Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения
Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в публично-правовых интересах. Любое преступление, по определению, нарушает или ставит под опасность нарушения общественные отношения и поэтому каждое преступление характеризуется признаком общественной опасности. Поэтому и деятельность, направленная на решение вопросов о том, было ли совершено преступление, кто его совершил и необходимо ли применять к лицу, виновному в совершении преступления меры наказания, - это деятельность общественно значимая.
Однако для того, чтобы такая деятельность была успешной и результативной, органам, ведущим и осуществляющим уголовно-процессуальную деятельность (в том числе и правосудие) необходимо сотрудничество со стороны физических и юридических лиц, так или иначе вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства (свидетелей, потерпевших, лиц, привлекаемых в качестве понятых или специалистов, лиц, у которых производится обыск или в жилище которых производится осмотр и.т.д.). По отношению к другим лицам (лицам, в отношении которых ведется судопроизводство, а также их защитникам и представителям) было бы неоправданным выдвигать требование оказания ими содействия уголовному судопроизводству, поэтому к ним предъявляются требования лишь не оказывать ему противодействие в наиболее неприемлемых формах, прямо запрещенных уголовным или уголовно-процессуальным законом (не скрываться от расследования и судебного разбирательства, не фальсифицировать доказательства, не оказывать давление на свидетелей и т.д.).
Эти обязанности (по оказанию содействия расследованию и осуществлению правосудия и/или по неоказанию противодействия ему в запрещенных формах) являются неотъемлемой составной частью уголовного процесса, без их регламентации в УПК и без их соблюдения станет невозможным или чрезвычайно затруднится выполнение уголовным процессом своего предназначения. Поэтому в УПК РФ применительно к каждому участнику процесса (а в некоторых, прямо предусмотренных законом случаях и в отношении иных лиц, не являющихся участниками уголовного процесса) установлен целый ряд обязательных к исполнению обязанностей и запретов. Некоторые запреты (запрет на дачу заведомо ложных показаний и пр.) установлены и в уголовном законодательстве РФ. Однако эти запреты и обязанности могут не соблюдаться и не исполняться отдельными лицами, что способно поставить под угрозу возможность осуществления уголовно-процессуальной деятельности, защиту прав и участников других участников уголовного процесса.
В целях исключения такой ситуации, уголовно-процессуальное законодательство любого государства содержит возможность применения принуждения к лицам, не соблюдающим обязанности, установленные для них законом в целях обеспечения нормального, беспрепятственного хода уголовного судопроизводства. Таким образом, возможность применения принуждения к лицам, которые своими действиями (бездействием) препятствуют осуществлению установленного законом порядка уголовно-процессуальной деятельности, либо в отношении которых имеются основания полагать, что они могут это сделать - это неотъемлемая часть уголовного процесса.
Принудительных мер в уголовном процессе РФ (как и в уголовном процессе любого другого государства) весьма немало. Собственно говоря, для обеспечения производства практически любого следственного действия законодатель предусматривает применение особых принудительных мер. Так, например, при производстве обыска (и в целях обеспечения беспрепятственного осуществления данного следственного действия) законодателем заложены возможности: проникать в жилище или иное помещение, в котором будет производиться обыск (в том числе и без согласия проживающих в нем лиц), вскрывать любые помещения, если их владелец отказывается вскрыть их добровольно, запрещать лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться с другими лицами до окончания обыска, изымать (в том числе без согласия собственников или владельцев) предметы и документы, и т.д.
Принуждение в уголовном процессе может иметь различный характер, начиная с психического принуждения, путем, например, предупреждения об ответственности за отказ от дачи показаний, или получения письменного обещания выполнять свою обязанность по явке по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а также обязательства незамедлительно сообщать о перемене места жительства и заканчивая мерами принуждения, близкими по некоторым своим свойствам с мерами уголовного наказания (заключение под стражу лица обвиняемого, подозреваемого в совершении преступления). Принуждение может быть превентивным, применяясь до совершения лицом нарушения какой-либо обязанности и в целях обеспечения ее исполнения (например, временное отстранение от должности) или последующим, будучи применено к лицу, которое уже нарушило какой-то уголовно-процессуальный запрет или обязанность (денежное взыскание, изменение меры пресечения в случае нарушения ранее избранной, удаление нарушителя порядка из зала судебного заседания). Некоторые меры принуждения могут применяться в уголовном процессе только по отношению к подозреваемому, обвиняемому (задержание, все меры пресечения, временное отстранение от должности). Другие могут быть применены также к иным участникам уголовного судопроизводства. Так, обязательство о явке может быть взято у свидетеля, привод может быть применен еще и к потерпевшему, наложение ареста на имущество может быть применено к лицу, несущему по закону материальную ответственность за действия подозреваемого или обвиняемого. Наконец, есть в уголовном процессе и такие принудительные меры, которые адресуются неопределенно широкому кругу лиц (например, лицам, в жилище у которых производится осмотр или обыск, лицам, присутствующим в зале судебного заседания).
