Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха водителей
В «Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» учтена специфика работы автомобильного транспорта. Это Положение распространяется на водителей независимо от ведомственной подчиненности предприятий, за исключением водителей, занятых на международных перевозках. Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей.
В состав рабочего времени водителя входят:
• установленное нормативами подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения на предприятие, а при международных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (на месте стоянки) перед началом и после
окончания смены;
• время на предрейсовый медицинский осмотр водителей(до 5 мин в смену);
• время движения автомобиля на линии;
• время стоянок в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
• время простоев не по вине водителя;
• время остановок, установленных графиком для кратковременного отдыха в пути и на конечных пунктах, а также время на осмотр подвижного состава и его обслуживание.
На междугородных перевозках после 3 ч непрерывного вождения автомобиля предусмотрена стоянка продолжительностью 10 мин для отдыха водителя. В дальнейшем стоянки такой продолжительности следуют через каждые 2 ч. Водителю, работающему по сдельному тарифу, это время
учтено в нормах. Если для водителя установлено время обеденного перерыва, дополнительное время для отдыха ему не предоставляется;
• время стоянок на междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах в соответствии с графиком (заданием) для охраны груза и автомобилей. Если в рейс направляются два водителя, это время засчитывается только одному из них;
• половина времени, предусмотренного на обслуживание автомобиля, заданием на междугородный рейс (расписанием, графиком). Если в рейс направляются два водителя, то автомобиль должен быть оборудован спальным местом.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в зависимости от того, какая рабочая смена установлена для данного предприятия — пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем.
При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели. Продолжительность рабочей недели (41 ч) установлена ТК РФ. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 ч.
В предпраздничные дни продолжительность работы (смены) водителей сокращается на 1 ч как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе. Когда праздничному дню предшествуют дни еженедельного отдыха, продолжительность рабочей смены не сокращается.
При работе в ночное время установленная продолжительность работы (смены) сокращается на 1 ч.
Продолжительность ночной работы уравнивается с продолжительностью дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства, в частности, в непрерывных производствах, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.
«Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей»,принимая во внимание требования безопасности движения, при суммированном учете рабочего времени ограничило продолжительность смены водителям до 10 ч
В исключительных случаях с разрешения министерства (ведомства) и по согласованию с соответствующими органами профсоюза ее продолжительность может быть увеличена, но не более чем до 12 ч.
В случаях, когда при междугородных перевозках предусматривается пребывание водителя в автомобиле более 12 ч, на таком автомобиле должно быть оборудовано специальное место для отдыха водителя и в рейс направлены два водителя.
Для водителей городских автобусов с их согласия администрация совместно с профсоюзным комитетом может устанавливать рабочий день с разделением смены на две части (с двумя выходами на работу), перерыв между которыми должен быть не менее 2 ч без учета времени обеденного перерыва.
Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси) и водителям автомобилей, обслуживающим экспедиции и изыскательские партии занятым на геолого-разведочных, топо-графо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, ненормированный рабочий день может быть установлен руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время дополнительный отпуск и производится соответствующая доплата. Конкретный размер доплаты и число дней дополнительного отпуска определяет администрация по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от степени нагрузки и работы во внеурочное время.
Водителя, работающего по повременному тарифу, в случае неполной загрузки нормального рабочего времени основной работой по согласованию с профсоюзным комитетом можно привлекать к другой близкой по квалификации и специальности работе.
Рабочее время водителей при суммированном учете должно регламентироваться графиками сменности.
На автомобильном транспорте общего пользования наибольшее распространение получил помесячный суммированный учет рабочего времени. Для водителей, занятых перевозкой пассажиров в курортных местностях в летне-осенний период, а также на перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, в качестве учетного берется период свыше одного и до шести месяцев. В этих случаях учетный период устанавливается министерством (ведомством) по согласованию с отраслевым профсоюзом.
Сверхурочная работа для водителей может применяться только в исключительных случаях с разрешения профсоюзного комитета. При суммированном учете рабочего времени его продолжительность в течение дня не должна превышать 12 ч. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год. Режим работы водителей определяется не только продолжительностью рабочего дня (смены), но и чередованием работы с отдыхом.
Время отдыха включает:перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания (обеденный перерыв); ежедневный отдых (междусменный); еженедельный отдых (выходные дни); отдых в праздничные дни; ежегодный основной и предусмотренный законодательством дополнительный отпуска.
Перерыв для отдыха и питания предоставляется, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 ч после начала работы продолжительностью до 2 ч. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности работы в предшествующей отдыху смене.
При суммированном учете рабочего времени ежедневный отдых в отдельные периоды может быть уменьшен до 12 ч. Однако это допускается только с разрешения министерства (ведомства) при согласовании с профсоюзной организацией. Неиспользованные части ежедневного отдыха суммируются и могут предоставляться в виде дополнительных свободных от работы дней в течение учетного периода.
Продолжительность ежедневного отдыха водителей междугородных перевозок в пунктах оборота или в промежуточных пунктах должна быть не менее продолжительности предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины продолжительности этой смены с соответствующим увеличением отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
Трудовым законодательством установлена минимальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха. Для водителей она составляет вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день не менее 42 ч.
Если при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочих смен водителей установлена свыше 10 ч, продолжительность еженедельного отдыха может быть 29—42 ч. В среднем же за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.
Водителям допускается предоставлять еженедельный отдых в различные дни недели в соответствии с графиком сменности. Работа в выходной день компенсируется отгулом в течение ближайших двух недель. Лишь в исключительных случаях и если у администрации не было возможности предоставить другой день отдыха, такая работа оплачивается в двойном размере.
Привлекать водителей к работе в праздничные дни допускается, если это предусмотрено графиком сменности в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям, на работах, связанных с обслуживанием населения, при выполнении неотложных ремонтных и пюгрузочно-раз-грузочных работ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.
Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере. При подсчете сверхурочных часов для повышения: их оплаты работа в праздничные дни сверх нормы учетного периода не учитывается, поскольку она уже оплачена в двойном размере.
Отпуска водителям предоставляются ежегодно в срок, предусмотренный графиком.