традиции и многие другие факторы, которые обусловливают успешную работу.
Основные черты предприятия:
· организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления; базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
· определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
· обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
· имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
· предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;
· выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);
· оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.
Существенными признаками, объединяющими предприятие в единое целое, выступают также единая территория, общее вспомогательное хозяйство и т.п.
Предприятия могут существовать в условиях как рыночной, так и централизованно управляемой экономики. Можно выделить основные признаки, характеризующие предприятия, как зависящие, так и не зависящие от особенностей той или иной системы (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Основные признаки, характеризующие предприятие
Не зависящие от экономической системы | Зависящие от экономической системы | |
Рыночная экономика | Плановая экономика | |
Использование производственных факторов | Автономность | Подчиненность центральному органу |
Экономичность | Прибыльность по фактическому результату. Частная собственность | Выполнение плана любой ценой. Общественная собственность |
Финансовое равновесие | Рыночная цена. Избыток рабочей силы | Государственная цена. Недостаток рабочей силы |
Предприятия обладают правами юридического лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом.
Всякое предприятие состоит из структурных подразделений, в которых осуществляется производство и управление. Их следует рассматривать как элементы (подсистемы) предприятия. В состав предприятия входят производственные подразделения: филиалы, производства, цехи, участки, бригады; подразделения инфраструктуры – ремонтное, транспортное, складское хозяйства, инструментальное производство; отделы и службы управления предприятием и подразделениями, научно-технические подразделения (бюро) и т.д.
Любое предприятие должно находиться в состоянии финансового равновесия - своевременно выполнять свои платежные обязательства перед бюджетом, работниками и поставщиками материальных ресурсов.
Факторы, определяющие предприятие в условиях централизованно управляемой экономики, показаны в таблице 1.1: подчиненность центральному органу; обязательное выполнение плана любой ценой; установление государственной цены, по которой готовый продукт будет реализован. Безусловно, это возможно лишь при основополагающей роли общественной собственности.
В рыночных условиях предприятие в значительной степени автономно ориентируется на спрос потребителя, увязывает ресурсы с требованиями рынка, реализует свою продукцию по рыночным, а не по государственным ценам. Преобладающими формами собственности становятся частная и коллективная.
Главная цель предприятия в рыночных условиях – получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения общественных потребностей и интересов трудового коллектива и собственников имущества.
Предприятия различных отраслей промышленности имеют свои специфические особенности, вытекающие из характера производства, применяемой техники и технологии, квалификации кадров. В то же время все они имеют и некоторые общие признаки, позволяющие классифицировать их по ряду направлений (таблица 1.2).
Классификация предприятий используется для разработки типовых решений по организации производства применительно к отдельным группам предприятий.
Таблица 1.2 – Классификация предприятий
Классификационный признак | Виды предприятий |
Отраслевая принадлежность | Промышленные Сельскохозяйственные Транспортные Предприятия связи Предприятия торговли Предприятия здравоохранения и др. |
Форма собственности | Государственные: · в республиканской собственности · в коммунальной собственности (в собственности административно-территориальных единиц) Частные |
Организационно-правовая форма | Предприятия-товарищества: · полные товарищества · коммандитные товарищества Предприятия-общества: · открытые акционерные общества · закрытые акционерные общества · общества с ограниченной ответственностью · общества с дополнительной ответственностью Единоличные (унитарные) предприятия: · основанные на праве хозяйственного ведения · основанные на праве оперативного управления (казенные) Производственные кооперативы |
Продолжение таблицы 1.2
Классификационный признак | Виды предприятий |
Организационно-правовая форма | Некоммерческие организации: · потребительские кооперативы · общественные и религиозные организации (объединения) · фонды · учреждения · объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) |
Цель деятельности | Коммерческие Некоммерческие |
Вид деятельности | Предприятия материального производства: · добывающие · перерабатывающие · предприятия грузового транспорта · складские · торговые (оптовая и розничная торговля) и др. Предприятия сферы услуг: · банки, страховые компании · предприятия пассажирского транспорта · консалтинговые фирмы · учреждения здравоохранения · учреждения образования · предприятия организации досуга и др. Предприятия сферы информационных технологий |
