Лица, содействующие процессу исполнения судебных актов и актов иных органов: переводчики, понятые, хранители, специализированные организации, специалисты

К числу лиц, содействующих процессу исполнения в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», отно­сятся переводчики, понятые, сотрудники органов внутренних дел, хранители имущества, специалисты, специализированные организа­ции.

Правовой статус лиц, содействующих процессу исполнения, ха­рактеризуется необходимостью выполнения определенных обязанно­стей в исполнительном производстве - осуществление полного и до­стоверного перевода, свидетельствование фактов при совершении конкретного исполнительного действия (для свиде­телей), оказание «силовой» помощи при совершении конкретных ис­полнительных действий (для работников милиции), принятие мер к сохранности арестованного имущества (для лиц, назначенных храни­телями арестованного имущества), применение своих специальных познаний для оценки имущества, определения его потребительских качеств при продаже (для специалистов). Какими-либо суще­ственными правами лица, содействующие исполнительному произ­водству, не наделены.

ФЗ «Об исполнитель­ном производстве» при совершении исполнительных действий сторо­ны могут пригласить переводчика. Лицу, которому необходимы услу­ги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В случае, если указанное лицо не обеспечит участие переводчика в установлен­ный судебным приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя.

Закон не устанавливает специальных квалификационных требова­ний к переводчику (наличие специального образования, сертификата подтверждения либо лицензии). Необходимо только достижение18-летнего возраста и владение соответствующим языком на уровне, обеспечивающем точный и достоверный перевод при совершении

Цель участия понятых как в исполнительном производстве, так и в ходе судопроизводства единая - обеспечить беспристрастность и подконтрольность соответствующих должностных лиц при соверше­нии определенных юридических действий. Понятые выступают в ка­честве свидетелей, удостоверяющих правильность соблюдения закон­ных процедур и сам факт совершения действий, зафиксированных в юридических документах.

Такова же цель участия понятых и в исполнительном производ­стве. Понятые сопровождают судебного пристава-исполнителя при совершении ряда важных и затрагивающих имущественные права сто­рон исполнительных действий. Впоследствии при возникновении спора относительно правомерности действий судебного пристава-исполни­теля понятые могут подтвердить или опровергнуть соответствующие фактические данные и их показания в качестве свидетелей будут учи­тываться при разрешении спора.

Работники полиции в пределах предоставленных им феде­ральным законом прав оказывают содействие судебным приставам­ исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в слу­чаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.

В ряде других статей ФЗ «Об исполнительном производстве» содержатся положения об обязательном либо факуль­тативном участии работников органов внутренних дел:

обязательном - при проведении розыска должника-гражданина и розыска ребенка

факультативном - при выселении должника и при вселе­нии взыскателя

После наложения ареста на имущество, в том случае если не про­изводится его немедленная реализация, оно передается в соответ­ствии с ФЗ «Об исполнительном производ­стве» на хранение. Функции хранителей имущества могут выполнять самые разные лица. Во-первых, должник, которому имущество передано на хранение. Во-вторых, лица, специально назначенные судебным приставом­ исполнителем в акте описи и ареста имущества должника. Храните­лем имущества могут выступать как физические, так и юридические лица. Хранение некоторых видов имущества может требовать специ­ального оборудования, специальной подготовки либо специальной лицензии.

Правовое положение специализированных организаций в испол­нительном производстве определяется необходимостью разграниче­ния решения вопросов права и организационной деятельности, тре­бующей специальных познаний, специально обученных работников. Главная задача судебного пристава-исполнителя – надлежащая организация процесса принудительного исполнения, обеспечение защиты прав и исполнения обязанностей субъектами исполнительного производства, достижение результатов, указанных в находящемся в его производстве исполнительном документе. С целью лучшей орга­низации исполнительного производства допускается привлечение раз­личных специализированных организаций в определенных сферах де­ятельности, которые выполняют под контролем судебного пристава ­исполнителя определенные виды юридически значимых действий.

Правовой статус специализированных организаций прямо не урегулирован в ФЗ «Об исполнительном производстве», имеется только ряд упоминаний в отдельных статьях закона и нормативных актах Правительства РФ.

Специализированные организации привлекаются для разрешения различных вопросов.

Во-первых, для продажи имущества должника согласно ФЗ «Об исполнительном производстве». Ранее в соот­ветствии со ст. 400-405 ГПК продажа жилых строений с торгов осу­ществлялась судебным исполнителем, достаточно активным было его участие в реализации арестованного имущества путем продажи на комиссионных началах (ст. 398 ГПК). В ФЗ «Об ис­полнительном производстве» содержится иная модель организации реализации имущества - она осуществляется только специализиро­ванными организациями и производится без оперативного вмеша­тельства в реализацию судебного пристава-исполнителя.

Во-вторых, для страхования арестованного имущества. В частно­сти, согласно п. 9 Порядка наложения ареста на ценные бумаги и в целях обеспечения сохранности арестованных ценных бумаг, пере­данных на хранение, возмещения убытков в случае их утраты или могут быть заключены договоры имущественного страхо­вания в порядке, установленном законодательством. Перечень страховых организаций, с которыми могут быть заключены договоры имущественного страхования, определяется Министерством юстиции РФ. Аналогичная по характеру норма содержится в п. 6 Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества относительно привле­чения страховых организаций к страхованию имущества, переданно­го на хранение.

В-третьих, специализированные организации могут осуществлять функции оценки имущества, а также иные полномочия, необходи­мые для обеспечения деятельности судебного пристава-исполнителя.

для разъяснения возникающих при совершении исполни­тельных действий вопросов, требующих специальных знаний, су­дебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением назначить специалис­та, а при необходимости - нескольких специалистов. Участие специ­алистов является одной из форм использования специальных позна­ний, используемых в рамках правовых процедур.

Наряду со специалистами в юридической практике в качестве фор­мы использования специальных познаний используются заключение эксперта и органов исполнительной власти и местного самоуправле­ния. Все указанные формы использования специальных познаний раз­личны, поскольку заключение эксперта представляет собой, как пра­вило, более технологически сложную форму получения необходи­мой информации. Поэтому ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает привлечение эксперта в исполни­тельное производство, хотя различие между специалистом и экспер­том достаточно условное и во многом оценочное.

Специалисты позволяют принять судебному приставу-исполни­телю правильное решение при разрешении определенных фактичес­ких вопросов, например для установления стоимости, и характерис­тик описываемого имущества (можно ли отнести имеющиеся у долж­ника цветные камни к драгоценным, представляет ли описываемая картина про изведение художественной ценности). Так, согласно ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка иму­щества должника производится при определенных условиях специа­листом.

Наши рекомендации