Вопрос 1. Понятие и система принципов организации правосудия

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСУДИЯ

Фондовая лекция

Время лекционного занятия 6 часов

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Форма обучения: очная и заочная

Омск 2011
Рецензенты:

Е. Г. Ларин – кандидат юридических наук;

Л. В. Черепанова – кандидат юридических наук, доцент,

начальник кафедры уголовного процесса

Барнаульского юридического института МВД России.

Разработанная фондовая лекция по дисциплине«Правоохранительные органы» обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса 12 января 2011 г. протокол № 9.

Автор:

В. В. Кальницкий – Заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, профессор.

ПЛАН

Введение

1.Понятие и система принципов организации правосудия

2.Характеристика отдельных принципов организации правосудия

Заключение

Список использованных источников

Введение

Изучаемая тема имеет повышенное значение, поскольку касается базовых положений, определяющих типичные черты российского правосудия. Давно уже сказано, что знание принципов заменяет незнание частностей. Из этого следует, что, хорошо усвоив основы судоустройства и деятельности судов, юрист получает целостное представление о правосудии как юридическом понятии.

Важность данной темы состоит также в том, что она предваряет изучение гражданского и уголовного процесса. При изучении принципов организации правосудия становится понятно, что жесткого разграничения между организационными и процессуальными аспектами правосудия не существует. Поэтому материал темы будет востребован при изучении других юридических дисциплин.

Ознакомление с принципами организации открывает перед будущим юристом большую сферу публичной деятельности государственных органов в лице судов. Причем это не только правовые вопросы, но и политические проблемы современного государственного устройства. Мы будем говорить, что без независимой судебной власти не может быть нормально функционирующих законодательной и исполнительной ее ветвей. То есть интерес к теме порождается не только узкопрофессиональной потребностью, но и стремлением любого мыслящего человека к самосовершенствованию, изучению общества, в котором он живет. Весьма поучительно сравнить содержание принципов организации правосудия в советский период и в настоящее время – это сравнение двух государственных систем.

Ознакомление с принципами организации правосудия полезно также и тем, что через их содержание можно проследить ход судебно-правовой реформы, которая началась в девяностые годы прошлого столетия и осуществляется до настоящего времени. В некоторых аспектах законодатель отказывался от ранее принятого регулирования и возвращался к исходным позициям.

Вопрос 1. Понятие и система принципов организации правосудия

Термин принцип (лат. – principium) буквально переводится как основа, руководящая идея, основное правило поведения. В любой отрасли права можно выделить наиболее общие положения, отражающие сущность регулируемых ею отношений. Правосудие как деятельность суда по рассмотрению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел (в соответствии с тенденцией к расширительному толкованию этого понятия – и некоторых других категорий дел) также строится в соответствии с наиболее важными центральными положениями, получившими закрепление в законе.

Так, Конституция РФ предусматривает, что все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19), достоинство личности охраняется государством (ч. 1 ст. 21), каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), жилище неприкосновенно (ст. 25), каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения (ч. 2 ст. 26), граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32), никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47), обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47), при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50), никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51), Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83), правосудие в РФ осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118), судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; судьи несменяемы; судьи неприкосновенны (ст. ст. 120, 121, 122), разбирательство дел во всех судах открытое (ст. 123), судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123).

Эти конституционные нормы отражают различные стороны правосудия, в своей совокупности определяя его наиболее важные черты.

В ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» также регламентирован ряд положений, отражающих важнейшие аспекты организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие: самостоятельность судов и независимость судей (ст. 5), равенство всех перед законом и судом (ст. 7), участие граждан в осуществлении правосудия (ст. 8), гласность в деятельности судов (ст. 9), язык судопроизводства и делопроизводства в судах (ст. 10), порядок наделения полномочиями судей (ст. 13), несменяемость судьи (ст. 15). С учетом предназначения закона в нем главным образом обозначены исходные положения в сфере организации правосудия.

В главе 2 Уголовно-процессуального кодекса РФ закреплены наиболее общие положения (принципы) уголовного судопроизводства в целом. Кроме того, в главе 35 УПК РФ регламентируются общие условия судебного разбирательства, своего рода принципы центральной стадии уголовного процесса – судебного разбирательства. Поскольку основная деятельность по осуществлению правосудия приходится на стадию судебного разбирательства, отдельные из его общих условий, на наш взгляд, относятся к принципам организации правосудия.

В Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах РФ также выделены соответствующие принципы регламентируемой ими деятельности по осуществлению правосудия по отнесенным к их компетенции делам.

Принципы, закрепленные в названных законах, отражают различные стороны правосудия. Отдельные из них имеют исключительно судоустройственное содержание (объясняют как устроены органы правосудия), например, принцип образования судов на началах назначаемости. Другие - имеют чисто процедурное содержание. К их числу можно отнести презумпцию невиновности или обеспечение обвиняемому права на защиту. Большинство принципов содержат в себе как судоустройственное, так и судопроизводственные начала. Классифицировать их по данному основанию можно только условно. Такая классификация никогда не будет строгой. Однако с учетом того, что единая по своей правовой сущности деятельность по осуществлению правосудия изучается в разных аспектах в рамках ряда учебных дисциплин («Правоохранительные органы», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс»), в учебных целях необходимо выделение судоустройственных принципов. В нашей редакции – это принципы организации правосудия.

К принципам организации правосудия относим:

- Осуществление правосудия только судом;

- Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;

- Независимость и несменяемость судей;

- Образование судов на началах назначаемости;

- Состязательность сторон;

- Гласность судопроизводства;

- Непосредственность и устность судебного разбирательства;

- Язык судопроизводства;

- Равенство всех перед законом и судом.

Приведенная совокупность принципов достаточна условна. В ее формировании (названии отдельных положений или общем перечне) отражается правовая позиция конкретного автора. Вместе с тем пределы усмотрения исследователя ограничены объективным правовым содержанием правосудия как вида государственной деятельности.

Совокупность принципов организации правосудия образует их систему. Все положения взаимосвязаны, дополняют друг друга, но отражают самостоятельный аспект. Если содержание какого-либо положения может быть полностью выражено другим принципом, то такое положение принципом не является. Равенство принципов исключает их ранжирование по значимости. Место принципа в системе также условно.

С учетом изложенного можно выделить следующие требования (критерии), предъявляемые к положениям, относимым к числу принципов.

Во-первых, принцип - наиболее общее положение, определяющее в целом направленность и построение какой-либо деятельности. Применительно к принципам организации правосудия – это положения, отражающие наиболее характерные, типичные черты построения и деятельности органов судебной власти.

Во-вторых, принцип правосудия – положение, закрепленное в законе. Коль скоро правосудие является правовой деятельностью, то и регулирование организации и порядка осуществления данной деятельности невозможно иначе, чем посредством правовых норм. Уровень закона и способ закрепления в нем принципа решающей роли не играют. С учетом значимости правосудия его принципы, как правило, основываются на конституционных нормах. Именно в Конституции РФ содержатся основные судоустройственные начала. Многие из них развиваются в отраслевом законодательстве. Поэтому один принцип может быть закреплен не только в нескольких нормах одного нормативного акта, но и в ряде законов.

В-третьих, каждый принцип имеет самостоятельное содержание и взаимодействует с другими принципами. Нарушение одного принципа влечет порочность всей деятельности по осуществлению правосудия. Например, приговор, постановленный судьей, срок полномочий которого истек, неправосуден и подлежит отмене.

В-четвертых, принцип выражает наиболее привлекательные (гуманистические, охранительные, либеральные, демократические) стороны правосудия. Правосудие должно быть организовано так, чтобы каждый был убежден в справедливости принимаемых решений. Для этого судоговорение должно быть гласным, а судьи независимыми. Вера граждан в саму возможность скорого и беспристрастного суда по конкретному делу – есть высшая ценность, к которой стремится каждое государство.

Таким образом, принципы организации правосудия – это закрепленные в Конституции РФ и отраслевых законах наиболее общие положения, отражающие важнейшие стороны построения и функционирования органов судебной власти и обеспечивающие скорое и справедливое рассмотрение отнесенных к их компетенции дел.

Значение принципов состоит в том, что они, будучи правовыми положениями высокого уровня, гарантированно обеспечивают надлежащее отправление правосудия в государстве. Принципы предопределяют основополагающие требования к построению и функционированию судебной власти, отступление от которых не допускается. Они оказывают воздействие на процесс дальнейшего нормотворчества, определяя содержание конкретных норм. Через правосознание правоприменителей принципы направляют их деятельность в случаях неполноты правового регулирования тех или иных отношений.

Наши рекомендации