Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ
1. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
2. Рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом.
3. Рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5 - 2,0 м.
4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
5. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.
При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7.
6. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ.
Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.
7. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.
Требования к организации режима работы с ВДТ и ПЭВМ студентов высших учебных заведений
1. Длительность работ на ВДТ и ПЭВМ студентов во время учебных занятий определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и др.) и сложностью выполняемых заданий, а также техническими данными ВДТ или ПЭВМ и их разрешающей способностью.
2. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ВДТ или ПЭВМ составляет 1 час, для студентов старших курсов - 2 часа, с обязательным соблюдением между двумя академическими часами занятий перерыва длительностью 15 - 20 минут. Допускается время учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов до 3 академических часов, при условии что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50% времени непосредственной работы на ВДТ или ПЭВМ и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультминутка и физкультпауза (приложение 1, приложение 2 и приложение 3).
3. Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
- проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 минут работы за ВДТ и ПЭВМ (приложение 1);
- устройство перерывов после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 минут;
- подключение таймера к ВДТ и ПЭВМ или централизованное отключение свечения информации на экранах видеомониторов с целью обеспечения нормируемого времени работы на ВДТ или ПЭВМ;
- проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с ВДТ или ПЭВМ с обязательным выходом студентов из него;
- осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3 - 4 минут (приложение 3);
- проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 минут для снятия локального утомления, которые должны выполняться индивидуально при появлении начальных признаков усталости (приложение 2);
- замена комплексов упражнений один раз в 2 - 3 недели.
4. Физкультурные паузы следует проводить под руководством физорга, педагога или централизовано с помощью информации по местному радио на фоне умеренно звучащей приятной музыки.
5. При составлении расписания учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ необходимо выполнять следующие требования:
- исключить большие перерывы длительностью в один час между спаренными академическими часами, отведенными для занятий с ВДТ и ПЭВМ;
- не допускать для студентов старших курсов объединение третьей и четвертой пар учебных занятий с ВДТ и ПЭВМ;
- не проводить учебные занятия с ВДТ и ПЭВМ для студентов старших курсов после 17 часов третьей и четвертой парой уроков;
- учебные занятия студентов старших курсов с ВДТ и ПЭВМ в исключительных случаях допускаются в период от 17 до 20 часов при обязательном смещении учебных занятий в расписании на первую или вторую пару уроков;
- двигательный режим студентов и темп работы на ВДТ или ПЭВМ должен быть свободным.
6. В период прохождения производственной практики или работы в студенческом отряде (летом) время непосредственной работы с ВДТ или ПЭВМ для студентов первых курсов не должно превышать 3 часов, для студентов старших курсов - 4 часов при соблюдении профилактических мероприятий как во время учебных занятий .
Нормативные документы так же регламентируют требования к организации режима работы с ВДТ или ПЭВМ учащихся средних специальных учебных заведений, требования к организации режима учебных и внеучебных занятий с ВДТ и ПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМ детей дошкольного возраста.
Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ
Общие требования к организации режима труда и отдыха при работе с ВДТ и ПЭВМ
1. Режимы труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должны организовываться в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.
2. Виды трудовой деятельности разделяются на 3 группы: группа А - работа по считыванию информации с экрана ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом; группа Б - работа по вводу информации; группа В - творческая работа в режиме диалога с ЭВМ. При выполнении в течение рабочей смены работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ и ВДТ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.
3. Для видов трудовой деятельности устанавливается 3 категории тяжести и напряженности работы с ВДТ и ПЭВМ(приложение 4), которые определяются: для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену; для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену; для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ВДТ и ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.
4. Для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, учителей общеобразовательных школ устанавливается длительность работы в дисплейных классах и кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день.
5. Для инженеров, обслуживающих учебный процесс в кабинетах (аудиториях) с ВДТ и ПЭВМ, продолжительность работы не должна превышать 6 часов в день.
6. Продолжительность обеденного перерыва определяется действующим законодательством о труде и Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (организации, учреждения).
7. Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.
