Особенности управления логистикой производства в сельскохозяйственных предприятиях
Логистика - это больное место всей сельскохозяйственной отрасли, и животноводства, в частности. Одной из существенных проблем логистики в этой отрасли становится отсутствие эффективной логистической системы доставки охлажденной мясной продукции до потребителя. Слабые в экономическом отношении фермерские хозяйства не могут инвестировать в приобретение специализированного транспорта для такой доставки. Крупные агрохолдинги при покупке рефрижераторного автомобиля, пользуются им недостаточно эффективно из-за отсутствия достаточно квалифицированных логистических кадров, имеющих обширный опыт создания рациональных логистических схем обслуживания российских сельскохозяйственных организаций.
Решением проблемы в таких условиях становится государственная поддержка создания национальной сети специализированных логистических предприятий в области формирования информационных и материальных потоков для обслуживания агротехнических предприятий на всем протяжении цепочки создания стоимости: от поставки сырья, кормов для скота до перевозки готового продукта в торговые организации. При этом не менее необходима поддержка организации первичной обработки животного сырья в прямой близости с фермами, где происходит выращивание. Это жизненно важно как для производителей, так и для государства, т. к. перевозка мяса в полутушах за многие километры на переработку приведет к кризисному состоянию любой сельскохозяйственный хозяйствующий субъект.
Организации сельского хозяйства, участвующие в процессе продвижения товара на рынок должны кооперироваться для достижения наилучшего результата. От эффективной совместной деятельности разных компаний в составе логистической цепочки создания стоимости зависит финансовый итог, что означает их совместное пользование сквозным информационным потоком. В логистическую цепочку в сельском хозяйстве входят организации, производящие корм и удобрения, занимающиеся выращиванием скота, производители мясной продукции и мясоперерабатывающие организации, коммерческие посредников, занимающиеся реализацией, заготовительных предприятия и иные элементы процесса распределения и обмена. Без их участия и эффективной работы не могут удовляться потребности розничных покупателей и торговых сетей. Логистика касается и реализации продукции, так как служит одним из инструментов маркетинга и продвижения продукции. В распределительной области логистики в такой отрасли и маркетинг, в свою очередь, становится инструментом реализации логистической стратегии и тактики.
Таким образом, задачи сбытовой логистики и маркетинга в животноводстве включают:
1) Повышение потребительских качеств продукции животноводства и развитие системы сервиса;
2) Формирование сети товародвижения мяса и мясопродуктов в виде региональных оптовых предприятий, хладокомбинатов, распределительных центров, ярмарок и аукционов;
3) Изучение конъюнктуры рынка мяса, мясных продуктов и направлений его развития.
4) Создание логистической инфраструктуры для создания условий для непрерывной доставки мяса с сохранением его качества.
5) Выработка и сохранение экономических интересов всех элементов логистической цепочки продвижения готового продукта потребителю.
6) Наращивание потребительских качеств продукции животноводства и развитие системы сервиса.
7) Рационализация затрат в логистических цепочках и конкурентоспособное ценообразование на товары и услуги в сфере животноводства.
Производственная логистика в животноводстве обладает рядом особенностей. Задачи производственной логистики в животноводстве состоят в следующем :
1) Планирование и наблюдение за производством на основе прогноза продаж;
2) Создание графиков выпуска продукции по применяемой технологии при выращивании скота и их согласование со всеми подразделениями предприятия;
3) Формирование норм и нормативов незавершенного производства и наблюдение за их соблюдением;
4) Оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
5) Контроль за количественным и качественным составом животных и птиц в организациях животноводства;
6) Использование современных технологий выращивания, производства переработки и производства готового продукта.
7) Контроль себестоимости готовой продукции.
Особенности логистики в животноводстве
Цикличность логистических и производственных процессов в животноводстве связана с биологическим жизненным циклом развития растений, птиц и животных. Готовая продукция скоропортящаяся и поэтому требует срочной реализации, переработки, или длительного хранения, что является источником значительных дополнительных затратам. Выращивание птиц и животных, сохранение их значительной продуктивности предполагают особое внимание к качеству поставок сырья и их своевременности.
Использование эффективных каналов логистического распределения и доставка продукции до конечного потребителяимеет ключевое значение, ведь продукт скоропортящийся.
Звенья логистической системы животноводства и мясопереработки также имеют определенные особенности. Предприятия животноводческого комплекса представлены в виде сложной системы, сформированной из комплекса взаимосвязанных частей – логистических звеньев с набором отношений и хозяйственных связей:
1) Изготовители комбикормов – отдельные предприятия и собственные специализированные цеха;
2) Производители мясной продукции: крупные и средние организации, фермерские и подсобные хозяйства;
3) Оптовые, логистические компании, госзакупки;
4) Перерабатывающие предприятия;
5) Предприятия общественного питания.
Общие принципы логистики в животноводстве отличаются следующим подходом:
1) Системный подход ко всем участникам логистической системы сельскохозяйственного рынка;
2) Соблюдение принципа минимума совокупных затрат на протяжении логистической цепочки;
3) Оптимальный уровень сервиса для потребителей.
Главными производителями товаров в данной отрасли в России бывают крупные, средние организации, личные хозяйства населения.
Положение и направления развития отрасли чаще всего зависят от состояния кормовой базы, разработки государственных стандартов кормов, обеспечение качества и стоимости кормов. Закупка, производство, распределение, транспортная и складская логистика должны быть организованы с учетом особых условий поставки сырья и хранения готовой продукции животноводства, что должно способствовать снижению затрат на движение материальных потоков.
Необходимость серьезной государственной поддержки и защиты отечественных животноводческих предприятий в конкурентной борьбе с импортными производителями аналогичного продукта.
Модернизация, инвестиции в новые технологии, которые появляются в отрасли.
Организация на предприятиях собственных служб маркетинга и логистики, что должно привести к значительному уменьшению посредников на пути от производства до прилавка магазина, и, как следствие, уменьшению стоимости продукта.
Таким образом логистика производства подвергается организационному улучшению следующими способами:
1) Контроль за нормативами себестоимости производства готовой продукции;
2) Эффективное использование персонала организации;
3) Наблюдение за количеством и качеством продукта;
4) Разработка планов-графиков производственных заданий;
5) Разработка графиков запуска-выпуска продукции;
6) Оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;
7) Установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;
8) Сокращение длительности производственного цикла.
Кроме этого возможно производить информационное улучшение логистического сопровождения производства продукции: планирование и прогнозирование производства в соответствии со спросом потребителей.
Технологические улучшения осуществляются следующими методами и способами:
1) Введение новых программных систем в производственный процесс;
2) Оптимизация рабочего пространства производственных подразделений;
3) Замена устаревших основных производственных фондов;
4) Сокращение до минимума технологических переналадок оборудования
5) Минимизация уровня производственных запасов (незавершенного производства)