История развития и очной ставки, как средств действия
Одним из важнейших и широко применяемых в процессуальной практике следственных действий является очная ставка. Установлению правовой природы очной ставки может способствовать изучение истории развития российского уголовно-процессуального законодательства и криминалистической науки в отношении данного института. Название рассматриваемого следственного действия происходит от старорусского выражения "очи на очи". Прообразом очной ставки явился так называемый свод - правовой институт, зафиксированный уже в XI - XII вв. в первом источнике древнерусского права Русской Правде. Как известно, Русская Правда является кодифицированным источником права периода раннего феодализма. Она представляет собой систематизацию обычаев, княжеских грамот, церковной судебной практики, договоров и прочих изъявлений княжеской воли. В Русской Правде устанавливался процесс судопроизводства, который именовался "тяжебным". Он начинался с обращения к феодалу ("поклепа") заинтересованного лица в связи с нанесением последнему имущественного или морального вреда ("обиды"), с задержания вора или иного нарушителя на месте совершения преступления либо с его явки с повинной. Здесь можно усмотреть наличие некоторых начал состязательности в споре между сторонами - заявителем и "обидчиком". Процесс разбирательства "татьбы" (преступления) подразделялся на несколько этапов: "гонение следа" - преследование заподозренного или разыскиваемого злоумышленника, "заклич" - объявление в людном месте о совершенном преступлении и т.д. Наиболее близким по смыслу к современной очной ставке было действие, называвшееся "свод". Смысл его в том, что если обнаруживался держатель, например, похищенного имущества ("поличного"), который указывал на человека, у которого он его приобрел, то их "сводили" вместе, если предыдущий держатель тоже на кого-то указывал - вновь осуществлялся "свод" и так далее: до тех пор, пока не будет найден действительный похититель вещи.
Упоминания о судебных действиях в рамках обвинительного "розыска", схожих с современной очной ставкой, можно найти в Судебнике Ивана III 1497 г. Так, если обвиняемый в совершении преступления в результате пытки оговаривал кого-нибудь, то оговоренного также доставляли в суд, ставили на очную ставку с обвиняемым и пытали. Далее этот институт совершенствуется. Достаточно подробные нормы об очной ставке мы находим в Соборном уложении - систематизированном сборнике законов Российского государства, принятом в 1649 г. Донос становился одним из распространенных оснований для начала уголовного преследования. К прежним приемам расследования добавились новые, такие как повальный обыск, очные ставки, которые применялись не только в суде, но и на досудебной стадии процесса. Заподозренного предписывалось подвергать пытке, особенно по делам о государственных преступлениях. Зачастую очная ставка комбинировалась с пыткой ("...и с купцы ставити, с очей на очи, и с очных ставок пытати..." (п. 3 ст. XXV Уложения)). Так или иначе была задействована очная ставка в арсенале доказывания по уголовным делам и во все последующие периоды, в том числе в эпоху российского абсолютизма. Одновременно с законодательным закреплением, с развитием юриспруденции как науки предпринимались попытки теоретического обоснования очной ставки.
Еще в "Руководстве для производства следствий" Н. Орлова, вышедшем в свет в 1833 г., как и в "Основаниях уголовного судопроизводства" Я.И. Баршева, изданных в 1841 г., можно было найти некоторые тактические и методические указания, направленные на решение задачи эффективного раскрытия и расследования преступления, в том числе и производства очной ставки. Одно из первых определений рассматриваемого следственного действия содержится в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1897 г.: "Очная ставка - одновременный допрос двух лиц по одним и тем же вопросам".
Русские дореволюционные юристы не уделяли особого внимания исследованию процессуальной природы очной ставки. Тем не менее можно найти у И.Я. Фойницкого и у Л.Е. Владимирова схожие определения очной ставки как действия, применяемого для устранения противоречий в показаниях свидетелей. Новый импульс к развитию уголовно-процессуальный институт очной ставки получил в советский период. В одном из первых советских учебников по криминалистике под редакцией А.Я. Вышинского очная ставка понимается как "одновременный допрос двух (или более) лиц в присутствии друг друга, применяемый в целях устранения противоречий в показаниях этих лиц, данных при раздельных допросах". Законодатель в то время довольно скупо отразил процессуальную сущность очной ставки. В ст. 163 УПК РСФСР 1923 г. устанавливалось: "...в случае надобности следователь устраивает очную ставку между свидетелями". Статья 290 того же Кодекса содержала положение о том, что "каждый свидетель может быть передопрошен в присутствии других свидетелей или поставлен с ними на очную ставку".