8. Время регламентированных перерывов в течение рабочей смены следует устанавливать в зависимости от ее продолжительности, вида и категории трудовой деятельности (приложение 4).
9. Продолжительность непрерывной работы с ВДТ без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов.
10. При работе с ВДТ и ПЭВМ в ночную смену (с 22 до 6 часов), независимо от категории и вида трудовой деятельности, продолжительность регламентированных перерывов должна увеличиваться на 60 минут.
11. При 8-ми часовой рабочей смене и работе на ВДТ и ПЭВМ регламентированные перерывы следует устанавливать:
- для I категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый;
- для II категории работ через 2 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2.0 часа после обеденного перерыва продолжительностью 15 минут каждый или продолжительностью 10 минут через каждый час работы;
- для III категории работ через 1.5 - 2.0 часа от начала рабочей смены и через 1.5 - 2 часа после обеденного перерыва продолжительностью 20 минут каждый или продолжительностью 15 минут через каждый час работы.
12. При 12-ти часовой рабочей смене регламентированные перерывы должны устанавливаться в первые 8 часов работы аналогично перерывам при 8-ми часовой рабочей смене, а в течение последних 4 часов работы, независимо от категории и вида работ, каждый час продолжительностью 15 минут.
13. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений, изложенные в приложение 1, приложение 2 и приложение 3).
14. С целью уменьшения отрицательного влияния монотонии целесообразно применять чередование операций осмысленного текста и числовых данных (изменение содержания работ), чередование редактирования текстов и ввода данных (изменение содержания работы).
15. В случаях возникновения у работающих с ВДТ и ПЭВМ зрительного дискомфорта и других неблагоприятных субъективных ощущений, несмотря на соблюдение санитарно-гигиенических, эргономических требований, режимов труда и отдыха следует применять индивидуальный подход в ограничении времени работ с ВДТ и ПЭВМ коррекцию длительности перерывов для отдыха или проводить смену деятельности на другую, не связанную с использованием ВДТ и ПЭВМ.
16. Работающим на ВДТ и ПЭВМ с высоким уровнем напряженности во время регламентированных перерывов и в конце рабочего дня показана психологическая разгрузка в специально оборудованных помещениях (комната психологической разгрузки).
12. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей ПЭВМ
1. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
2. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований, установленных настоящими санитарными правилами. Трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Медицинское освидетельствование студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, детей дошкольного и школьного возраста на предмет установления противопоказаний к работе с ПЭВМ проводится в установленном порядке.
Заключение
Современное общество уже немыслимо без высоких технологий. Повсеместная автоматизация и компьютеризация привела к тому, что человек вынужден длительное время проводить за компьютером, поэтому так необходимо соблюдать все требования и рекомендации, регламентируемые СанПиНами. Соблюдение этих правил позволит не только сохранять высокую трудоспособность в течении всего дня, но и снизит степень риска возникновения профессиональных заболеваний.
Тема 15.
Охрана труда. Общие положения.
Основные положения охраны труда в РФ представлены в трудовом кодексе РФ (утвержден 30.12.2001 №197ФЗ).
Основные понятия:
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и/или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо и косвенно находится под контролем работодателя.
Сертификат соответствия организации работ по охране труда (ОТ) – документ, удостоверяющий соответствия проводимых работодателем работ по ОТ государственным нормативным требованиям.
Требования ОТ – государственные нормативные требования ОТ в том числе стандарты безопасности труда, а также требования ОТ, установленные правилами и инструкциями.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и/или опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по проведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями.
Стандарты безопасности труда – правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья сотрудников в процессе трудовой деятельности и регламентирующее осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области ОТ.
Обязанности работодателя в области ОТ (ст. 212 ТК РФ)
Работодатель обязан обеспечить:
1. безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
2. применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
3. соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
4. режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
5. приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
6. обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
7. недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
8. организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
9. проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
10. в случаях, предусмотренных трудовым законодательством организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
11. недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
12. информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
13. предоставление государственным и иным контрольным органам необходимые отчетные документации в области ОТ;
14. принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
15. расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
16. санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
17. беспрепятственный допуск на предприятие должностных лиц, контрольных органов, выполняющих контрольные надзорные функции в области ОТ;
18. выполнение предписаний должностных лиц контрольных и надзорных органов в установленные сроки;
19. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
20. ознакомление работников с требованиями охраны труда;
21. разработка правил и инструкций по ОТ с учетом мнения выборного профсоюзного органа;
22. наличие комплекта нормативных правовых актов по ОТ.
