Словарные определения термина «логистика»
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Понятие логистики и её места в системе экономических наук. 3
Тема 2. Теоретическая концепция логистической системы.. 9
Тема 3. Информационная логистика. 15
Тема 4. Логистика производственных процессов. 22
Тема 5. Закупочная и сбытовая логистика. 27
Тема 6. Транспортно-складская (материальная) логистика. 39
Литература. 51
Тема 1. Понятие логистики и её места в системе
экономических наук
Основные вопросы:
1. История вопроса. Происхождение науки логистики.
2. Определение, понятие, задачи и функции логистики.
3. Концепция логистики, основополагающие принципы.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Происходит от греческого слова "logistike", что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое.
Табл.1. Основные этапы изменения внешней политики фирмы.
Временной период | Концепция | Цель деятельности фирмы | Главный критерий | Целеполагающая сфера |
До 30-х гг. ХХ в. | Производственная | Производить больше и дешевле | Производство | Организация производства |
Конец 30-х – 50-е гг. | Сбытовая | Продажа товара посредством совершенствования сбыта | Сбыт | Реклама |
60-е – сер.70-х гг. | Рыночная | "Подстройка" под покупателя всей деятельности фирмы | Потребление | Маркетинг |
Сер.70-х гг. – по наст.время. | Ресурсная | Экономия материальных, финансовых и трудовых ресурсов | Комплекс ресурсов | Логистика |
Переход к последнему этапу знаменовался тем, что инструментарий маркетинговых исследований в силу его абстрактной ориентации на рынок и ограниченность учета интересов конкретных потребителей уже не давал требуемых преимуществ в конкурентной борьбе. Маркетинговую продуктовую ориентацию оказалось целесообразным дополнить объектовой ориентацией, что и является предметом изучения логистики.
Обобщенно логистику можно характеризовать, как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.
Словарные определения термина «логистика»
Определение | Источник |
Искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения | Военный энциклопедический лексикон. Санкт-Петербург, 1850. |
Математическая логика | Словарь современного русского литературного языка. М.-Л;: АН СССР, Институт русского языка, т. 1—17, 1948-1965. |
Символическая логика, новейшая разновидность формалистической логики | Словарь иностранных слов. М.: Гос.. изд-во иностранных и национальных словарей, 1954. |
Техника штабной службы, расчеты тылов; техника перевозок и снабжения | В. К. Мюллер. Англо-русский словарь. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1963. |
Материально-техническое обеспечение, работа тыла; организация тыла и снабжения | К.А. Ганшина. Французско-русский словарь. М.: Русский язык, 1977. |
Тыл и снабжение, материально-техническое обеспечение, работа тыла | В.К. Мюллер. Англо-русский словарь. — М.: Русский язык, 1990. |
Военная наука, связанная со снабжением, поддержкой и движением материалов и людей | Webster s Desk Dictionary. — N-Y.: Portland House, 1990. |
Управление перемещением и материально-техническим обеспечением вооруженных сил. Наряду с тактикой, стратегией и разведкой логистика является одним из четырех важнейших элементов военной науки... Термином «логистика» может также обозначаться снабженческо-сбытовая деятельность гражданских предприятий | The Encyclopedia Americana — International Edition. — Danbury, Grolierlnc., 1991, v. 17. |
Наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации | A.H. Родников. Логистика: Терминологический словарь. — М.: Экономика, 1995. |
Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х годов прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в развитых капиталистических странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов. Вот уже почти полвека на Западе не прекращаются оживленные дискуссии среди специалистов, ученых и бизнесменов по поводу названия и содержания рассматриваемого понятия. Анализируя обширную западную литературу по логистике, можно сделать вывод, что многие авторы пользуются различными суммарными терминами, описывая в общем-то одинаковые логистические активности (логистические действия, операции или функции). Перечень наиболее часто встречающихся синонимов термина «логистика» приведен выше. На наш взгляд, применение того или иного термина является делом вкуса исследователя и зачастую оправдано желанием акцентировать внимание на отдельных сторонах логистического процесса. Показательным в этом плане является использование термина «физическое распределение», который вплоть до середины 1970-х годов являлся наиболее употребительным на Западе синонимом современного понятия логистики, а в настоящее время обозначает одну из комплексных функций интегрированной логистики и является синонимом термина «дистрибьюция».
