Логистический подход к управлению запасами

ВВЕДЕНИЕ

Понятие “материальный запас” является одним из ключевых в логистике. Японцы образно сравнивают запасы с поднявшимся уровнем воды. Плаванье становится спокойным, снижается риск, не нужен опытный лоцман, уходят многие проблемы, связанные с управлением судном.

Материальные запасы – это находящаяся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производства или личного потребления. На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом [2, с.204]. Ряд ученых США пришли к заключению, что если бы удалось поставить под контроль 75% колебаний уровня инвестиций в товарно-материальные запасы, экономика этой страны не испытала бы ни одной из послевоенных рецессий, во время которых цены, объем производства и прибыли падали, а безработица росла [2, с.205]. Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально технического снабжения, ее гибкое функционирование и являлись своего рода “страховкой “.

Если бы вся цепь участников, обеспечивающих превращение первичного сырья в изделия народного потребления и продвижение этих изделий, работала как единый механический конвейер, время ожидания можно было бы практически свести к нулю. Однако в реальной жизни обойтись без такого ожидания нельзя.

Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

- замороженные финансовые средства;

- расходы на содержание специально оборудованных помещений;

- оплата труда специального персонала;

- постоянный риск, порчи, хищения.

Наличие запасов – это расходы. Однако отсутствие запасов – это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь, которые являются

сильнейшим стимулом к созданию запасов, например стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов, существуют три вида возможных издержек. Перечислим их в порядке увеличения их отрицательного влияния:

1. издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) – дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;

2. издержки в связи с потерей сбыта – в случаях, когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);

3. издержки в связи с потерей заказчика – не только потеря сделки, заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой).

Для фирмы очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности. Следует иметь в виду, что стоимость дефицита запасов больше, чем просто цена упущенных торговых сделок или нереализованных заказов. В нее входят потери времени на изготовление продукции, и потери рабочего времени, и возможно, потери времени из-за дорогостоящих перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.

Основными причинами создания материальных запасов могут являться: экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства, защита против возможного повышения цен на материальные ресурсы, учет сезонных колебаний в производстве и потреблении товаров, поддержка производственного расписания, возможность хранения и т.д. [1].

Логистический подход к управлению запасами

Логистику можно рассматривать как реальный хозяйственный процесс производства продукции или оказания услуг, состав которого: закупка- производство - распределение. Предметом изучения логистики являются не сами материальные ресурсы как таковые, а их движение в пространстве и во времени. Под движением при этом понимается непрерывное изменение материальных ресурсов по количеству, качеству, месту нахождения. Можно сказать, что запас – это форма существования материального потока. Главная проблема, возникающая в любой логистической системе в отношении запасов, - их оптимизация, т.е. поддержание оптимального уровня запасов для каждой номенклатурной позиции. Исходя из принципов и подходов логистики, это означает поддержание наиболее низкого уровня, соответствующего требованием логистической системы и в первую очередь производства. Основной задачей логистики по управлению запасами является установление их структуры, величины и динамики, а также степени обеспеченности ими потребностей логистической системы. В результате анализа состояния запасов, влияния внешних и внутренних факторов прогнозируются соответствующие тенденции, выявляются сверхнормативные и излишние материальные запасы, имеющиеся на предприятии [8].

Учитывая потенциальное значение запасов, исследование логистической системы должно включить проблему управления запасами, которая конкретизируется в следующих вопросах:

1. Какой уровень запасов необходимо иметь на каждом предприятии для обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя?

2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и уровнем запасов в системе логистики?

3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии логистического производственного процесса?

4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?

5. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки и запасами?

6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со специфическим уровнем обслуживания?

7. Как изменяются затраты на содержание запасов в зависимости от изменения числа складов?

8. Как и где следует размещать страховые запасы?

Для дислоцирования запасов требуются складские сооружения, соответствующее оборудование, подъемно транспортная техника, наличие подъездных путей и т.д., затрачивается труд работников. Поэтому, как указывалось выше, главной задачей управления запасами является их оптимизация, которая заключается в ритмичном обеспечении производства и вспомогательных функций по всем количественным и качественным параметрам при минимальном отвлечении материальных ресурсов в запасы.

Функциональный комплекс оптимизации запасов включает [6]:

· разработку нормативных параметров всех видов запасов на всех стадиях функционирования логистической системы;

· создание и развитие складской и коммуникационной инфраструктуры для дислоцирования запасов и подготовки материальных ресурсов к производственному потреблению;

· решение проблемы оптимальной структуры запасов в ассортиментном и качественном разрезе;

· разработку и постоянное совершенствование рациональной схемы дислокации запасов, т.е. определение и поддержание оптимального соотношения между частями совокупного запаса, находящегося у поставщиков (производителей, посредников), в пути и в структурных подразделениях логистической системы;

· оперативный контроль за состоянием запасов во всех звеньях логистической цепи;

· создание гибкой системы маневрирования материальными ресурсами.

На определение общих и конкретизированных показателей запасов влияет множество факторов, и в первую очередь:

· специфические условия производства;

· наличие определенных видов, марок и типов технических средств и технологического оборудования;

· сущность заказа на производство готовой продукции (индивидуальный, серийный, массовый);

· затраты времени и средств на переналадку производственного оборудования;

· длительность производственного цикла;

· обеспечение рабочей силой и др. [8].

Широкое распространение в логистике по данному комплексу вопросов получила “теория запасов”. Теория запасов представляет собой раздел исследования операций, в котором изучаются закономерности образования и расходования запасов, а также вырабатываются рекомендации по оптимальному управлению ими. В логистической системе при закупке продукции возникает задача минимизации суммарной комбинации различных элементов затрат, связанных с продвижением и хранением продукции. Поэтому в данном пособии рассматриваются назначение и типы запасов, системы управления запасами, вопросы выбора размера партии, закупаемой или производимой продукции, обеспечение минимизации издержек, связанных с закупкой продукции.

Наши рекомендации