Обязанности работника в области ОТ
1. Соблюдать требования ОТ;
2. Правильно применять СИЗ и СКЗ;
3. Проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию мед. помощи пострадавшим, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочем месте, проверку знаний;
4. Немедленно извещать руководство о любой ситуации угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастных случаях на производстве и ухудшении собственного здоровья;
5. Проходить обязательные предварительные, периодические и внеплановые медосмотры и освидетельствования.
Соответствие производственных объектов и продукции гос. требованиям по ОТ:
1. проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин и механизмов должны соответствовать нормативным требованиям и иметь декларацию и (или) сертификат соответствия;
2. оценка соответствия проекта строительства и реконструкции осуществляется путем проведения гос. экспертизы проектов.
Организация ОТ. Государственное управление ОТ
Гос. управление ОТ осуществляется правительством РФ или, по его поручению, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в данной области. Гос. управление на территории субъектов осуществляется федеральными органами исполнительной власти или органами власти субъектов на то уполномоченными. Отдельные функции могут быть переданы органам местного самоуправления.
Гос. экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
1. качества проведения аттестации рабочего места по условиям труда;
2. правильности предоставления работникам компенсации за тяжелую работу, работу с вредными или опасными условиями труда;
3. соответствие проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения нормативным требованиям;
4. фактических условий труда работников, в том числе период непосредственно предшествующий несчастному случаю на производстве.
Для организации работы по ОТ на предприятии, численность человек которого составляет от 50 и более, создается служба ОТ, либо вводится должность специалиста по ОТ. Если численность работников менее 50 человек, то эти обязанности могут быть возложены на кого-либо другого.
Основные положения организации службы по ОТ утверждены постановлением Минтруда России №14 2000 г.:
1. управление ОТ в организации осуществляет её руководитель, для организации работы он создает службу ОТ;
2. контроль за соблюдением работниками законодательства по ОТ;
3. организация профилактических работ;
4. информирование и консультирование работников;
5. пропаганда вопросов.
Функции службы ОТ:
1. учет и анализ причин производственного травматизма;
2. оказание помощи подразделениям в оценке параметров вредных и опасных производственных факторов;
3. организация и методическое руководство аттестацией рабочих мест;
4. проведение совместно с контролирующими органами технического состояния машин, зданий, механизмов, средств защиты;
5. участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию, а также приемке из ремонта зданий, сооружений, механизмов;
6. согласование проектной документации по ОТ;
7. разработка совместных планов по организации ОТ на предприятии;
8. участие в составлении коллективного договора;
9. оказание помощи руководителям в составлении списков и должностей в соответствии с которыми работники должны проходить мед. освидетельствования, а также получать компенсации за вредные условия труда;
10. организация расследования несчастных случаев;
11. участие в подготовке документов для выплат в связи с несчастными случаями;
12. разработка программ обучения по ОТ;
13. организация обучения и проверки знаний;
14. оказание методической помощи руководителям при разработке инструкций;
15. обеспечение подразделений локальными нормативными актами, учебными материалами и наглядными пособиями;
16. организация и руководство кабинетами по ОТ, уголков и стендов в подразделениях;
17. организация совещаний;
18. ведение пропаганды с использованием СМИ;
19. рассмотрение писем и заявлений работников;
20. осуществление контроля за:
1) соблюдением работниками законодательства по ОТ;
2) обеспечением и правильным применением средств защиты;
3) соблюдением положения о несчастных случаях;
4) выполнением мероприятий по ОТ;
5) наличием в подразделениях инструкций;
6) проведением аттестаций рабочих мест;
7) своевременным освидетельствованием соответствующими службами работы травмоопасных механизмов;
8) состоянием устройств и приспособлений;
9) эффективностью работы вентиляционных систем;
10) своевременным проведением обучения;
11) организацией обеспечения всеми видами СИЗ и СКЗ;
12) санитарно-гигиеническим состоянием производственных помещений;
13) организацией рабочих мест;
14) правильным расходованием средств выделенных на ОТ;
15) своевременным предоставлением и правильной компенсацией за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями;
16) использование труда женщин и лиц моложе 18 лет.
