Рекомендации по секционированию контактной сети

На электрифицированных железных дорогах применяют схему двухстороннего питания: каждый находящийся на линии локомотив получает электроэнергию от двух тяговых подстанций. Исключение составляют участки контактной сети, расположенные в конце элек­трифицированной линии, где может быть применена схема консоль­ного (одностороннего) питания от крайней тяговой подстанции.

Контактную сеть вдоль путей делят на отдельные электрически не связанные участки (секции), для чего у тяговых подстанций и постов секционирования монтируют изолирующие сопряжения — это так называемое продольное секционирование. Каждая секция получает электроэнергию от питающей линии тяговой подстанции и от соседних секций контактной сети, которые подключают через посты секционирования.

При продольном секционировании выделяют в отдельные сек­ции контактную сеть каждого перегона и станции, а в некоторых случаях — и крупных тоннелей или мостов. На узловых станциях, имеющих несколько электрифицированных парков, контактную сеть отдельных парков выделяют в самостоятельные секции с питанием при возможности непосредственно от тяговой подстанции. Секции между собой соединяют секционными разъединителями, что по­зволяет при необходимости отключать любую из них от электри­ческого питания.

На двухпутных и многопутных участках электрически разделяют контактную сеть каждого главного пути перегона и станции от других путей — это так называемое поперечное секционирование. В этом слу­чае на станциях контактную сеть группы путей выделяют в отдельные секции и питают их электроэнергией от главных путей через секцион­ные разъединители, которые при необходимости могут быть отключе­ны. Секции контактной сети на соответствующих съездах между глав­ными и группами второстепенных путей изолируют секционными изоляторами, чем достигается их электрическое разделение. Это облег­чает схему и устройство защиты и дает возможность при повреждении или отключении одной из секций осуществлять движение поездов по другим секциям и главным путям. В отдельных случаях допускается на промежуточных станциях контактную сеть одного или двух путей под­ключать непосредственно к контактной сети главных путей.

На контактной сети переменного тока у тяговых подстанций мон­тируют два рядом расположенных изолирующих сопряжения с нейт­ральной вставкой между ними. Это вызвано тем, что смежные секции питаются от разных фаз и соединение их между собой через полоз то­коприемника, проходящего по изолирующему сопряжению недопус­тимо, иначе произойдет межфазное короткое замыкание сети.

На тяговых подстанциях, питающих контактную сеть постоянно­го тока, защита от токов к.з. осуществляется с помощью быстродей­ствующих автоматических выключателей, а на линиях переменного тока — с помощью масляных выключателей.

Кроме того, для защиты контактной сети от токов перегрузки и к.з. между тяговыми подстанциями устанавливают посты секциониро­вания. На двухпутных и многопутных участках ПС электрически со­единяют контактную сеть параллельно расположенных главных пу­тей. Таким образом создается схема узлового питания, при которой ЭПС получает электроэнергию по контактной сети всех главных путей от двух тяговых подстанций. При схеме узлового питания в случае по­вреждения на каком-либо из участков между тяговой подстанцией и постом секционирования защита отключит сеть только того участка, где произошло повреждение, а на остальных участках может продол­жаться движение поездов. На грузонапряженных двухпутных и мно­гопутных линиях для повышения напряжения на токоприемнике и сни­жения сопротивления контактной сети предусмотрено параллельное соединение контактных сетей между тяговыми подстанциями и по­стами секционирования, которое осуществляется установкой пунктов параллельного соединения (рис. 5.2).

Рекомендации по секционированию контактной сети - student2.ru

Все разъединители контактной сети в зависимости от назначе­ния и частоты переключений оборудуют моторными (для дистан­ционного управления) или ручными приводами. При этом мотор­ные приводы должны быть у разъединителей питающих линий тяговых подстанций, постов секционирования, автотрансформа­торов, а также разъединителей, участвующих в схемах профилак­тического подогрева и плавки гололеда на контактной сети. Дис­танционно управляют разъединителями с пунктов, где постоянно находится дежурный персонал: района контактной сети (ЭЧК), тяговой подстанции, помещений дежурного по станции, парка и депо. На участках с телеуправлением моторные приводы разъеди­нителей вводят в систему телеуправления и переключают их с энер­годиспетчерского пункта.

Для каждого участка электрифицированной линии при ее про­ектировании разрабатывают схемупитания и секционирования кон­тактной сети,а также схемы питания продольных линий элект­роснабжения СЦБ и других нетяговых потребителей, которые утверждаются начальником дирекции инфраструктуры железной дороги.