В логистике как научной дисциплине принято выделять такие разделы, как логистика снабжения (logistics of supply), производственная (промышленная) логистика (production logistics), логистика сбыта (logistics of distribution), транспортная логистика (traffic logistics) и др.
В настоящий момент складывается достаточно сложная система взаимодействия человека (главного агента производственного процесса), фирмы, общества и природы.
Рис.1 Схема взаимодействия человека, фирмы, общества и природы
Каждая из связей этой схемы является предметом изучения самостоятельной общественной дисциплины. Маркетинг – как генератор идей стратегического развития фирмы и менеджмент – как средство обеспечения их достижения, представляют собой две неразрывные стороны единого процесса стратегического и оперативного управления.
Кроме того, на схеме обозначена особая сфера, являющаяся предметом изучения самостоятельной науки – логистики: совокупность материальных, транспортных, финансовых, денежных, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между структурными объектами данной схемы.
Табл.2. Сравнение традиционной и логистической концепций управления
Признаки традиционной системы управления | Признаки логистической системы управления |
Низкая степень производственной интеграции. | Высокая степень производственной интеграции. |
Стремление к максимальной производительности. | Обеспечение гибкости. |
Оптимизация функций. | Оптимизация потока. |
Высокая степень использования производственной мощности. | Высокая пропускная способность. |
Запасы в виде материалов для обеспечения производства и сервиса клиентов. | Запасы в виде мощностей для достижения высокой гибкости и минимальных технологических циклов. |
Длительный временной цикл диспозиции. | Очень краткий цикл диспозиции, суточные и часовые промежутки поставок. |
Высокая степень готовности выпускаемой продукции. | Низкая и средняя степень готовности продукции к конечному потреблению. |
Специализированное (одноцелевое) оборудование. | Универсальное оборудование. |
Производство, ориентированное на программу и на складирование. | Производство, ориентированное на заказы клиентов, т.е. на спрос. |
Табл.3. Взаимосвязь функций логистики и маркетинга
Логистика I | ||
§ Определение потребности в материальных ресурсах; § Расчет средств на приобретение материальных ресурсов; § Выбор поставщиков-продавцов; § Установление хозяйственных связей; § Выбор условий поставки и оплаты; § Определение относительного размера партии поставки; § Выбор тары и упаковки; § Выбор транспорта; § Складирование и хранение; § Управление движением внешних и внутренних материальных потоков. | ||
Маркетинг | II § Исследование рынка; § Изучение платёжеспособного спроса; § Прогноз потребности; § Реклама; § Информационно-посреднические услуги; § Разработка рекомендаций по производству новых товаров и услуг. | III § Изучение конъюнктуры рынка; § Ценообразование; § Управление запасами; § Послепродажное обслуживание; § Ведение деловых переговоров и заключение сделок; § Оказание дополнительных услуг в процессе поставки продукции. |
Необходимость поиска новых источников повышения конкурентоспособности деловых фирм и относительная исчерпанность их в рамках самой фирмы привели к расширению зоны изыскания резервов, их поиску не только в подразделениях фирмы (как производственных, так и непроизводственных), но и за её пределами. Кроме того, возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты производственно-коммерческого процесса, а и их совокупность, т.е. ставить задачу оптимизационного исследования всего ресурсного потенциала фирмы. Это и стало предметом изучения логистики – теории планирования, управления и контроля процессов движения материальных, финансовых, трудовых, энергетических, информационных потоков в человеко-машинных системах.
Концепция логистики внесла следующие изменения в представления об экономике фирмы:
Ø Задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохождения оборотных средств через предприятие;
Ø Изначально предусматриваются свободные мощности для быстрого реагирования при изменении рыночного спроса;
Ø Односторонняя ориентация на снижение себестоимости как метод рыночной борьбы заменяется стремлением к наиболее быстрому удовлетворению спроса;
Ø Приоритет выпуска больших партий изделий уступает требованию высшего качества выпускаемой продукции.