Права работников службы ОТ:
1. В любое время суток беспрепятственно посещать производственные объекты, осматривать быт и производственные помещения и знакомиться в пределах своей компетенции с документами по ОТ;
2. Предъявлять руководителям подразделений обязательные для выношения предписания;
3. Требовать от руководителей отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к данному виду работ, не прошедших в установленном порядке медосмотров, и инструктажей по ОТ, не использующих средства индивидуальной защиты и нарушающих требования законодательства;
4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности виновных лиц;
5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимую информацию по ОТ;
6. Привлекать по согласованию с руководством организаций и подразделений необходимых специалистов для проведения проверок;
7. Представлять руководителю организации о предоставлении поощрения;
8. Представительствовать по поручению руководителя организации в различных органах по вопросам ОТ.
В организации где 100 работников и больше создается служба или вводится должность специалиста по ОТ. На должность специалиста по ОТ назначаются лица, имеющие квалификацию инженера по ОТ, либо специалиста, имеющего высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу, либо среднее профессиональное (техническое) образование, стаж работы в должности техниа в первой категории не менее 3-х лет, либо на других должностях не менее 5 лет. Контроль и ответственность за службу по ОТ несет руководитель организации.
Постановлением МинТруда №7 от 2001 г. утверждены рекомендации по организации работы кабинета и уголка ОТ. В соответствии с этими рекомендациями: в организации численностью более 100 работников рекомендуется создание кабинета ОТ, а менее 100 работников – уголка ОТ. Организация до 1000 человек – площадь 24 м2, более 1000 человек – добавляем 6 м2 на каждые 1000 человек. Кабинет ОТ обеспечивает выполнение мероприятий: - проведение семинаров, лекций, бесед, консультаций; - обучение по ОТ, проведение инструктажей и проверки знаний; - организацию выставок, стендов и других форм наглядной агитации; - проведение аналитических исследований состояния условий труда.
Уголок ОТ структурного подразделения обеспечивает работников информацией: - в планах работы кабинета ОТ; - графиках проведения инструктажа и проведения учебных занятий; - вредных и опасных производственных факторах на рабочих местах; - нарушению к требованию законодательства по ОТ; - случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний; - поступления методической литературы, учебных фильмов.
Порядок обучения по охране труда и проверки знаний. Требования ОТ работников организаций
Утверждены МинТруда №29 от 2003 г. Обучение по ОТ и проверке знаний подлежат все работники организации, включая руководителя. Работники, имеющие квалификацию инженера по ОТ, а также работники органов власти Федеральных и субъективных, государственного надзора и контроля по ОТ, преподаватели дисциплины ОТ, имеющие непрерывный стаж работы по специальности не менее 5 лет втечение года после поступления на работу могут не проходить обучение.
Тема 16.
Порядок обучения работников.
Все принимаемые на работу люди, а также командированные в организацию работники проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по ОТ. Вводный инструктаж проводится на основе утвержденной программы. Кроме вводного проводится первичный инструктаж на рабочем месте – повторные, внеплановые и целевые инструктажи. Проводит их руководитель, мастер, прораб и т.д., прошедшие обучение по ОТ и проверку знаний. Проведение инструктажей включает в себя ознакомление работников со всеми вредными и опасными производственными факторами, изучение требований ОТ, безопасность методов и приемов работы. Все инструктажи фиксируются в специальном журнале с подписями и нструктируемого и инструктирующего. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: - со всеми вновь принятыми на организацию работниками, включая работников выполняющих работу на условиях договора (совместители), на дому (надомники), с работниками организации переведенными из другого структурного подразделения, либо работниками которым поручается другая работа; - с командировочными работниками и лицами проходящими практику.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений по утвержденным программам.
