Требования охраны труда при проведении швартовных операций
138. Капитаны судов, которые будут швартоваться друг к другу, обязаны заблаговременно дать соответствующие указания своим помощникам, а последние должны проинструктировать подчиненных им по швартовному расписанию лиц о порядке проведения швартовки и проверить исправность и готовность к действию швартовных устройств.
139. Перед началом швартовки все грузовые стрелы и другие выступающие за борт предметы и устройства должны быть завалены внутрь судна и раскреплены, а места у швартовных устройств должны быть освобождены от посторонних предметов.
140. Лицам, не занятым работами по швартовке, во время производства этой операции запрещается находиться в районе производства швартовных работ.
141. При выполнении швартовных операций использование промысловых устройств (мальгогеры, блоки, ролы и т.п.) запрещается.
142. После выполнения всех работ по швартовке ответственное за их производство лицо командного состава судна должно уйти последним со своего участка, убедившись предварительно, что все операции закончены правильно и людей у опасных мест нет.
143. Никто не должен находиться в непосредственной близости от работающих кнехтов и швартовных тросов, если это не вызвано производственной необходимостью. Работа в этом районе, обусловленная производственной необходимостью, допускается при условии максимальной осторожности и под непосредственным наблюдением второго обеспечивающего лица.
144. Перед началом швартовной операции участвующие в ней члены экипажа должны занять места в соответствии с судовым расписанием по швартовным операциям.
145. При подготовке к швартовной операции швартовные концы заблаговременно разносятся по палубе и приводятся в готовность бросательные концы, кранцы, стопоры.
146. Иллюминаторы и лацпорты во время швартовных операций должны быть задраены.
147. Подаче бросательного конца должен обязательно предшествовать предупредительный окрик: "Берегись" ("Полундра").
Грузик бросательного конца должен иметь мягкую оплетку.
Для подачи предупредительного окрика при использовании линеметательного устройства должны применяться судовые звукоусиливающие средства (электромегафон, судовая трансляция).
148. Подбирать швартовные канаты разрешается только после подтверждения с места, куда он подан, что канат закреплен и чист.
149. При завозке швартовного каната шлюпкой или моторным катером на них должно быть набрано для свободного потравливания достаточное количество шлагов каната. Ходовой конец завозимого каната должен быть закреплен в шлюпке так, чтобы его можно было быстро отдать.
Находиться в кормовой части шлюпки при завозке швартовного каната запрещается.
150. Применять кранцы с коротким концом, требующим вытягивания рук за борт, запрещается.
151. Огоны стальных канатов в местах пробивок должны быть надежно оклетневаны.
152. При работе со стальными швартовными канатами должен применяться цепной стопор, состоящий из отрезка короткозвенной цепи длиной 2 - 4 м, калибра около 10 мм. Один конец цепи крепится на палубе за рым или кнехт. К ходовому концу цепного стопора должен быть прикреплен надежный растительный канат длиной не менее 1,5 м. Цепь должна накладываться стопорным узлом и последующими 3 - 4 шлагами по направлению тяги.
153. При работе с растительными и синтетическими канатами должны применяться стопоры из растительного каната. Разрушающая нагрузка стопора не менее 0,15 разрывного усилия швартова.
Применять цепные стопоры для стопорения растительных и синтетических канатов запрещается.
154. Прочность и надежность стопоров проверяется внешним осмотром до начала швартовных операций.
155. При получении на судно синтетических канатов проверяется качество каждого из них и наличие сертификатов. Использование канатов без сертификатов запрещается.
156. Перед использованием синтетического каната в качестве швартовного конца необходимо произвести его "размолаживание" (раскручивание) с целью освобождения от повышенной крутки.
157. При заделке огона конец синтетического каната пропускается в кусок парусинового шланга длиной, равной длине огона. При его отсутствии огон обшивается парусиной.
158. При выборке синтетического каната через барабан швартовного механизма для избежания проскальзывания следует накладывать не менее пяти шлагов. Выбирание каната производить равномерно.
Запрещается работа на барабанах, диаметр которых меньше шестикратного диаметра применяемого каната.
159. При швартовных операциях на кнехты накладываются не менее восьми шлагов синтетического каната, при этом верхние шлаги крепятся схватками из растительного штерта.
160. При проведении швартовных операций запрещается:
1) травить или выбирать швартовные канаты без команды лица, непосредственно руководящего швартовными операциями;
2) одному человеку одновременно управлять швартовным механизмом и выбирать с турачки этого механизма канат;
3) пускать в действие брашпиль для использования турачек при швартовке, не убедившись предварительно в разобщении цепного барабана;
4) накладывать дополнительные шлаги каната на барабан швартовного механизма во время его вращения;
5) задерживать руками или ногами быстро вытравливающийся канат;
6) находиться вблизи и на линии направления выбираемого или стравливаемого каната, а также стоять у киповых планок и роульсов;
7) работать со швартовными канатами, имеющими колышки (канат должен быть очищен от колышек заранее);
8) подбирать завезенный шлюпкой швартовный канат до освобождения и отхода от него шлюпки в безопасное место;
9) выбирать или стравливать швартовный канат во время нахождения на швартовной бочке человека;
10) переходить людям с судна на причал и обратно или с судна на судно до окончания швартовки;
11) держать руки на планшире фальшборта, а также опускать руки и перегибаться через фальшборт;
12) протаскивать швартовные концы через клюзы без применения специальных крючьев;
13) вытравливать швартовные канаты непосредственно из бухт и с вьюшек;
14) накладывать одновременно на кнехт огон и шлаги швартовного каната;
15) использовать в качестве швартовов стальные канаты, имеющие недопустимые дефекты, а также растительные и синтетические канаты, имеющие разрезы, распускания, разрывы прядей;
16) нагибаться над вьюшкой при сматывании или при укладке на ней швартовного каната;
17) отходить от поста управления швартовного механизма во время выборки или стравливания швартовов при помощи механизма лицу, управляющему работой этого механизма:
18) курить, вести посторонние разговоры и выполнять другие действия, отвлекающие работающего.
161. По окончании швартовных операций все лишние канаты должны быть убраны, а швартовные механизмы выключены.
На шлаги канатов, закрепленных на кнехты, должны быть наложены схватки из растительного штерта.
162. При выполнении швартовных работ с помощью турачек надлежит выполнять требования пункта 236 Правил.
163. Для безопасного выполнения швартовных операций судовладелец должен устанавливать на рыбопромысловых судах кнехты с вращающимися тумбами и устройство отдачи швартовов "Серп" в зависимости от типа судна.