Очевидно, что использование всех преимуществ логистического подхода возможно лишь в условиях развитого рыночного хозяйства.
Непосредственно к организации производственного процесса современная логистика предъявляет следующие требования:
· Предоставление всех материалов в соответствующих количестве, качестве и ассортименте к моменту и месту потребления;
· Замена запасов материалов информацией о возможностях их быстрого приобретения (в этих условиях агент по снабжению становится "брокером по информации");
· Замена политики продажи произведенных товаров политикой производства продаваемых товаров;
· Снижение оптимального размера партии поставок и обработки до единицы;
· Выполнение всех заказов с высшим качеством и в минимальные сроки.
Основополагающие принципы логистики:
1). Системность.
2). Комплексность.
3). Научность.
4). Конкретность.
5). Конструктивность.
6). Надёжность.
7). Вариантность.
Рис.2. Функциональное "окружение" логистической системы.
| |||
Шесть правил логистики:
1. Груз – нужный товар,
2. Качество – необходимого качества,
3. Количество – в необходимом количестве,
4. Время – должен быть доставлен в нужное время,
5. Место – в нужное место,
6. Затраты – с минимальными затратами.
Тема 2. Теоретическая концепция логистической системы
Основные вопросы:
1. Понятие и свойства логистических систем.
2. Классификация логистических систем.
3. Функциональные области и их характеристики.
Система - это упорядоченное множество компонентов, связанных между собой и представляющих некоторую целостность; или совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.
Для того, чтобы система могла существовать, развиваться, совершенствоваться и выживать в экстремальных ситуациях, она должна обладать совокупностью таких свойств как автономность, целостность, определенный начальный уровень, внутренние связи, взаимодействие с внешним миром.
Автономность есть способность системы функционировать и развиваться в определенных, достаточно широких, пределах независимо от окружающей среды. Принцип автономности в организации систем даёт последним определенные преимущества.
Целостность есть внутренняя взаимосвязь частей системы с единой целенаправленной деятельностью. Её основой является тесная взаимосвязь отдельных частей. В сочетании с целостностью следует упомянуть такую категорию как эмерджентность. Это эффект организации, который является результатом возникновения между элементами синергетических связей.
Синергетическая связь при кооперированных действиях независимых элементов системы обеспечивает повышение их общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элементов, действующих независимо.
Системы могут быть живые и неживые, общественные и технические, естественные и искусственные, а также с регулятором и без регулятора.
Табл.4. Схема иерархии уровней организации в производственно-хозяйственной системе.
Степень сложности объекта | Объект | Научная дисциплина, изучающая объект |
Макросистема. | Мировая хозяйственно-экономическая система. | Экономика мирового хозяйства. |
Сверхсложная система. | Народное хозяйство страны. | Экономикс. |
Сложная система. | Отрасль хозяйства. | Отраслевая экономика. |
Система. | Предприятие. | Экономика фирмы. |
Подсистема. | Производство, отдел, цех, служба. | Организация производства. |
Микросистема. | Рабочее место. | Эргономика. |
В табл.4 представлена схема иерархии уровней организации в производственно-хозяйственной системе. Самостоятельность систем на каждом иерархическом уровне подтверждается наличием отдельной научной дисциплины, для которой структура данного уровня является основополагающей системой. Для логистики же интересно взаимодействие всех перечисленных структур как таковых.
Рис.3. Предприятие как система
|
| ||||||||
Суть реализации логистической концепции состоит в разработке и внедрении логистических систем управления, т.е. таких систем синхронного управления материальными, финансовыми, информационными потоками, которые основываются на логистических принципах и методах.
С точки зрения практического назначения логистическая система – это система управления движением материалопотоков, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конкретному потребителю, а также финансовых и информационных потоков, сопутствующих движению материалов.
