Расчет хранимых запасов и площадей складских помещений
а) Склад смазочных материалов.
Запас смазочных материалов определяется по удельным нормативам расхода смазок на 100 литров расхода топлива по формуле:
Зм = 0,01 ∙ Gсут ∙ qм ∙ Дз,
где Gсут - суточный расход топлива подвижным составом АТП, л;
qм - норма расхода смазочных материалов на 100 л топлива, [3];
Дз - дни запаса хранения смазочных материалов – 15 дней [8].
Суточный расход топлива автомобилей рассчитывается:
Gсут = Gл + Gт,
где Gл – расход топлива на линии, л;
Gт – расход топлива на внутригаражные нужды, л.
Расход топлива на линии Gл рассчитывается по формуле:
Gл=( Lг ∙q)/100,
где q –линейный расход топлива на 100км пробега, л/100км;
qМАЗ – 555102 = 24 л,
Lг – годовой пробег автомобилей данной марки.
Lг МАЗ – 555102 = 13066200 км.
Расход топлива на внутригаражные нужды равен 10% от расхода топлива на линии.
Расход топлива Gл на линии равен:
Gл МАЗ – 555102 = 13066200 24 / 100= 3135888 л.
Суточный расход топлива Gсут равен:
Gсут =1,1 ∙ Gл МАЗ – 55111 / Дрг = 1,1 3135888/ 303 = 10349,4 л.
Принимаем, согласно [17] нормы расхода смазочных материалов:
qм= 2,4 л/100л.т.;
qтр.м= 0,3 л/100л.т.;
qспец= 0,1 л/100л.т.;
qк.см= 0,2 л/100л.т.;
Дз = 15 – дни запаса для масел.[17];
Затраты на масло равны:
Зм=0,01 Gсут qм Дз, л;
Зм=0,01∙ 10349,4 2,4 15 =3725,8 л.
Зтр.м = 0,01 10349,4 0,3 15 =465,723 л.
Зспец=0,01 10349,4 0,1 15 =155,241 л.
Зк.см=0,01 10349,4 0,2 15 =310,482 кг.
Vкс= 170 / 0,9 = 189 л.
Моторное масло храним в двух резервуарах емкостью 2,2 м3. Размер резервуара 1000х2800 мм.
Площадь – 5,6 м2.
Остальные масла в бочках емкостью по 200 литров.
Количество бочек равно:
Nтр.м= 465 / 200 = 2,3 Принимаем 3 бочки.
Nспец= 155 / 200 = 0,8 Принимаем 1 бочку.
Nк.см= 310 / 200 = 1,55 Принимаем 2 бочки.
Площадь бочки 200л равна:
fб=3,14∙(0,6)2/4= 0,283 м2;
Площадь оборудования (бочки, резервуары) равна:
fоб= 7,3 м2;
Площадь склада смазочных материалов равна:
Fск см=fоб ∙ Кп;
Кп = 2,5 - для складских помещений.
Fск см=fоб ∙ Кп = 7,3 ∙ 2,5 = 18,3 м2;
б) Склад резины.
Склад резины проектируется из условия хранения покрышек и камер в сборе в 2 яруса в положении стоя. Камеры хранятся внутри покрышек. Запас покрышек составит:
Зш = Lг ∙ Хк ∙ Дз / (Дрг ∙ Lп),
где Lп - гарантийная норма пробега новой покрышки без ремонта – 60000 км.[17];
Хк - количество покрышек, используемых на автомобилях;
Хк = 6 для МАЗ – 555102;
Дни запаса принимаем по [17]: Дз = 10;
Запас автошин равен:
Зш МАЗ – 555102 = Аlгод ∙ Хк ∙ Дз / (Дрг ∙ Lп) = 13066200 ∙ 6 ∙ 10 / (303 ∙ 60000) = 10,8
Зш = 11 ед.
Ширина стеллажа определяется размером покрышки:
bст=dн.покр,
где dн.покр –наружный диаметр покрышки, dн.покр = 1,05 м.
Длина стеллажей для хранения покрышек рассчитывается [1]:
lст=Зш/П,
где П –число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухъярусном хранении (П=6-10). Принимаем П = 6;
Длина стеллажей lст равна:
lст= 11 / 6 = 1,83 м.
Площадь, занимаемая стеллажами, равна:
fоб= 1,83 ∙ 1,05 = 1,9 м.
Площадь склада автошин согласно формуле (2.15) равна:
Fск.аш= 1,9 ∙ 2,5 = 4,75 м2.
в) Расчёт склада запчастей, агрегатов, специальных материалов.
Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывается отдельно.
Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов Gi (кг) рассчитывается по [1, c.75]:
Gi=Асп ∙ lсс ∙ а ∙ Gа ∙ Дз / 106,
где Ga –масса автомобиля, кг;
а –средний процент расхода запасных частей, металлов и других материалов от массы автомобиля на 10000 км.
Принимаем: Дз= 20 дн;
Ga МАЗ – 555102 = 8850 кг.
Для запчастей Дз = 20 дн.[1].
Для агрегатов и материалов Дз = 10 дн.[1]
азап = 2%;
амет = 1,50%;
алк = 0,25%;
апроч = 0,20%;
Запас Gi равен:
Gзч МАЗ – 555102 = 170 ∙ 280 ∙ 2 ∙ 8850 ∙ 20 / 106 = 1685 кг.
Gме МАЗ – 555102 = 170 ∙ 280 ∙ 1,50 ∙ 8850 ∙ 10 / 106 = 6318,9 кг.