Изменения в схемы вносят по согласованию со службой электри­фикации и электроснабжения железной дороги с уведомлением энер­годиспетчера, персонала ЭЧК и других причастных лиц. Схемы вы­веряются ежегодно на 1 января и переутверждаются каждые 5 лет.

Утвержденные схемы питания и секционирования должны быть на энергодиспетчерском пункте, а выкопировки из схем — в райо­нах контактной сети (в пределах своего и примыкающих райо­нов), на тяговых подстанциях (в пределах зоны питания), а так­же в техническо-распорядительном акте железнодорожной станции (в пределах ее путей) и в электродепо (в пределах трак- ционных путей).

На схемах питания и секционирования контактной сети и продольных линий электроснабжения должны быть показаны условными обозначениями: контактная сеть; кабельные и воздушные линии продольного электроснабжения (ВЛ ПЭ) и СЦБ (ВЛ СЦБ) и дру­гих нетяговых потребителей; питающие и отсасывающие линии; тяго­вые подстанции; ПС и ППС; пункты группировки (ПГ); трансформато­ры и автотрансформаторные пункты (АТП); питающие пункты, разъединители в нормальном положении, изолирующие сопряжения ан­керных участков, нейтральные вставки; секционные изоляторы и воз­душные стрелки с присвоенными им обозначениями или номерами; но­мера путей станций и перегонов; пересечения контактной сети и ВЛ другими ВЛ, канатными дорогами, надземными трубопроводами, ис­кусственными сооружениями, а также депо; остановочные пункты; подъездные пути ЭЧК, тяговых подстанций, районов электроснабже­ния; примыкающие неэлектрифицированные пути; границы дистанций электроснабжения (ЭЧ), районов контактной сети и электроснабжения; пикеты и километры осей пассажирских зданий, постов электрической централизации, пунктов связи, тяговых подстанций, постов секциони­рования, изолирующих сопряжений, нейтральных вставок, пересечений контактной сети, сигнальных точек и другие необходимые сведения.

Изолирующие сопряжения и их разъединители должны быть обо­значены заглавными буквами русского алфавита по направлению счета километров, которые наносят на приводе разъединителя. Сек­ционные изоляторы и воздушные стрелки должны иметь присвоен­ный номер. Таблички с номерами секционных изоляторов устанав­ливают на несущем тросе.

Переключатели станций стыкования постоянного и переменно­го тока должны иметь номера секций контактной сети, которые на­носят над дверью ячейки и на обратной стороне ячейки, в которой находится переключатель.

Условные графические обозначения в схемах питания и секциони­рования и планах контактной сети и ВЛ железных дорог приведены в приложении 6. При разработке схем питания и секционирования кон­тактной сети электрифицированной линии используют типовые прин­ципиальные схемы секционирования, разработанные на основе опыта эксплуатации, с учетом затрат на сооружение контактной сети.

Разъединители, устанавливаемые на питающих линиях, на схеме питания и секционирования обозначают буквой Ф; поперечные — бук­вой П. К каждой из указанных букв в случае необходимости добавляют цифровой индекс, соответствующий номерам путей и направлений.

На схемах, кроме того, указывают номера путей, воздушных стрелок, которые должны соответствовать номерам стрелочных переводов.

Изолирующие сопряжения, разделяющие контактную сеть железно­дорожных станций и перегонов, должны быть расположены между вход­ными светофорами или знаком «Граница станции» и первыми входны­ми стрелочными переводами станции.

Длину нейтральной вставки выбирают с учетом находящихся в об­ращении серий электровозов и электропоездов.

На станциях стыкования между изолирующим сопряжением, от­деляющим перегон, и изолирующим сопряжением переключаемой сек­ции должна быть непереключаемая секция длиной, исключающей од­новременное перекрытие полозами токоприемников изолирующих сопряжений (рис. 5.3).

Рекомендации по секционированию контактной сети - student2.ru

Секции контактной сети, где движение ЭПС осуществляется на од­ном роде тока, не включают в группу переключаемых секций и питают их через разъединители непосредственно от соответствующего фидера.

При необходимости шины пунктов группировки секционируют.

На станциях стыкования взаимное расположение секционных изоляторов, светофоров и изолирующих стыков рельсовой цепи должно исключать заезд полозом токоприемника электровоза на секцию с другим напряжением при передвижении с любым (пере­дним или задним) поднятым токоприемником. Секционные изоля­торы, разделяющие разные по роду тока секции, должны распола­гаться над изолирующими стыками рельсовой цепи так, чтобы при остановке ЭПС у светофора исключалась возможность перекры­тия полозами токоприемников смежных секций.

