Денежные расходы автотранспортного предприятия
Следует остановиться на понятиях «расходы», «затраты» и «себестоимость». Основной экономический принцип деятельности АТП заключается в стремлении к экономической эффективности, т.е. превышению результатов его деятельности (дохода) над затратами на производство транспортных услуг. Расходы являются противоположной категорией по отношению к доходам и представляют собой все выплаты, которые осуществляет АТП в процессе производственно-хозяйственной деятельности.
Под расходами понимают обоснованные и документально подтвержденные затраты, если они произведены в процессе деятельности для получения доходов.
Обоснованность расходов определяется их экономической оправданностью, а документальная подтвержденность — официальными, юридически корректными документами, оформленными в соответствии с законодательством страны.
Расходы отражают уменьшение платежных средств или иного имущества предприятия на момент платежа.
Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на расходы по обычным видам деятельности; операционные расходы; внереализационные расходы; чрезвычайные расходы.
На рисунке (далее) показана структура расходов.
В свою очередь, затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, использованных на производство и оказание услуг, и трансформируются в себестоимость продукции,
Представление о затратах предприятия основывается на трех важных положениях:
1) затраты определяются с использованием ресурсов, отражая, сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации услуг за определенный период;
2) объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат;
3) определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении рассчитывают по основным функциям производства услуг в целом по предприятию или производственным подразделениям предприятия.
Существуют различия между расходами и затратами (рисунке). Затраты, в отличие от расходов, отражаются в учете предприятия на момент потребления в производственном процессе, а расходы отражаются в учете на момент платежа. В конечном итоге все расходы по обычным видам деятельности предприятия за определенный период обязательно должны трансформироваться в затраты.
Планирование прибыли автотранспортного предприятия.
Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности организации. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах. Планы по прибыли разрабатываются на определенный период, как правило, на год. Предприятие может также составлять планы по прибыли на квартал, месяц или другой период.
Основными методами планирования прибыли являются:
- метод прямого счёта;
- аналитический метод;
- метод совмещенного расчёта.
Метод прямого счёта наиболее распространён на предприятиях в современных условиях. Он применяется, как правило, при небольшой номенклатуре перевозимых грузов. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг), без учета налога па добавленную стоимость, акцизов и полной её себестоимостью:
П = В – НДС – А – С,
где В – выручка;
НДС – налог на добавленную стоимость;
А – акцизы;
С – себестоимость продукции (работ, услуг).
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большой номенклатуре перевозимых грузов и выполняемых работ (услуг), а также как дополнение к прямому методу, т.к. он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду перевозок в плановом году, а по всей сравниваемой номенклатуре грузов в целом. Прибыль по несравниваемым перевозкам определяется отдельно.
Расчёт прибыли аналитическим методом состоит из трёх последовательных этапов:
1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный период на себестоимость перевозок продукции в планируемом периоде;
2. Исчисление объёма перевозок в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
3. Учёт влияния на плановую прибыль различных факторов (снижение себестоимости перевозок, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.д.).
После выполнения расчётов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации продукции (услуг).
Метод совмещенного расчёта – это метод, включающий в себя элементы прямого и аналитического счёта. Объём перевозок в ценах планируемого года и себестоимость отчётного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль, изменение себестоимости, повышение качества и др. определяются аналитическим методом.