Продолжительность производственного цикла | С постоянным (перманентным) технологическим циклом С прерывным (дискретным) технологическим циклом |
Потребляемое сырье | Сельскохозяйственное Природное Повторное |
Количество видов (структура) производимой продукции (состав типов продукции) | Многопрофильные (универсальные) Специализированные Комбинированные (смешанные) Узкоспециализированные (производящие ограниченное число товаров) |
Степень концентрации (размер) | Крупные Средние Малые |
Окончание таблицы 1.2
Характер воздействия на предмет труда | Добывающие Перерабатывающие (обрабатывающие) · перерабатывающие сырье промышленного происхождения · перерабатывающие сырье сельскохозяйственного происхождения |
Экономическое назначение продукции | Производственные (производящие средства производства) непроизводственные (производящие ТНП) |
Устойчивость производственного процесса во времени (возможность круглогодичной работы) | Сезонные Несезонные (круглогодичного действия) |
Характер продукции | Товар (материальное изделие) Работа (ремонт помещения, оборудования и др.) Услуга (медицинское обслуживание, туризм и др.) |
Доминирующий фактор осуществления деятельности (вид затрат) | Трудоемкие Материалоемкие Энергоемкие Капиталоемкие Наукоемкие и т.д. |
Тип производства | Предприятия с массовым производством Предприятия с серийным производством Предприятия с единичным производством |
Степень механизации и автоматизации | Предприятия с автоматизированным производством Предприятия с комплексно-механизированным производством Предприятия с частично механизированным производством |
Участие иностранного капитала | Совместные Иностранные |
Наряду с предприятиями могут функционировать фирмы. Фирма - юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма может включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, то в этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.
Фирма по отношению к входящим в ее состав производственным единицам является органом предпринимательского управления. Фирма, как и предприятие, выступает как хозяйствующий субъект на рынке, осуществляет ценовую политику и ведет конкурентную борьбу. Под фирмой чаще всего понимается торговая марка, используемая при заключении договоров, позволяющая индивидуализировать предприятие, отличать его от других субъектов хозяйствования, производящих однородную продукцию (работы и услуги).
Следует отметить, что размер предприятия зависит от объема выпуска продукции, численности работающих, стоимости основных средств и энерговооруженности труда. Размер предприятия применительно к каждой отрасли промышленности определяется с учетом ее особенностей, а также тех или иных признаков, которые указываются в законодательных и подзаконодательных актах. Так, в Республике Беларусь в промышленности и на транспорте к малым предприятиям относятся вновь создаваемые или действующие предприятия с численностью работающих до 100 человек, в строительстве и других отраслях производственной сферы – до 50 человек.
Если на предприятии работает от 100 до 300 человек, оно считается средним, а свыше 300 (в некоторых отраслях свыше 500) – крупным. Именно последним принадлежит ведущая роль в современной экономике, хотя их число относительно невелико.
Качественные отличия малых предприятий от средних и крупных состоят в том, что они работают в условиях более высокого риска и неустойчивости, с одной стороны, и проявляют большую гибкость и восприимчивость к инновациям, с другой. Иными словами, в своей массе они должны быть истинными предпринимательскими структурами, основу деятельности которых составляет новаторство, творчество, нестандартные и рисковые подходы.
Соответственно формируются характерные черты их внутренней организации и внешнего делового окружения, которые в значительной мере предопределяют их особенности как объектов управления. К ним в первую очередь относятся:
- особенности производственных процессов, предопределяющие ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов, небольшую номенклатуру продукции (работ, услуг) и упрощенность системы сбыта;
- специфика системы управления и руководства, проявляющаяся в единстве права собственности и непосредственного управления предприятием, а также в особой роли руководителя в жизни предприятия, который прямо включен практически во все функциональные области. Кроме того, система управления характеризуется компактностью управленческой команды, многофункциональностью менеджеров, простотой структуры управления и информационных связей, быстротой принятия решений, неформальным подходом к планированию и контролю;
- состояние отдельных компонентов, которое характеризуется особым, персонифицированным характером отношением между хозяином и работниками, порождает гибкость и восприимчивость к нововведениям, отражает небольшие размеры финансовых ресурсов и низкую капитализацию при высокой оборачиваемости капитала.