Уголовно-процессуальный кодекс 1960 г., отделяя очную ставку от допроса, отвел ей две самостоятельные статьи - 162 и 163, поместив их в специальную главу. Хотя законодатель и не давал понятия очной ставки, однако в Кодексе подчеркивалось, что следователь вправе провести ее между двумя ранее допрошенными лицами, в показаниях которых имеются существенные противоречия (ст. 162 УПК РСФСР 1960 г.). Таким образом, было введено понятие "существенные противоречия" и в числе участников очной ставки появилась новая процессуальная фигура - потерпевший (ч. 1 ст. 163 УПК РСФСР).
В истории развития уголовно-процессуального законодательства большинства западных стран очную ставку также считают разновидностью допроса. Например, весьма своеобразно она трактуется в уголовно-процессуальном законодательстве Германии. "Очная ставка - это часть допроса, при которой обвиняемый, находящийся среди группы лиц, демонстрируется тайно или открыто свидетелям или жертвам с целью идентификации, или непосредственно встречаются лица, участвующие в предварительном расследовании для выяснения противоречащих показаний". Свидетель обязан дать согласие на очную ставку даже в том случае, если он вправе отказаться от дачи показаний по делу, а обвиняемый и тогда, когда он не сообщает никаких данных. Таким образом, в соответствии с законодательством данной страны, очная ставка может осуществляться в двух вариантах. Первый из них - это следственное действие, именуемое у нас предъявлением лица для опознания, лишь с той разницей, что там такое предъявление может осуществляться тайно для опознаваемого. Второй вариант - очная ставка в нашем понимании.
В УПК РФ 2001 г. вопросы очной ставки регулируются в главе 26, именуемой "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний на месте". Такой юридико-технический прием изложения наименования главы, на наш взгляд, избран неслучайно. Он призван подчеркнуть самостоятельность каждого из указанных действий. Это дает основания для исключения сомнений в их процессуальной автономности как средств доказывания. Однако законодатель неслучайно поместил очную ставку после допроса, подчеркнув тем самым близость ее к допросу как по форме, так и по содержанию информации, которой располагает источник.
Таким образом, рассмотрев историю развития и очной ставки, как средства действия можно отметить, что прообразом очной ставки явился так называемый свод - правовой институт, зафиксированный уже в XI - XII вв. в первом источнике древнерусского права Русской Правде. Новый импульс к развитию уголовно-процессуальный институт очной ставки получил в советский период. Уголовно-процессуальный кодекс 1960 г., отделяя очную ставку от допроса, отвел ей две самостоятельные статьи - 162 и 163, поместив их в специальную главу. В УПК РФ 2001 г. вопросы очной ставки регулируются в главе 26, именуемой "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний на месте". Такой юридико-технический прием изложения наименования главы, на наш взгляд, избран неслучайно. Он призван подчеркнуть самостоятельность каждого из указанных действий. Это дает основания для исключения сомнений в их процессуальной автономности как средств доказывания.
2.1 Основания и условия очной ставки
Проведение очной ставки - право следователя (дознавателя и др.). Даже в случае признания им необходимости проведения очной ставки, окончательное решение об осуществлении этого следственного действия принимает следователь (дознаватель и др.). И законодатель следователю (дознавателю и др.) даже в такой ситуации позволяет принять все возможные законом меры для устранения существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц иным путем (проведением дополнительных допросов, экспертиз и др.).
Очная ставка является процессуальным действием, предусмотренным уголовно-процессуальным законом. Вместе с тем она относится к более узкой группе процессуальных действий, направленных на собирание и проверку доказательств. Такого рода действия принято называть следственными. В теории доказательств под следственным действием понимается действие уполномоченного на то лица или органа по уголовному делу, находящемуся в стадии расследования или судебного разбирательства, по собиранию и проверке доказательств, проводимое и фиксируемое в установленном законом порядке.
В психологическом аспекте очная ставка - более действенное средство установления истины, чем просто допрос, ибо аргументы в обоснование того или иного факта приводят допрашиваемые лица, а не следователь.
Хорошо подготовленная и организованная очная ставка может быть не только способом устранения существенных противоречий в полученных показаниях, но и средством разоблачения ложного алиби, инсценировки преступления, самооговора и оговора одного допрашиваемого другим. В ходе очной ставки могут быть также получены новые фактические данные, относящиеся к расследуемому преступному событию.
