Определение грузовместимости и площади складских помещений
Расчет необходимой вместимости складов для различных грузов является важным условием, от которого зависят размеры складов и способы механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ в них, а следовательно, и стоимость.
Общую величину запасов грузов на складах определяют как сумму текущих и страховых запасов. Для действующих предприятий размеры текущих запасов можно определить по графикам поступления и выдачи грузов со складов.
Поступление груза на склад с внешнего транспорта и отправление в производство по мере его расходования ежемесячно в течение года представлено на рис. 1. Наибольшая ордината заштрихованной площади характеризует размер текущих запасов на складе Ет. Величину страхового запаса определяют по нормам.
Месяц
Рис. 1. Помесячное поступление и отправка грузов со склада. Заштрихованная область — количество груза на складе
При отсутствии данных о режиме поступления (отпуска) грузов на склад вместимость склада устанавливают по величине относительного запаса (текущего и страхового), выраженного числом дней суточной потребности предприятия в данных материалах или числом дней среднесуточной отправки. Величины относительных запасов нормируют. Если утвержденные запасы сырья отсутствуют, можно воспользоваться данными, приведенными в табл. 13.1.
Таблица 1.1- Нормы складских запасов,сут.
Количество поставок в квартал | Общий запас | В том числе | |
текущий | страховой | ||
Более 30 | 2,5 | 2.5 | |
15-30 | |||
8-15 | |||
5-7 | |||
Если склад проектируют для хранения нескольких однородных грузов, то его общую вместимость определяют с учетом общих суммарных страховых и текущих запасов данных грузов. Расчет ведется по формуле:
где Ескл - общая грузовместимость склада, т; i - грузы, проходящие через склад (i= 1,..., к);qi — среднесуточная потребность (или отпуск) i-го груза, т; τтi, τci - нормы запаса i-го груза, текущего и страхового, соответственно, сут.; τт, τc - средневзвешенные величины текущего и страхового запаса, сут.
Средневзвешенная величина текущего запаса вычисляется по формуле
,
а страхового — по формуле:
.
Общая площадь складского помещения Fобщ состоит из полезной, оперативной и конструктивной площади: Fобщ = Fпол + Fоп + Fк.
Полезную площадь склада Fпол, т. е. площадь, занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для хранения, можно приблизительно определить по удельным нагрузкам по формуле:
Fпол=Ескл/е
где е — масса груза (удельная), приходящаяся на 1 м² площади склада, т/м².
Удельная масса груза зависит от высоты укладки, рода груза (его объемной массы), прочности тары и допустимой нагрузки на перекрытия (многоэтажные склады).
Этот способ применим для расчета площадей под материалы, хранимые в закромах, штабелях, емкостях.
Размер полезной площади склада под штабелями, когда штучные грузы уложены на поддоны или в контейнер, будет равен:
Fпол ,
где е — грузовместимость транспортной единицы, т; п — число рядов укладки грузов в штабеля по высоте, шт.; l и b — длина и ширина (габаритная) транспортной единицы соответственно, м.
При хранении штучных грузов на стеллажах полезную площадь склада определяют по формуле:
Fпол ,
где Рст — площадь, занимаемая одним стеллажом, м; nст — количество стеллажей.
Количество потребных стеллажей определяется по формуле:
,
где vя — полный объем ячейки стеллажа, м3; т — объемная масса материала, т/м3; ко — коэффициент заполнения объема ячейки; nя — количество ячеек в одном стеллаже.
Оперативная площадь склада предназначена для обеспечения нормальной его работы и включает приемо-сдаточные и конторские помещения, отпускные и весовые площадки, проходы и проезды.
Площадь склада, занятую дорогами, проездами и проходами, определяют в зависимости от числа штабелей на складе и размеров подъемно-транспортного оборудования, перемещающегося на складе.
Площадь склада, необходимая для выполнения приемо-сдаточных и подсортировочных операций зависит от грузопотоков склада, характера грузов и объема подсортировки. Ориентировочно для крытых складов она равна 0,1-0,15 их полезной площади.
