Модели размещения отраслей
Конкретное размещение предприятия зависит от множества факторов:
- природных, производственных и социальных;
- к последним относятся трудовые навыки, культурные и хозяйственные обычаи населения.
Работы над общей теорией размещения промышленности и разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в. Первые модели размещения были созданы экономистами рикардианской школы (Смит, Рикардо), которые считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырье для производства.
Экономист Лориа (1898 г. ) считал, что трудоемкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое, в свою очередь, должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.
Принято рассматривать основные три модели размещения промышленности:
- гравитационная модель Шеффле (промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них);
- модель Вебера (модель размещения отраслей промышленности в идеальных условиях изолированного государства своего рода модель Тюнена только для промышленного производства);
- модель Тинбергена (размещение промышленности в зависимости от социально-экономических издержек).
Гравитационная модель (от лат. gravitas — вес, сила, действие) — модель, описывающая социальные и экономические взаимодействия между пространственными объектами (городами, регионами, странами). Используется в региональном анализе и пространственном анализе экономики. В различных модификациях такие же модели используются при исследовании процессов урбанизации, размещения промышленности, экспортно-импортных взаимосвязей, миграции населения.
Шеффле утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:
где — показатель взаимодействия между объектами и (притяжение двух городских центров i, j);
— коэффициент соответствия;
p — некоторая мера значимости объекта (напр., численность населения города и
— расстояние между объектами (расстояние между городами).
Легко заметить, что приведенная формула аналогична физической формуле гравитационного взаимодействия тел: отсюда и название этой модели.
При соответствующем подборе параметров данная модель используется для миграционного взаимодействия. Эта модель хорошо описывает международную телефонию. Гравитационная модель применяются при исследовании товарных потоков между парами стран. В них учитываются социально-экономические факторы, определяются экспортные возможности и импортные потребности торговых партнеров, факторы, относящиеся к продвижению товарного потока (расстояние, наличие таможенных барьеров и т. п.).
Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива. Так или иначе, рассмотренные выше закономерности выполнялись лишь для конкретных отраслей. На повестке дня стояло создание глобальной модели размещения промышленности. Ее автором стал немецкий экономист
Модель Вебера.
Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров. Веблен первым ввел в научный оборот понятие «фактор размещения», понимаемое как экономическая выгода для хозяйственной деятельности, появляющаяся в зависимости от места.
Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов, которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространенные (вода, песок).
Очевидно, что при выборе местоположения наибольшее значение (а для добывающих отраслей решающее) имеют локализованные ресурсы. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию.
Конкретный пункт размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений (иначе — минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок. Ее расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил определять при помощи материального индекса (К):
Если К>1, то точка минимальных перемещений находится ближе к источнику материалов, если К<1, то ближе к рынку сбыта.