По своему характеру очная ставка - сложное следственное действие, требующее выполнения следователем ряда перечисленных ниже организационно-подготовительных мероприятий.
1) Уяснение необходимости проведения очной ставки. Наличие существенных противоречий в показаниях лиц, допрошенных по одним и тем же обстоятельствам, не обусловливает обязательного проведения очной ставки. Во-первых, последняя может оказаться бесполезной, если допрашиваемые ограничатся повторением ранее данных показаний. Во-вторых, ее производство может очень осложнить дальнейшее расследование, если в ходе очной ставки произойдет сговор между допрашиваемыми и тот, который ранее излагал правдивые сведения, изменит их или вообще откажется от прежних показаний.
Следует с осторожностью подходить к принятию решения о производстве очной ставки, если об этом ходатайствуют субъекты, лгущие на следствии. Чаще всего такие ходатайства преследуют цель склонить участника, давшего уличающие показания, к их изменению. Это нередко удается из-за неудовлетворительной подготовки к производству очной ставки, неопытности следователя и т.п. Поэтому до принятия решения о производстве очной ставки следователь обязан попытаться устранить существенные противоречия в показаниях другим путем, например еще раз допросить участника, дающего ложные показания.
Решаясь на проведение очной ставки, следователь должен быть уверен в способности участника, давшего правдивые показания, выдержать психическое воздействие противной стороны. Не каждый человек способен преодолеть психологический барьер и дать показания в присутствии лица, уличаемого этими сведениями. Поэтому нецелесообразно проводить очную ставку между обвиняемым и его родственниками, знакомыми, которые его уличили. Из чувства сострадания они нередко меняют свои показания в пользу обвиняемого.
2) Определение участников очной ставки. Помимо допрашиваемых, в ней могут участвовать:
а) педагог и законный представитель (если допрашиваемому до 16 лет);
б) защитник (при участии подозреваемого или обвиняемого);
в) эксперт (если на очной ставке нужно выяснить вопросы, относящиеся к производству экспертизы);
г) переводчик;
д) специалист-криминалист (при необходимости записать ход и результаты очной ставки посредством звуко- и видеозаписи).
В некоторых случаях для участия в очной ставке следует пригласить иных специалистов (экономиста, бухгалтера, технолога и т.д.). Это позволит своевременно получить профессиональные комментарии по спорным вопросам, установить причины расхождения в показаниях допрашиваемых, предотвратить их сговор путем использования специальной терминологии.
3) Психологическая подготовка очной ставки. Чтобы очная ставка достигла цели, необходимо помнить, что не всегда то, что допрашиваемый говорит следователю, он повторяет в присутствии лица, которого уличает. Поэтому его следует психологически подготовить к очной ставке, разъяснив ее значимость для установления истины, создать у допрашиваемого установку против возможных попыток второго участника оказать на него негативное воздействие.
Если участник, давший правдивые показания, отказывается от участия в очной ставке либо заявляет, что не сможет повторить свои показания, от ее производства лучше отказаться.
4) Составление плана проведения очной ставки включает в себя:
а) формулирование вопросов, которые должны быть заданы участникам очной ставки;
б) определение очередности их допроса;
в) прогнозирование их возможного поведения;
г) определение тактических приемов, которые могут потребоваться в ходе очной ставки.
5) Создание условий для производства очной ставки включает в себя подготовку помещения, в котором она будет производиться (обычно кабинет следователя), а также средств фиксации показаний, в том числе аудио-, видеоаппаратуры.
В результате проведения очной ставки формируются такие доказательства, как протокол следственного действия - протокол очной ставки (а не протокол допроса), а также показания свидетеля, потерпевшего и т.п. (их всегда больше чем при допросе).
Фактическим основанием производства очной ставки является наличие в показаниях ранее допрошенных лиц существенных противоречий. Но никак не "достаточные данные, дающие основание полагать, что" производство очной ставки "позволит устранить имеющиеся в уголовном деле противоречия", как эти основания характеризует В.В. Вандышев. Во-первых, очная ставка не всегда позволяет устранить существующие противоречия в показаниях. Во-вторых, противоречия, о которых идет речь в ст. 192 УПК РФ, - это противоречия в показаниях ранее допрошенных лиц, а не противоречия в уголовном деле. В-третьих, применительно к фактическим основаниям очной ставки следует вести речь не просто о противоречиях, а именно о существенных противоречиях.
