Тема 7.4. Кросс-докинг
Кросс-докинг (англ.: cross-docking от cross – напрямую и dock – док, причал, стыковка, соединение) – транзитное или сквозное складирование – технология и сам процесс приёмки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения. Чаще всего (и это классическая и наиболее распространенная схема кросс-докинга) при этом имеет место прямая перегрузка из одного транспортного средства в другое (иногда сопровождаемая одновременной перетаркой, пере-комплектованием и некоторыми другими возможными операциями с грузами и товарами). Кросс-докинг, таким образом, позволяет получить значительное сокращение издержек (затрат) на складское хранение, простои и порожний прогон транспорта и др.
При кросс-докинге отгрузка товара на склад и его последующая доставка получателю согласованы по времени таким образом, чтобы исключить хранение товара на складе. В результате партия продукции доставляется от поставщика (производителя) продавцу за максимально короткий срок. Фактически кросс-докинг – это прием и отправка товара напрямую внутри склада фактически без его размещения в зоне хранения, с использованием перегрузочных комплектующих платформ.
Не все товары можно обрабатывать в системе сквозного складирования. Лучше всего подходят те, которые характеризуются:
- высоким уровнем прогнозируемости;
- максимальным спросом;
- большими объемами транспортировки.
Эти факторы должны быть определены для каждого товара путем анализа информации предыдущих периодов.
При разработке программы сквозного складирования важно в первую очередь оценить имеющиеся возможности предприятия. Необходимые изменения зависят от объема поставок и требований к обработке выбранных вами товаров. Обычно, чем меньше товаров обрабатывается в системе сквозного складирования, тем меньше требуется обновлений. Вид обработки груза также в значительной степени влияет на проект. Простую транспортировку укомплектованных поддонов от участка приемки до участка отгрузки внедрить легче, чем, например, разработать систему сквозного складирования коробок, для которой могут потребоваться сложные конвейерные сортировочные системы.
Для создании проекта кросс-докинга необходимы следующие элементы:
1. Планировка участка эстакады и его пропускная способность. Поскольку при сквозном складировании работа большей частью ведется вблизи приемной и отгрузочной эстакад, необходимо предусмотреть достаточное количество ворот и погрузочно-разгрузочной техники, а также обеспечить быструю и свободную транспортировку товара по всему центру дистрибуции.
2. Организация работы на площадке. Чтобы на складе соблюдался интенсивный график выгрузки-отгрузки, который неизбежен при сквозном складировании, диспетчер на стояночной площадке должен постоянно следить, чтобы автомобили/вагоны/контейнеры направлялись к нужным воротам в нужное время, а также координировать движение приезжающих и отправляющихся автомобилей во избежание задержек.
3. Оборудование для переработки грузов. Кросс-докинг требует перемещения больших объемов продукции за короткое время. Использование конвейеров, устанавливаемых в полу прицепов, в сочетании с погрузочно-разгрузочными конвейерами самого склада может значительно ускорить транспортировку поддонов и увеличить пропускную способность участка. Во многих случаях достаточно иметь необходимое количество паллетных погрузчиков на складе. В некоторых случаях при погрузке и разгрузке коробок могут помочь электрифицированные выдвижные конвейеры. Ускоряют обработку и конвейерные сортировочные системы, автоматически направляющие коробки от приемки до отгрузки или, если необходимо, к станциям для печати и наклеивания новых этикеток.
4. Квалифицированный персонал и современная интегрированная информационная система.
Система поставок по кросс-докингу окажется эффективной при соблюдении следующих основных критериев:
1. Для поставщиков, работающих с большим количеством наименований. Нет необходимости тратить много времени на сбор заказа, если у поставщика есть 150–200 наименований с небольшой оборачиваемостью, держать такие товары на стеллажном хранении очень неэффективно.
2. Для поставщиков у которых товары с низкой оборачиваемостью. Удобнее поставлять товары в торговые центры по мере их необходимости.
3. Для поставщиков с хорошей доступностью товара.Если поставщик не в состоянии обеспечить вовремя необходимый товар, запас его придется держать в распределительном центре. Никто не согласится заказывать у поставщиков, которые периодически оставляют торговый центр без товара.
4. Для поставщиков, у которых дорогая транспортная логистика. Кросс-докинг в этом случае намного дешевле. Кроме того, получить выгоду можно за счет объединения нескольких поставок разных поставщиков в одной машине.
5. Для поставщиков у которых негабаритные товары. Держать негабаритный товар на универсальном складе весьма проблематично.
Кросс-докинг не является универсальным средством. Эта технология может стать решением многих проблем розничных сетей, если товары будут вовремя доставляться до магазинов. Крупные сетевые компании называют следующие недостатки кросс-докинга:
1. Контроль по количеству принимаемого товара. Принимая одну поставку, покупатель может пересмотреть и пересчитать доставленный товар, как это делается во время приемки на стеллажное хранение. Если количество торговых комплексов исчисляется десятками, то проконтролировать, посчитать весь товар невозможно. Это очень большие затраты.
2. Контроль читаемости штрих-кодов.Если штрих-код не читается, товар будет тяжело продавать в магазине. Торговые сети вообще могут не принять этот товар, несмотря на то, что это ошибка не поставщика, а производителя.
3. Контроль качества товара.Здесь нужно обращать внимание на этикетки, срок годности товара, его качество товара, проверять сертификаты. Информация на этикетках должна быть на русском языке, нужно проверить, на всех ли поступивших в одной поставке товарах одинаковый срок годности.
4. Проблема разногласий. Если точно не известна структура товара, можно ли его положить на другой или нет, то возникает вопрос, кто должен нести ответственность за повреждения внутри отгруженных поддонов. Ответственность за эти потери размыта.
Для применения технологии кросс-докинга как оптимальной системы должна быть эффективная система управления складом, которая позволит уменьшить все проблемы. Без достаточно мощной складской информационной системы кросс-докингом тяжело управлять.