Неопределенность, риски и страхование
Рыночная неопределенность в поведении
Экономических субъектов
Роль информации в принятии решений очень велика. Анализируя ранее поведение рыночных агентов, мы предполагали, что они обладают полной информацией обо всех аспектах, касающихся принятия решений. В действительности же, условия, в которых принимаются экономические решения, очень редко соответствуют нашему представлению. Наоборот, неотъемлемым свойством любого рынка является неполнота и неравномерность распределения информации среди его участников.
Так предприятия зачастую сталкиваются с неопределенностью в отношении рыночных цен на свою продукцию, изменений в области налогообложения, процентных ставок банков, поведения конкурентов и политической ситуации в стране.
Для домохозяйств неопределенность имеет место в отношении будущих доходов, перспектив потерять рабочее место, сохранности банковских вкладов, отдачи от инвестиций в образование или вложений в финансовые активы. В этой связи возникает необходимость анализа влияния этих факторов на функционирование рынка и принятие решений.
Информационное обеспечение является весьма сложной проблемой по следующим причинам:
1. получение информации связано с затратами. Стремление экономических субъектов к ее получению будет иметь место только в том случае, если выгоды от получения информации превысят издержки на получение информации;
2. существует проблема надежности информации, поскольку она постоянно меняется и устаревает;
3. поступающая информация полностью, как правило, не усваивается, определенная ее часть теряется;
4. имеются ограничения в обработке информации и правильном ее понимании и оценке.
Таким образом, есть достаточные основания для того, чтобы сделать вывод о неполноте информации как об объективно существующей данности. Именно неполнота информации – непосредственная причина неопределенности рынка.
Рыночная неопределенность - это условия принятия экономических решений, изменения которых трудно предугадать и оценить. Неполнота информации существует всегда, а, следовательно, рыночную неопределенность нельзя устранить. Можно снизить ее степень, но не исключить полностью.
Наличие рыночной неопределенности:
- препятствует принятию оптимальных решений;
- порождает дополнительные трансакционные издержки;
- является причиной неравных условий принятия решений;
- оказывает влияние на характер поведения предприятий.
Экономические риски
Принятие решения – это выбор между альтернативными вариантами. В этом смысле неопределенность заключается в неизвестности результата принятого решения. Поэтому любое принятое в условиях неопределенности решение связано с риском, который выражается в виде потерь каких-либо активов.
Риск – это опасность возникновения ущерба из-за принятия решений в условиях рыночной неопределенности. В зависимости от характера возможных последствий, возникающих при принятии решений в условиях неопределенности, различают чистый и спекулятивный риск.
Чистый риск имеет место в том случае, когда существует опасность возникновения ущерба без какой-либо вероятности выигрыша.
Спекулятивный риск – это риск, предполагающий вероятность как возникновения ущерба, так и получения выигрыша.
Риск может заключаться в рассеивании результатов, т.е. в отклонении полученного результата от намеченного. Он может быть связан с недостижением цели, с наличием опасности возникновения убытков. Наконец, он может быть связан с потерей собственности. Понятно, что в каждом из случаев степень риска различна.
Поскольку риск проистекает из неопределенности исхода принятого решения, то для того, чтобы охарактеризовать его, необходимо знать все возможные исходы и вероятность их «выпадения». В этом отношении естественным и очевидным является использование накопленного опыта, который часто становится единственным фактором обоснованности принимаемого решения. Однако, существуют методики, которые позволяют дать более точное представление о риске.
Важным моментом анализа процесса принятия решения является субъективное отношение людей к риску. В зависимости от отношения к риску выделяют три категории субъектов: не расположенных к риску, безразличных (нейтральных) к риску и склонных к риску.
Нерасположенность к риску имеет место в том случае, когда субъект при одном и том же математическом ожидании отдаст предпочтение определенному исходу по сравнению с рискованным исходом. Человек, не расположенный к риску, всегда оценивает имеющийся доход выше ожидаемого.
Безразличие к риску имеет место в том случае, когда субъект безразличен к обоим выборам – определенному исходу и рискованному исходу с таким же математическим ожиданием результата.
Склонность к риску имеет место в том случае, когда субъект при одном и том же математическом ожидании всегда отдаст предпочтение рискованному исходу.
Как показывает практика, подавляющая часть людей не расположены к риску. Это говорит о том, что чаще всего люди предпочитают менее значимый, но гарантированный результат. Причем это касается как потребителей, так и производителей. Потребители склонны покупать уже проверенные ими в процессе потребления блага, на базе чего формируется лояльность торговой марке. Инвесторы и акционеры предпочитают выдвигать на руководящие должности лиц, нейтрально относящихся к риску. Знание особенностей поведения потребителей помогает предприятиям выстраивать правильную стратегию ведения бизнеса. Когда предприятие выходит на рынок с новым товаром, который предназначен для группы потребителей, не расположенных к риску, то предприятие должно создать специальную систему сигнализирования, потребителю о достоинствах своего товара. В качестве сигналов могут выступать снижение цены, предоставление гарантий качества, реклама, которые должны обеспечить у покупателя ощущение снижения степени риска при переходе к покупкам нового товара.