С точки зрения общей теории систем логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции. Она может состоять из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
По масштабу сферы деятельности логистические системы подразделяются на макро- и микрологические системы.
Макрологическая система включает в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые структуры и транспортные организации разных ведомств, в различных регионах.
Микрологическая система строится с позиций стратегических целей фирм и оптимизации операционных процессов, она охватывает сферу деятельности отдельного предприятия и обеспечивает решение локальных вопросов в рамках отдельных функциональных элементов логистических систем. По функциональному назначению микрологические системы подразделяются на системы I и II уровня.
Микрологическая система I уровня отражает логистику предприятия, охватывающую как внутрипроизводственную деятельность предприятия, так и его внешние контакты и связи.
Микрологическая система II уровня отражает внутрипроизводственную логистику, которая интегрирует процессы планирования, производства, сбыта и снабжения, транспортно-складстких и погрузочно-разгрузочных работ предприятия.
Важным критерием классификации логистических систем является используемая в этой системе логистическая цепь – упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, дилеров и др.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (непроизводственное, личное потребление). В самом общем случае логистическая цепь объединяет производителя, посредников, перевозчиков и потребителя. В зависимости от вида логистических цепей логистические системы подразделяются на системы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные.
Логистическая система с прямой связью – система, в которой материальный поток доводится до потребителя без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей.
Гибкая логистическая система – это система, в которой доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и участием посредника.
Эшелонированная (многокаскадная) логистическая система – многоуровневая система, материальный поток в которой на пути от производителя к потребителю проходит по меньшей мере через одного посредника.
Таким образом, классификация логистической системы лишь по дум критериям (по масштабу сферы действия и по виду используемых логистических цепей), мы в принципе получаем девять разновидностей логистических систем (табл.5):
Признаки классификации | По виду логистических цепей | |||
По масштабу действия | Прямые | Гибкие | Эшелонированные | |
Макрологические системы | I | II | III | |
Микрологические системы | I уровень | IV | V | VI |
II уровень | VII | VIII | IX |
Основные принципы построения логистических систем, которые наиболее полно сформулировал канадский ученый Р.Робертсон, таковы:
1.Все логистические операции как по производству, так и его материально-техническому обеспечению должны быть непосредственно связаны со структурным развитием фирмы.
2.В каждой фирме целесообразно создавать специальную логистическую структуру, ведающую снабжением, производством, управлением запасами, складированием, информацией о закупках, при этом отвечать за результаты работы данной структуры должно одно лицо.
3.В фирме должно быть в наличие как необходимое и достаточное информационное обеспечение, так и опыт его квалифицированного использования.
4.Снабженческо-сбытовые службы фирмы должны быть укомплектованы специалистами, обладающими теоретической подготовкой в сфере логистики, а также навыками её практического применения.
5.Каждая фирма должна иметь надежные связи со своими смежниками и партнерами, а также отлаженные связи между собой и окружающей средой и между внутрифирменными подразделениями.
6.Работу производственных подразделений целесообразно оценивать по конечному результату (рост получаемой прибыли, объем реализации и т.д.).
7.Главным ориентиром деятельности фирмы должно быть достижение оптимального уровня обслуживания потребителей.
8.Фирма должна иметь тесный контакт с большим числом малых предпринимательских структур, что повышает надежность и бесперебойность материально-технического обеспечения.
9.Необходим постоянный поиск возможностей увеличения объемов партий продукции, что способствует увеличению прибыли.
10.Поддержание значимости и престижа как снабженческо-сбытовых структур, так и их работников, гласная оценка и поощрение их деятельности.
Логистика подразделяется на следующие виды:
Ø закупочная логистика; Ø производственная логистика; Ø сбытовая логистика; | Ø информационная логистика; Ø транспортная логистика; Ø складская логистика. |
Коммерческая логистика – это закупочная + транспортно-складская + сбытовая.
В зависимости от сферы деятельности все виды логистики, кроме производственной, делятся на внешнедействующие и внутридействующие. В свою очередь все внутридействующие по отношению логистической системы виды логистики являются подвидами производственной логистики, но это деление складывается в зависимости от зоны логистического обслуживания.