Gлк МАЗ – 555102 = 170 ∙ 280 ∙ 0,25 ∙ 8850 ∙ 10 / 106 =1053,15 кг.
Gпр МАЗ – 555102 = 170 ∙ 280 ∙ 0,20 ∙ 8850 ∙ 10 /106 = 842,52 кг.
Запас агрегатов рассчитывается по [1, с.75]:
Gаг = Асп ∙ Каг ∙ qаг / 100,
где Каг –число агрегатов на 100 автомобилей одной марки по нормативам положения, ед;
qаг –масса агрегата, кг.
Принимаем число агрегатов на 100 автомобилей (Каг) [18]:
двигатель - Каг = 3; КП - Каг = 3; передний мост - Каг= 2; задний мост - Каг = 2; карданные валы - Каг = 2; радиатор - Каг = 2;
для МАЗ: двигатель - qаг = 2040 кг; КП - qаг= 240 кг; передний мост - qаг = 260 кг; задний мост - qаг = 630 кг; карданные валы - qаг = 80 кг; радиатор - qаг= 60 кг;
Запас агрегатов равен:
Gдв = 170 ∙ 3 ∙ 2040 /100= 10404 кг.
GКП = 170 ∙ 3 ∙ 240 /100= 1224 кг.
Gпм = 170 ∙ 2 ∙ 260 /100= 884 кг.
Gзм = 170 ∙ 2 ∙ 630 /100= 2142 кг.
Gкв = 170 ∙ 2 ∙ 80 /100= 272 кг.
Gр = 170 ∙ 2 ∙ 60 /100= 204 кг.
GагрАТП= 15130 кг.
Площадь пола, занимаемая стеллажами для хранения запасных частей, агрегатов, металлов и материалов рассчитывается по [1, c.76]:
fст=Gi/g,
где Gi –масса объектов хранения, кг;
g –допустимая нагрузка на 1м2 занимаемой стеллажом площади, кг/м2.
Принимаем согласно [1]: для запасных частей – g = 600 кг/м2; для агрегатов – g = 500 кг/м2; для металла – g = 650 кг/м2;
Площадь, занимаемая стеллажами, равна:
fст з.ч= 7385 / 600 =12,3 м2.
fст ме= 2769 / 650 = 4,26 м2.
fст лк= 418 / 600 = 0,69 м2.
fст пр= 369 / 600 = 0,615 м2.
fст агр= 14416 / 500 = 28,83 м2.
Площадь складов соответственно, согласно формуле (2.15) равна:
Fск з.ч= 12,3 ∙ 2,5 = 30,75 м2.
Fск ме= 4,3 ∙ 2,5 = 10,75 м2.
Fск лк= 0,7 ∙ 2,5 =1,75 м2.
Fск пр= 0,6 ∙ 2,5 = 1,5м2.
Fск агр= 28,8 ∙ 2,5 = 72 м2.
Суммарная площадь всех складских помещений АТП равна:
Fск АТП= 18 + 5 + 30,8 + 10,8 + 1,8 + 1,5 + 72 = 140 м2.
2. Обоснование планировочного решения производственного корпуса.
Производственный корпус АТП площадью 3528 м2 спроектирован из сборных железобетонных конструкций с сетками колонн 18 х 12 метров в зонах ТО и ТР и 12 х 12 метров вна производственных участках при высоте здания 8,4 метров до низа перекрытий. Производственные помещения располагаются по периметру здания, что обеспечивает максимальное использование естественного освещения, и обеспечивает соблюдение требований техники безопасности. Работы по углубленной диагностике проводятся отдельно от работ по техническому обслуживанию на участке Д-2, в отличие от диагностики Д-1, совмещенной с ТО-1. При Д-2 используется стационарное диагностическое оборудование.
Агрегатный, слесарно-механический участки размещаются в непосредственной близости от зоны ТР, что позволяет сократить затраты времени на транспортировку агрегатов при их ремонте со снятием с автомобиля.
Инструментально-раздаточная кладовая совмещена с основным складом.
Ремонт топливной аппаратуры и приборов электрооборудования организован в помещениях вблизи от зоны ТО. Это вызвано технологическим процессом обслуживания и ремонта этих узлов, как правило, взаимосвязанных при сборке и регулировке, а также рационального использования рабочих площадей и оборудования.
Склад агрегатов размещается рядом с агрегатным участком для уменьшения пути их транспортировки.
Склад смазок расположен рядом с постами ТО и совмещен с основным складом, как и склад лаков, красок и металла. Склад шин расположен в шинном участке и имеет с ним непосредственное сообщение.
Арматурно-кузовной, шиномонтажный, малярный и сварочно-жестяницкий участки расположены таким образом, что въезд в них осуществляется из производственного корпуса с постов ожидания, а выезд – наружу.
Кузнечно-рессорный и медницкий участки соответственно объединены в один участок. Это объединение в одном помещении позволяет наиболее рационально использовать производственных рабочих, производственные помещения и оборудование. Предусмотрены комната отдыха персонала и комната мастера.
Производственный корпус оснащен кран - балкой грузоподъемностью 3,2 тонны, действующей в зоне ТР, агрегатном участке и складе агрегатов, что позволяет выполнять грузоподъемные работы с любыми агрегатами автомобилей.
Эти данные соответствуют требованиям СНиП 2.09.02-85 «Производственные здания» для автотранспортных предприятий с количеством транспортных средств до 200 единиц.