Эксплуатация (использование) транспортных средств
На транспортные средства, поступившие в автотранспортную службу учреждения или органа УИС составляют акт приема, в котором отражаются комплектность, техническое состояние транспортного средства и другие необходимые сведения. Ввод (снятие) в эксплуатацию транспортного средства оформляется распоряжением руководителя учреждения или органа УИС. Для транспортного средства, введенного в эксплуатацию и зачисленного в резерв, устанавливается источник содержания и присваивается инвентарный номер (гаражный номер) по соответствующей книге оперативного учета наличия транспортных средств. Порядок присвоения инвентарных номеров издается приказом руководителя учреждения или органа УИС. Данные об источнике содержания транспортного средства и его инвентарный номер вписываются в технический паспорт машины, талон технического паспорта и в эксплуатационно-ремонтную карту транспортного средства. При вводе транспортного средства в эксплуатацию на него оформляются следующие документы: - акт закрепления транспортного средства за водителем (водителями)
- эксплуатационно-ремонтная карта транспортного средства
Акт закрепления транспортного средства за водителем (водителями) составляется в необходимом количестве экземпляров в учреждении и органе УИС. При закреплении транспортного средства за двумя и более водителями каждый экземпляр акта подписывается всеми водителями и должностным лицом, производящим закрепление. Один экземпляр акта закрепления транспортного средства находится в автохозяйстве или в учреждения и органе УИС, по одному экземпляру выдается каждому водителю, за которым оно закреплено. На основании акта закрепления издается приказ руководителя учреждения или органа УИС о закреплении данного водителя за указанным автомобилем. Эксплуатационно-ремонтная карта на каждое транспортное средство автохозяйства оформляется и ведется в автохозяйстве, а также в учреждении и органе УИС, не имеющем автохозяйства. С целью своевременного, качественного и максимального удовлетворения потребности учреждения и органа УИС в использовании транспортных средств, исходя из имеющихся финансовых и материальных ресурсов на эти цели, руководством учреждения, органа УИС утверждается годовой план эксплуатации транспортных средств, проект которого разрабатывается автотранспортной службой учреждения или органа УИС. Указанным планом для каждого учреждения, органа УИС предусматриваются суммарные годовые и квартальные нормы эксплуатации транспортных средств раздельно по источникам содержания и по следующим эксплуатационным группам: - автомобили, автобусы, мотоциклы и другие машины, эксплуатация которых учитывается в километрах пробега; - катера, гусеничные транспортеры, тракторы и другие транспортные средства, эксплуатация которых учитывается в моточасах работы. Основным первичным документом учета эксплуатации транспортных средств, а также работы водителей является путевой лист. Бланки путевых листов изготавливаются типографским способом с учетной серией и номерами и хранятся как документы строгой отчетности. В учреждениях и органах УИС применяются: - для автомобилей (кроме грузовых), автобусов, мотоциклов и всех других машин - многодневный путевой лист;
- для грузовых автомобилей - однодневные путевые листы. Путевые листы выдаются водителям в автотранспортных предприятиях, гаражей или в автотранспортных службах учреждениях, органах УИС. Путевые листы регистрируются в журнале их выдачи и возврата, который ведется в автохозяйстве, гараже или в автотранспортных службах учреждениях или органах УИС, осуществляющих выдачу путевых листов. В журнале записываются сведения: марка машины, государственный регистрационный знак машины, инвентарный номер машины, на которую выдается путевой лист, дата выдачи путевого листа, номер путевого листа, Ф.И.О. и роспись ответственного лица, выдавшего путевой лист, Ф.И.О. и роспись водителя, получившего путевой лист, дата сдачи путевого листа, Ф.И.О. водителя, сдавшего путевой лист, Ф.И.О. ответственного лица, принявшего путевой лист. Многодневный путевой лист выдается один на транспортное средство, независимо от количества водителей, за которыми закреплено транспортное средство. Путевой лист грузового автомобиля выдается водителю на рабочий день (смену), а при междугородной перевозке грузов, когда она выполняется более суток, на необходимый срок одному или двум водителям. Путевой лист выдается водителю после возврата предыдущего путевого листа. Выданный путевой лист должен иметь оттиски штампа и печать автохозяйства, гаража или учреждения, органа УИС. Изготовление (приобретение) бланков путевых листов организуют автотранспортные службы учреждения, и органа УИС в установленном