Поток – это система перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Как управляемая система поток характеризуется параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Потоки: материальные, транспортные, финансовые, энергетические, людские, информационные.
Материальный поток – совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (металлообработка, сборка) операций. Формой его существования могут быть грузы, перевозимые транспортом, сборочные узлы на конвейере и т.д. Входной и выходной материальные потоки.
Каждому материальному потоку соответствует информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления логистическими операциями и контроля за ними.
Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия.
Рис.4. Схема движения материальных потоков.
Материальный поток характеризуется интенсивностью, ритмичностью, детерминированностью. Кроме этого, материальные потоки можно охарактеризовать следующими признаками: номенклатурой продукции, начальными, конечными и промежуточными пунктами, наличием и величиной запасов в этих пунктах, способом перемещения.
Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий материальные потоки.
Логистика – это система, содержащая функциональные области, такие как: запасы (играют роль буфера), информация, складирование и складская обработка, транспортировка продукции и другие области (производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства).
Системы логистики различаются по своей структуре, размерам предприятия, функциям, складскому хозяйству, транспортной модели и т.д., а также и стратегии их функционирования. На систему логистики существенное влияние оказывают структурные изменения в транспорте, цены на топливо и другие материальные ресурсы, а также научно-технический прогресс.
Важным является разработка модели логистической системы. При разработке модели учитываются: число и размещение производственных единиц (предприятий, фирм и т.п.), количество и размещение складов, транспортные модели, связь и информационная система (см. табл.6)
Табл.6. Элементы логистической системы и факторы,
которые необходимо учитывать при её разработке.
Некоторые элементы логистической системы | Факторы, необходимые при разработке логистической системы |
1. Число и размещение производственных единиц (фирм, предприятий). | Размещение и количество производственных единиц необходимо осуществлять с учетом поставщиков продукции, транспортных расходов и количества выпускаемой продукции. |
2. Количество и размещение складов. | Склад может располагаться непосредственно на предприятии, или может быть складской центр по накоплению и обработке грузов и промежуточный склад. |
3. Транспортная модель. | Она должна определять оптимальную транспортную модель (для каждого варианта). |
4. Связь. | Для эффективной работы все подразделения, входящие в логистическую систему, должны быть связаны информационной, контрольной и транспортной сетью. |
5. Информационная связь. | Должна быть четко налажена информационная связь. В этих целях, как правило, используются компьютеры. |
Основой для анализа системы логистики является концепция общих издержек управления логистикой, которая рассматривает взаимоотношения логистики и издержек производства. Складское хозяйство, запасы, транспорт, планирование производства, обработка заказа и другие издержки подсистем логистики зависят друг от друга. Попытки минимизировать издержки какого-либо отдельного вида деятельности могут привести к повышению всех затрат при организации материалопотока. Поэтому концепция логистики предполагает проведение анализа новации любого вида деятельности логистики с учетом общих издержек системы. Комплексный анализ логистики позволяет определить пропорции системы и эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, выработать управленческую политику. Системный анализ помогает функционированию и повышению эффективности системы логистики, поскольку результатом его являются новые концепции, внедрение новых технологий и оборудования. Коренная перестройка, реорганизация и реконструкция влекут за собой существенные затраты. В то же время принятие концепции логистики даёт возможность заранее определить рамки развития и добиваться его эволюционным путём.
Тема 3. Информационная логистика
Основные вопросы:
1. Информационные логистические системы
2. Информационная инфрастуктура.
3. Цели и роль информационных потоков в логистических системах.
Во внешней среде деятельность фирмы причиной успеха или неудачи на рынке могут служить: а) оперативное получение информации о том или ином событии или коммерческой ситуации, сложившейся на рынке; б) получение запроса на поставку или отказ от неё. И в том и в другом случае также первостепенную роль играет комплекс информационного обеспечения. Потоки информации являются теми связующими "нитями", на которые нанизываются все элементы логистической системы.При этом информационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных решений и т.д.