Ширина проходов между стеллажами и штабелями устанавливается 0,6-0,9 м, при пользовании тележками — 1,1-1,2 м. Через каждые 20-30 м должны быть сквозные проезды по ширине ворот. Внутри склада в зависимости от его ширины устраиваются продольные проезды шириной 2,5-3 м.
Конструктивная площадь определяется конструктивными особенностями здания (перегородки, колонны, лестничные клетки и т. п.).
Размер конторских и бытовых помещений и конструктивная площадь определяются с учетом норм строительного проектирования, охраны труда и правил пожарной безопасности.
Площадь различных служебных помещений для крытых складов принимается 0,06-0,1 полезной площади. Размеры всех дополнительных площадей весьма значительны.
Общие площади складов ориентировочно определяются с учетом коэффициента использования площади склада Кисп, учитывающего дополнительные площади, т. е. Fо6щ = Fпоа / Кисп.
Однако величины Кисп могут быть достоверно известны только для складов с типовыми решениями зданий и оборудования. Коэффициент использования для открытых складов сыпучих грузов составляет 0,4-0,6; для крытых складов при штабельном хранении и хранении в двухрядных стеллажах — 0,3-0,4; при укладке грузов в сквозные стеллажи без проходов — до 0,7.
При проектировании склада особое внимание должно быть обращено на выбор наиболее эффективных средств механизации и автоматизации складских операций. В машиностроении широко используются механизированные склады. Загрузка и разгрузка стеллажей производится с помощью подвесных или самоходных штабелеров. Детали транспортируются и хранятся в стандартной таре. В прицеховых механизированных складах элеваторного типа местами хранения деталей (технологической оснастки) являются короба, размещенные в вертикальной закрытой шахте элеваторного подъемника. Стеллаж занимает площадь в 6,5 м² и хранит 150-200 наименований деталей.
Наибольшей компактностью и эффективным использованием отличаются автоматизированные склады многоярусного хранения грузов в сборно-разборных стеллажах. Они обслуживаются пристеллажной кареткой-оператором.
Тарное хозяйство
Для комплексной механизации и автоматизации транспортных операций большое значение имеет соответствующая тара.
На предприятиях применяются различные виды тары: деревянная, металлическая, жесткая, мягкая, полужесткая, стеклянная, разборная и неразборная, одно- и многократного использования, стандартная и нестандартная.
Наиболее перспективными для перевозки штучных грузов являются укрупненные грузовые единицы — контейнеры и средства пакетирования (поддоны всех типов, стропы, кассеты, обвязки, прокладки и т. п.).
Преимущества использования контейнеров и средств пакетирования заключается в том, что при этом оказывается возможным:
- во-первых, комплексно механизировать все ПРТС работы со штучными грузами, повысив при этом производительность труда в 3-10 раз;
- во-вторых, снизить приведенные расходы на перевозки в 1,5-2 раза, главным образом за счет экономии на таре и ускорении движения грузов;
- в-третьих, снизить простои транспортных средств под погрузкой и разгрузкой в 3-5 раз;
- в-четвертых, уменьшить потери от повреждения грузов при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Проектирование пакетно-контейнерных перевозок должно выполняться в соответствии с основными требованиями ГОСТа, согласно которым вопросы комплексной механизации должны решаться на всем транспортно-складском процессе от поставщика до потребителя.
Парк контейнеров и средств пакетирования определяется по формуле:
,
где w — количество контейнеров (средств пакетирования); Q— грузооборот па расчетный период, т; qк — выработка на один контейнер (средство пакетирования) за расчетный период, т; k1, и k2, — коэффициенты, учитывающие потребность в контейнерах (средствах пакетирования) в связи с их ремонтом и на покрытие неравномерности грузооборота соответственно. Выработка на один контейнер за расчетный период определяется по формуле:
qk=(qn(Fk -Fn))/T0,
где qn — статическая нагрузка контейнера (средства пакетирования), т; Fk — число календарных дней в расчетном периоде; Fn — время нахождения контейнера (средства пакетирования) в нерабочем состоянии (в ремонте), дн.; Т0 — среднее время оборота контейнера (средства пакетирования), сут.
Тарное хозяйство предприятия занимается приобретением или проектированием и изготовлением необходимой производству тары, организует ее хранение, ремонт, выдачу в производство, осуществляет учет движения всех видов тары.