ВЛ ПЭ, ВЛ СЦБ и другие линии электроснабжения нетяговых потребителей (ВЛ 10 (6), 35 кВ и ДПР 25 кВ) должны иметь элект­рическое разделение у тяговых подстанций, ПС, кабельных вста­вок, крупных искусственных сооружений и в горловинах станций, где секционируют контактную сеть.

На промежуточных станциях предусматривают секционирова­ние Рекомендации по секционированию контактной сети - student2.ru контактной сети с обеих сторон станций (рис. 5.4). Продоль­ные разъединители обеих горловин оборудуют моторными при­водами. На двухпутных участках в пределах станции между главными путями устанавливают поперечный секционный нормаль­но отключенный разъединитель П, чтобы при необходимости мож­но было подать напряжение от соседнего главного пути или за- шунтировать пути для выполнения работ на секционных изоляторах контактной сети под напряжением.

Рекомендации по секционированию контактной сети - student2.ru

Рекомендации по секционированию контактной сети - student2.ru

Группа путей отделяется от главного пути и питается че­рез нормально включенный секционный разъединитель П.

Если на станции имеется путь, предназначенный для погру­зочно-разгрузочных работ, то контактная сеть над ним отде­ляется от остальных путей с питанием через секционный разъединитель 3 с заземляю­щим ножом.

При наличии в одной из горловин станции поста секциониро­вания продольное разделение контактной сети выполняют так, как показано на рис. 5.5.

Принципиальная схема питания и секционирования на станции двухпутной линии постоянного тока при наличии тяговой подстан­ции показана на рис. 5.6. На питающей линии непосредственно у тяго­вой подстанции устанавливают разъединитель с моторным приводом. Кроме того, при длине линии более 150 м у места подсоединения пита­ющей линнии к контактной сети дополнительно монтируют разъеди­нитель с ручным приводом, при длине более 750 м — с моторным.

На линии переменного тока с тяговыми подстан­циями в отличие от линий постоянного тока в одной из горловин монтируют нейтральные вставки, а разъединители на питаю­щих линиях устанавлива­ют непосредственно у кон­тактной сети (рис. 5.7).

Автотрансформаторы в системе электроснабжения 2x25 кВ подключают к кон­тактной сети разъединителя­ми с моторными приводами.

Рекомендации по секционированию контактной сети - student2.ru

Контактную сеть парков прибытия и отправления на больших станциях выделяют в отдельные секции и нередко подразделяют на группы, что дает возможность отключать часть контактной сети парка для ремонта. Секционирование на станционных путях по возможности должно быть выполнено так, чтобы при отключе­нии одной из секций сохранилась возможность приема и отправ­ления поездов на остальные секции станций.

В здании депо контактная сеть каждого пути секционируется отдельно и имеет индивидуальный секционный разъединитель с заземляющим контактом. Для обеспечения безопасности при ос­мотре и ремонте подвижного состава эти разъединители снабжа­ют световыми указателями, устанавливаемыми внутри и снаружи депо над воротами соответствующего пути и механически или элек­трически связанными с положением разъединителя.

Выполнение ремонтных и восстановительных работ в процес­се эксплуатации требует временного изменения схемы питания и секционирования. Изменение схемы не должно нарушать усло­вия обеспечения защитой от токов к.з. Поэтому заблаговременно разрабатывают специальные схемы конкретно для каждого участ­ка, предусматривающие следующие режимы работы:

• на тяговой подстанции отключены агрегаты, подстанция ра­ботает в режиме поста секционирования;

• тяговая подстанция отключена полностью, в связи с этим про­дольные разъединители контактной сети включены;

• отключен пост секционирования и включены в этом районе продольные разъединители контактной сети;

• включены нормально отключенные продольные секционные разъединители контактной сети у тяговой подстанции;

• включены поперечные разъединители контактной сети на станции;

• другие режимы (схемы).

Рекомендации по секционированию контактной сети - student2.ru

Рекомендации по секционированию контактной сети - student2.ru
Для каждого режима работы рассчитывают токи к.з. в наиболее удаленной точке контактной сети. Если при этом значение тока к.з. получается меньшим или равным с учетом коэффициента запаса по току уставки защиты на питающей линии тяговой подстанции или поста секционирования, уменьшают уставку защиты на время ре­монтных работ. На двухпутных и многопутных участках в этих слу­чаях можно изменить схему питания и секционирования контакт­ной сети путем параллельного ее соединения. При этом одну из питающих линий тяговой подстанции отключают, чем достигается увеличение тока к.з. на оставшейся в работе питающей линии.

Наши рекомендации