Рис.5. Функции логистической информационной системы.
Важно подчеркнуть, что информация на современном уровне развития общественного производства – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм.
Чтобы анализ информационной деятельности в логистике был плодотворным, необходимо рассматривать всю логистическую систему как совокупность функционально ограниченных (дискретных) логистических субсистем, функционирование которых как целого обеспечивается информационной логистикой на уровне её собственных информационных субсистем.
Одним из важнейших условий успешного функционирования всего производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (производственную и обслуживающую, включая транспорт и складское хозяйство) и управлять ею исходя из принципов единого целого.
Информационная логистика является существенным компонентом логистической структуры, связывающим её воедино и служащим для координации поставок, производства и сбыта. Сущность системы координации поставок заключается, во-первых, в разбиении физических потоков на независимые периоды транспортировки и складирования, во-вторых, в подготовке информации о фазе и состоянии потока в реальном масштабе времени. Информационная логистика хорошо укладывается в рамки компьютерных технологий.
Структурная модель предприятия содержит два основных элемента: производственные мощности и средства организации материального потока. В целом структура делится на буферную и технологическую части, в зависимости от того, находится ли предмет труда в стационарном состоянии или он приведен в движение. Далее определяют, какие конкретно данные должны быть собраны, обработаны и переданы для обеспечения оптимального управления материальным потоком. Определенные таким образом группы передаваемых данных должны включать в себя следующие девять информационных элементов, которые создают базу для информационного контроля над структурой материально-технического снабжения:
1. Тип предмета снабжения.
2. Количество или его объем.
3. Происхождение предмета снабжения.
4. Его местоположение (размещение).
5. Время прибытия в пункт размещения.
6. Время отправки из пункта размещения.
7. Система транспортировки.
8. Время транспортирования.
9. Резервирование.
Перечисленные группы данных составляются для всех мест размещения и для каждого перевозимого объекта. С этой целью устанавливаются пункты считывания и передачи информации во всех местах размещения. Как правило, такие пункты рекомендуется организовывать на границах между буферными и технологическими секциями производства.
Изображенная на рис. ниже наиболее типичная информационная система логистики, функционирующая на отдельно взятом производстве, имеет ряд особенностей:
1). она всепроникающа – для нее нет закрытых зон; её каналами связи и датчиками пронизаны все уровни по горизонтали и вертикали;
2). она строго иерархична, управляющие уровни точно очерчены и несут ответственность за вверенные им функции;
3). функции внешних связей приданы лишь определенному уровню иерархии.
Рис. 6. Пример организации информационной логистической сети на производстве.
Информационные логистические сети разделены на уровне контроля процессов производства. На самом нижнем уровне – функциональном – посредством инструментальных средств для сбора и передачи данных обеспечиваются базовой информацией автономные подсистемы, отвечающие за производство, складирование и перевозки. При этом используются сенсорные и сканирующие устройства, специально разрабатываемое для этой цели.
На следующем уровне организуется контроль оборудования систем МТС и путем комбинирования отдельных элементов, образующих автономные подсистемы, достигается максимальная управляемость элементов системы в целом.
На высшем уровне производства автономные подсистемы объединяются во всеобъемлющую информационную сеть (центральную систему управления). Здесь менеджмент имеет дело с высокоуровневым планированием и принятием решений.
Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса.
Во-первых, эта система позволяет обслуживать производственные процессы, слагающиеся из субпроцессов. Горизонтальная интеграция информационного обслуживания субсистем делает возможным связать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в цепи поступления товаров и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Кроме того, горизонтальная интеграция позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне производства и фирмы.
Во-вторых, существует не менее важная для определения закупочной и сбытовой деятельности вертикальная интеграция логистической информационной системы, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического планирования развития производства и сбыта и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками. Эта система имеет возможность быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспечения поставки на рынок продукции, необходимой в настоящее время; б) реализации в кратчайшие сроки целевых заказов потребителей; в) стабильного поддержания высокого качества.