Работники не связанные с оборудованием, использованием инструмента, хранению и применению сырья и материалов решением работодателя могут освобождаться от первичного инструктажа. Перечень должностей и профессий, освобождаемых от инструктажа, утверждается работодателем. Повторный инструктаж проводится с вышеуказанными категориями работников не реже 1 раза в 6 месяцев по программам первичного инструктажа на рабочем месте. Внеплановый инструктаж проводится – при введении в действие новых или изменении старых нормативно-правовых актов; - при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособления или инструмента; - при нарушении работниками требований ОТ если они создали угрозу тяжких последствий; - по требованию должностных лиц органов надзора и контроля; - при перерывах в работе для работ с вредными и опасными условиями более 30 дней, а для остальных работ больше 2-х месяцев; - по решению работодателя.
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, и работ на которых оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
Конкретный порядок условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей регулируется соответствующими отраслевыми и нормативными актами.
Обучение работников рабочих профессий.
Работодатель обязан организовать в течении месяца с начала приема на работу обучения безопасным методам и приемам.
Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимая их на работу, а также в процессе трудовой деятельности .
Работники рабочих профессий впервые поступившие на указанную работу, либо имеющие перерыв в работе больше года, проходят обучение и проверку знаний в течении первого месяца.
Вновь принимаемый на работу проходит обучение, в том числе и по оказанию первой помощи.
Руководитель и специалисты проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течении первого месяц, далее по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Вновь назначенные на должность руководители и специалисты допускаются к самостоятельной деятельности после из ознакомления с из работодателем, их должностными обязанностями, действующими документами по охране труда и условиям труда на доверенных им объектам.
Обучение проводится по соответствующим программам непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профобразования, учебными центрами и другими организациями при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности , преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материально-технической базы.
Проверка знаний требований к охране труда.
Проверку знаний работников рабочих профессий проводят руководители в объеме требуемом рабочей инструкцией. При необходимости в объеме дополнительных требований.
Руководители и специалисты проходят очередную проверку не реже одного раза в три года.
Внеочередная проверка проводится независимо от срока проведения проверок в случае:
1. изменения требований НПА;
2. вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменения технологических процессов;
3. при назначении и переводе работников на другую работу;
4. по требованию должностных лиц контролирующих органов, а также работодателя при установлении нарушений требований охраны труда и выявления низкого уровня знаний;
5. после прошедших аварий несчастных случаев;
6. при перерывах работ на срок до одного г7ода;
Для проведения проверки знаний указом руководителя назначается комиссия, в состав которой входят руководители и специалисты. Работнику, прошедшему проверку , выдается удостоверение за подписью комиссии и печатью. Работник не прошедший проверку, обязан в течении месяца пройти её.
[1] ГОСТ 12.1.003 – 74 «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация»
[2] Безопасность жизнедеятельности: Учебник: /Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд – Ко – торговая корпорация «Дашков И К»; 2003. – 496 с., С. 75
[3] ГОСТ 12.1.007 – 76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»
[4] Безопасность жизнедеятельности: Учебник: /Под ред. С.В. Белова - М.: Высшая школа, 2002. – 476 с., С.87
[5] Безопасность жизнедеятельности: Учебник: /Под ред. С.В. Белова - М.: Высшая школа, 2002. – 476 с., С.89
[6] ГОСТ 12.1.007 – 76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»
[7] ГОСТ 12.1.005 – 88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»
[8] Безопасность жизнедеятельности: Учебник: /Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд – Ко – торговая корпорация «Дашков И К»; 2003. – 496 с., С. 80
[9] Безопасность жизнедеятельности: Учебник: /Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд – Ко – торговая корпорация «Дашков И К»; 2003. – 496 с., С. 82
[10] Безопасность жизнедеятельности: Учебник: /Под ред. Проф. Э.А. Арустамова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд – Ко – торговая корпорация «Дашков И К»; 2003. – 496 с., С. 83