порядке. Обработанные путевые листы хранятся по месту их обработки 3 года, после чего ежеквартально уничтожаются комиссией, назначаемой руководством автохозяйства, гаража или учреждения, органа УИС. Об уничтожении путевых листов комиссия составляет акт с указанием количества, серии и номеров уничтоженных путевых листов. Акт утверждает руководитель, назначивший комиссию. Срок хранения акта - 3 года. В автотранспортной службе по итогам эксплуатации транспортных средств за каждый квартал составляется и утверждается руководством учреждения, органа УИС квартальная справка, в которую включаются следующие сведения: Среднесписочное наличие (среднесписочный парк) транспортных средств по штатным группам. Фактические суммарные пробеги и среднесуточные пробеги раздельно по следующим основным группам машин. Суммарный фактический расход моторного топлива (бензина, дизельного топлива, сжиженного, сжатого газа), в том числе отдельно децентрализовано приобретенного. Плановые назначения и фактические суммарные расходы денежных средств на содержание транспортных средств УИС по каждому источнику содержания, в том числе отдельно фактические расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт раздельно по двум основным штатным группам транспортных средств (также по каждому источнику содержания). Плановые и фактические затраты денежных средств на техническое обслуживание и текущий ремонт на 1000 км пробега раздельно по штатным группам транспортных средств. Плановые и фактические КТГ, КВ раздельно по штатным группам транспортных средств. Общее и среднее время нахождения в наряде раздельно штатным группам транспортных средств. Количество поступивших и выбывших транспортных средств, в том числе отдельно - списанных. Количество дорожно-транспортных происшествий, количество погибших и раненых при этом людей, количество подлежащих списанию и списанных транспортных средств в связи с дорожно-транспортными происшествиями. Оперативный учет моторного топлива (учет расхода по каждому транспортному средству) ведется на основе путевых листов и судовых (вахтенных) журналов. Раз в квартал автотранспортная служба составляет и анализирует оперативную справку о расходе моторного топлива (по инвентарным номерам автомобилей, автобусов, других транспортных средств, по моделям автомобилей). В конце каждого месяца составляется акт по остаткам топлива в баках транспортных средств по форме: дата снятия остатков в баках, марка транспортного средства, государственный регистрационный знак транспортного средства, инвентарный номер транспортного средства, остаток топлива в баках, остаток топлива в талонах, Ф.И.О. и роспись водителя, Ф.И.О. и роспись ответственного лица, производившего снятие остатков топлива в баках. Вызов автотранспортных средств производится через диспетчерскую службу автохозяйства, гаража или автотранспортную службу учреждения, органа УИС сотрудниками, имеющими право вызова. Сотрудник, вызывающий автомобиль, указывает свою должность, фамилию, номер служебного телефона и сообщает данные, необходимые для подачи транспортного средства. Перевозка личного состава и грузов осуществляется по заявке руководителя учреждения и органа УИС или его заместителей. Заявки подаются в автохозяйство, гараж или в автотранспортную службу учреждения и органа УИС по установленной форме в рабочие дни до 11.00 часов предшествующего дня перевозки, на выходные и праздничные дни - не позднее, чем за 3 дня. Автотранспортные средства выделяются по мере поступления заявок от учреждений и органов УИС. Ответственный за автотранспортные средства обязан через диспетчерскую заранее уточнить наличие данного автотранспортного средства. При эксплуатации автотранспортных средств принимаются меры к максимально возможному совмещению поездок должностных лиц, перевозки личного состава и грузов. Руководители учреждения и органа УИС, руководители автохозяйства, гаража обязаны инструктировать водителей перед выполнением задания, которое связано с выездом за пределы территории, на которой обычно работает данный водитель, или которое отличается от обычно выполняемой им работы (результаты инструктажа заносятся в журнал). Проводящий инструктаж руководитель учреждения и органа УИС лично проверяет готовность водителя и транспортного средства к выполнению задания в соответствии с инструкцией по технике безопасности. Конкретный порядок эксплуатации (использования) транспортных средств УИС (хранение транспортных средств, контроль за их техническим состоянием, выездом с мест постоянных стоянок и возвращением с линии, хранение ключей от замков зажигания и талонов технических паспортов, выдача, передача и сдача путевых листов и другие вопросы) устанавливается руководством учреждения и органа УИС.