Все эти принудительные меры объединяют следующие общие черты:
1) законность. Возможность использования той или иной принудительной меры, а также круг субъектов, к которым она может быть применена, должны быть обязательно закреплены в уголовно-процессуальном законе. Чем существеннее та или иная мера пресечения, тем более подробно определяются в законе основания, условия и порядок ее применения;
2) цель. Применение любой из принудительных мер в уголовном процессе направлено на достижение единой цели – обеспечение нормального, беспрепятственного хода уголовного судопроизводства путем исключения возможности невыполнения обязанностей, установленных уголовным или уголовно-процессуальным законом, либо путем понуждения лица к исполнению таких обязанностей;
3) наличие специфического субъекта, имеющего право их применять. Наиболее существенное принуждение в ходе уголовного судопроизводства может применять только суд (заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности и т.д.). Принудительные меры, в меньшей степени затрагивающие права граждан вправе применять также дознаватель, следователь, прокурор. Другие участники уголовного процесса, не наделенные государственно-властными полномочиями не вправе применять процессуальное принуждение.
В уголовно-процессуальном законе установлен достаточно ограниченный перечень мер уголовно-процессуального принуждения. В соответствии с Разделом IV УПК РФ, который так и называется «Меры процессуального принуждения», к числу таковых законодатель относит:
1) задержание подозреваемого;
2) все меры пресечения (подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу);
3) иные меры процессуального принуждения (обязательство о явке, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание.
Данный перечень мер процессуального принуждения, в соответствии с УПК РФ, является исчерпывающим. Между тем мы показали, что принудительные меры могут применяться к лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство, и во многих других случаях и других формах.
Поэтому некоторые ученые полагают, что перечень мер уголовно-процессуального принуждения должен быть существенно расширен, в том числе за счет включения в него практически всех следственных действий, а также ряда других процессуальных действий, содержащих возможность применения к лицам, вовлеченным в уголовное судопроизводство тех или иных принудительных мер.[90]
Действительно, почти все следственные действия влекут за собой возможность применения принуждения для обеспечения беспрепятственного их осуществления в пределах, установленных законом. Однако было бы неверно считать, что сами по себе следственные действия являются мерами принуждения. Принудительные меры лишь заложены как гарантии, необходимые для производства их в тех случаях, когда участвующие в них лица не исполняют добровольно своих обязанностей. Если же этого не происходит, то производство следственного действия может и не сопровождаться применением принуждения. Так, тот же обыск может в частном случае пройти вообще без применения принуждения, например, если лицо, у которого он проводится, добровольно выдаст предметы, указанные в постановлении о производстве обыска.
Кроме того, следственное действие предназначено для достижения собственной, весьма конкретной цели – для собирания и проверки доказательств. Возможность применения принуждения лишь необходима для достижения этой цели в некоторых случаях. Но нельзя сказать, что следственное действие применяется для применения принуждения, или для обеспечения его целей.
Поэтому сами по себе следственные действия нельзя считать мерами процессуального принуждения. В то же время, в ходе производства следственных действий возможно применение следователем, дознавателем, прокурором тех или иных средств, имеющих принудительный характер. Почему же эти меры не отнесены законодателем к числу мер процессуального принуждения?
Представляется сделано это лишь по практическим соображениям. Действительно, весь уголовный процесс пронизан возможностью принуждения. Конкретных форм такого принуждения существует множество, и перечислить их все в одном месте было бы затруднительно, да и не нужно. Те принудительные меры, которые бывают необходимыми для производства конкретного следственного или иного процессуального действия, регулируются в процессуальном законе нормами, регламентирующими порядок производства данного действия. В то же время, некоторые из мер принуждения имеют более общий характер, предназначаются для обеспечения возможности беспрепятственной реализации не одного, конкретного следственного или иного процессуального действия, но нескольких таких действий, множества таких действий, для понуждения лица к исполнению нескольких процессуальных обязанностей. Такие меры процессуального принуждения и перечислены в нормах Раздела IV УПК РФ.