Каждое конкретное предприятие имеет многочисленные связи с внешней средой, т.е. с другими системами народного хозяйства (рисунок 1.4).
Для объединения усилий по достижению общей стратегической цели, укрепления конкурентоспособности и повышения эффективности производства предприятия на договорных началах могут объединяться: создавать консорциумы, концерны, межотраслевые государственные объединения, ассоциации и другие крупные организационные структуры. Каждая из форм интеграции имеет свои цели, что является решающим фактором в организации управления.
Рисунок 1.4 – Внешняя среда предприятия
Консорциум представляет собой временное объединение предприятий, организаций-участниц, заключивших соглашение о производственно-сбытовой кооперации или ином объединении ресурсов с целью создания и финансирования единого крупного хозяйственного объекта. Таким объектом может быть, например, группа реконструируемых предприятий, связанных общностью технологического или иного характера.
Характерным признаком консорциумов является то, что в их работе непосредственное участие принимает банк. В мировой практике «консорциум» буквально означает временное соглашение между несколькими банками или промышленными монополиями для проведения коммерческих операций большого масштаба.
Сам консорциум не является юридическим лицом как целое. Управляется он по взаимному соглашению всех участников, сохраняющих полную экономическую и юридическую самостоятельность. Для достижения совместных целей они подчиняются общему руководству и несут ответственность в пределах своей доли участия в нем по общим обязательствам консорциума. Если цели достигнуты, то консорциум прекращает свое действие. Таким образом, одно предприятие может быть участником нескольких консорциумов.
Ассоциация – добровольное объединение предприятий и организаций по отраслевому, территориальному или другому признаку. В отличие от консорциума она носит не временный, а постоянный характер и является более устойчивым образованием. Интересы компаний, образующих ассоциацию, могут быть связаны с потребностью в лоббировании, с поиском новых рынков сбыта, проведением исследований, помощью в материально-техническом снабжении и др. Предприятия не могут вступать в несколько ассоциаций одновременно.
Ассоциации могут создаваться как без, так и с правом юридического лица. Обособленный аппарат управления ассоциации, созданный как юридическое лицо, выступает от своего имени и под собственную имущественную ответственность. Участники ассоциации возлагают на него централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций (главным образом для совместных целей снабженческо-сбытового характера).
Государственное производственное объединение (ГПО) – объединение предприятий для дальнейшего повышения уровня концентрации производства. ГПО могут создаваться по отраслевому признаку или на производственно-территориальной основе. ГПО не является вышестоящим уровнем по отношению к предприятию, оно представляет собой союз равных. Все включаемые в ГПО предприятия, институты, транспортные, сбытовые, учебные и другие организации сохраняют самостоятельность, хотя отдельные функции добровольно передают ему.
Межотраслевое государственное объединение (концерн) объединяет предприятия в целях интеграции обычно по производственному признаку, но всегда с правом юридического лица как целого. Поэтому концерн может быть сугубо отраслевым. Он бывает как государственным, так и негосударственным объединением, включающим, например, кооперативные предприятия. Управление возлагается на головное предприятие концерна. В нем организуются централизованные фонды, общие, например, внешнеторговые фирмы и даже коммерческий банк. Предприятия, входящие в концерн, сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству и маркетингу взяты в единое управление.
В условиях рыночной экономики широкое распространение получили холдинговые компании. Холдинг - акционерная компания, создаваемая собственниками и владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных подведомственных предприятий для осуществления контроля над их операциями. При создании холдинга ставятся цели проведения единой для всех участников политики, контроля за соблюдением интересов, ускорения диверсификации, концентрации ресурсов.
Создание корпоративных объединений усиливает позиции компаний, но не означает ликвидации конкуренции между входящими в их состав предприятиями.