Принятое органом предварительного расследования решение о проведении очной ставки письменно не оформляется. Закон не требует вынесения по данному поводу специального постановления. Поэтому, несомненно, мы возражаем против утверждения Гуева А.Н., который пишет, что о "проведении" очной ставки "следователь выносит постановление, которое объявляется участникам очной ставки под расписку". Такого постановления выносить не нужно. Его никогда и никто не выносит. И указанная Гуевым А.Н. расписка просто не существует.
Задачей очной ставки является получение показаний от одного в присутствии другого допрашиваемого лица, дающего иные значимые для предварительного расследования показания, а также выяснение причин существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц.
Причинами таких противоречий могут быть как добросовестное заблуждение, так и сознательная ложь одного или нескольких допрашиваемых.
Таким образом, по сравнению с обычным допросом психологическая атмосфера очной ставки, как правило, является более сложной. Это обусловлено эмоциональным напряжением, испытываемым допрашиваемыми в связи с возможным разоблачением или необходимостью принять участие в разоблачении, с испытываемым чувством страха за свои правдивые показания или неловкости и стыда за ложь. Практически всегда она происходит в конфликтной ситуации. При проведении очной ставки следователь должен очень тщательно продумать весь ход её проведения, очередность и форму постановки вопросов.
Итак, часть 1 ст. 192 УПК РФ закрепила два положения:
- основные условия, при наличии которых возможно проведение очной ставки;
- требование о проведении ее в соответствии с общими правилами производства следственных действий.
Обязательное условие производства очной ставки - лица, между которыми она проводится, до этого должны быть допрошены. Какое количество раз они были допрошены, значения не имеет. Но имеет значение содержание закрепленных в протоколе допроса сведений. Информация, исходящая от каждого из участников очной ставки, должна быть, во-первых, разной, во-вторых, она должна свидетельствовать о том, что между их показаниями имеются существенные противоречия.
Существенными следует считать все и любые противоречия в показаниях допрашиваемых лиц, которые могут руководителем следственного органа, прокурором, судьей или судом быть истолкованы как таковые (существенные), то есть влияющие на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Причинами таких противоречий могут быть как добросовестное заблуждение, так и сознательная ложь одного или нескольких допрашиваемых.
Итак, условия очной ставки:
1) очная ставка может производиться только после возбуждения уголовного дела;
2) очная ставка производится только между двумя лицами;
3) лица, между которыми проводится очная ставка, ранее были допрошены;
4) согласно содержанию протоколов допросов в показаниях участников очной ставки имеются существенные противоречия;
5) допрашиваемым на очной ставке лицам не задаются наводящие вопросы;
6) должно быть точно установлено, что при производстве очной ставки не будут нарушены те права и законные интересы участвующих в ней лиц, ограничение которых не предусмотрено уголовно-процессуальным законом;
7) не будет унижаться честь и достоинство участвующих в искомом действии лиц;
8) не будут поставлены под угрозу здоровье и жизнь допрашиваемых, а также других присутствующих при производстве очной ставке лиц.
Очная ставка производится только:
а) между двумя лицами одновременно (свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и обвиняемыми в любом сочетании);
б) между лицами, ранее допрошенными по одним и тем же обстоятельствам;
в) при наличии в их показаниях существенных противоречий.
Под существенными противоречиями как основанием для производства очной ставки следует понимать наличие в полученных показаниях взаимоисключающих сведений об одних и тех же обстоятельствах (событиях, фактах, явлениях), важных для правильного разрешения уголовного дела.
Вопрос о том, существенны ли противоречия, решает следователь исходя из обстоятельств дела и их влияния на принимаемые решения. Во всяком случае, существенными следует считать противоречия по поводу обстоятельств, подлежащих доказыванию по расследуемому делу, а также могущих привести к неправильной оценке имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, очная ставка - это самостоятельное следственное действие, в процессе которого принимаются меры к устранению (выяснению причин) существенных противоречий в показаниях допрошенных ранее в ходе предварительного расследования лиц. Проведение очной ставки - право следователя (дознавателя и др.). Даже в случае признания им необходимости проведения очной ставки, окончательное решение об осуществлении этого следственного действия принимает следователь (дознаватель и др.). Задачей очной ставки является получение показаний от одного в присутствии другого допрашиваемого лица, дающего иные значимые для предварительного расследования показания, а также выяснение причин существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц.