Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха водителей

В «Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей» учтена специфика работы автомобильного транс­порта. Это Положение распространяется на водителей независи­мо от ведомственной подчиненности предприятий, за исключе­нием водителей, занятых на международных перевозках. Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обяза­тельным при составлении графиков работы водителей.

В состав рабочего времени водителя входят:

• установленное нормативами подготовительно-заключи­тельное время для выполнения работ перед выездом на ли­нию и после возвращения на предприятие, а при междуна­родных перевозках — для выполнения работ в пункте обо­рота или в пути (на месте стоянки) перед началом и после
окончания смены;

• время на предрейсовый медицинский осмотр водителей(до 5 мин в смену);

• время движения автомобиля на линии;

• время стоянок в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

• время простоев не по вине водителя;

• время остановок, установленных графиком для кратковре­менного отдыха в пути и на конечных пунктах, а также время на осмотр подвижного состава и его обслуживание.
На междугородных перевозках после 3 ч непрерывного во­ждения автомобиля предусмотрена стоянка продолжитель­ностью 10 мин для отдыха водителя. В дальнейшем стоян­ки такой продолжительности следуют через каждые 2 ч. Водителю, работающему по сдельному тарифу, это время
учтено в нормах. Если для водителя установлено время обеденного перерыва, дополнительное время для отдыха ему не предоставляется;

• время стоянок на междугородных перевозках в промежу­точных и конечных пунктах в соответствии с графиком (заданием) для охраны груза и автомобилей. Если в рейс направляются два водителя, это время засчитывается толь­ко одному из них;

• половина времени, предусмотренного на обслуживание ав­томобиля, заданием на междугородный рейс (расписани­ем, графиком). Если в рейс направляются два водителя, то автомобиль должен быть оборудован спальным местом.

Продолжительность ежедневной работы (смены) определяет­ся в зависимости от того, какая рабочая смена установлена для данного предприятия — пятидневная с двумя выходными днями или шестидневная с одним выходным днем.

При пятидневной рабочей неделе продолжительность еже­дневной работы (смены) водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с профсоюз­ным комитетом с соблюдением установленной продолжительно­сти рабочей недели. Продолжительность рабочей недели (41 ч) установлена ТК РФ. При шестидневной рабочей неделе про­должительность ежедневной работы не может превышать 7 ч.

В предпраздничные дни продолжительность работы (смены) водителей сокращается на 1 ч как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе. Когда праздничному дню пред­шествуют дни еженедельного отдыха, продолжительность рабо­чей смены не сокращается.

При работе в ночное время установленная продолжитель­ность работы (смены) сокращается на 1 ч.

Продолжительность ночной работы уравнивается с продол­жительностью дневной в тех случаях, когда это необходимо по условиям производства, в частности, в непрерывных производ­ствах, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем.

«Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей»,принимая во внимание требования безопасности движения, при суммированном учете рабочего времени ограни­чило продолжительность смены водителям до 10 ч

В исключительных случаях с разрешения министерства (ве­домства) и по согласованию с соответствующими органами проф­союза ее продолжительность может быть увеличена, но не более чем до 12 ч.

В случаях, когда при междугородных перевозках предусмат­ривается пребывание водителя в автомобиле более 12 ч, на таком автомобиле должно быть оборудовано специальное место для от­дыха водителя и в рейс направлены два водителя.

Для водителей городских автобусов с их согласия админист­рация совместно с профсоюзным комитетом может устанавли­вать рабочий день с разделением смены на две части (с двумя выходами на работу), перерыв между которыми должен быть не менее 2 ч без учета времени обеденного перерыва.

Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-так­си) и водителям автомобилей, обслуживающим экспедиции и изыскательские партии занятым на геолого-разведочных, топо-графо-геодезических и изыскательских работах в полевых усло­виях, ненормированный рабочий день может быть установлен руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.

Водителям с ненормированным рабочим днем предоставля­ется в качестве компенсации за нагрузку и работу во внеурочное время дополнительный отпуск и производится соответствующая доплата. Конкретный размер доплаты и число дней дополни­тельного отпуска определяет администрация по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от степени нагрузки и работы во внеурочное время.

Водителя, работающего по повременному тарифу, в случае неполной загрузки нормального рабочего времени основной ра­ботой по согласованию с профсоюзным комитетом можно при­влекать к другой близкой по квалификации и специальности ра­боте.

Рабочее время водителей при суммированном учете должно регламентироваться графиками сменности.

На автомобильном транспорте общего пользования наиболь­шее распространение получил помесячный суммированный учет рабочего времени. Для водителей, занятых перевозкой пассажи­ров в курортных местностях в летне-осенний период, а также на перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, в каче­стве учетного берется период свыше одного и до шести месяцев. В этих случаях учетный период устанавливается министерством (ведомством) по согласованию с отраслевым профсоюзом.

Сверхурочная работа для водителей может применяться толь­ко в исключительных случаях с разрешения профсоюзного ко­митета. При суммированном учете рабочего времени его продол­жительность в течение дня не должна превышать 12 ч. Сверх­урочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение 2 дней подряд и 120 ч в год. Режим работы водителей определяется не только продолжи­тельностью рабочего дня (смены), но и чередованием работы с отдыхом.

Время отдыха включает:перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания (обеденный перерыв); ежедневный отдых (междусменный); еженедельный отдых (выходные дни); отдых в праздничные дни; ежегодный основной и предусмотренный за­конодательством дополнительный отпуска.

Перерыв для отдыха и питания предоставляется, как прави­ло, в середине рабочей смены, но не позднее чем через 4 ч после начала работы продолжительностью до 2 ч. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем пере­рыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной про­должительности работы в предшествующей отдыху смене.

При суммированном учете рабочего времени ежедневный от­дых в отдельные периоды может быть уменьшен до 12 ч. Однако это допускается только с разрешения министерства (ведомства) при согласовании с профсоюзной организацией. Неиспользо­ванные части ежедневного отдыха суммируются и могут предос­тавляться в виде дополнительных свободных от работы дней в течение учетного периода.

Продолжительность ежедневного отдыха водителей междуго­родных перевозок в пунктах оборота или в промежуточных пунктах должна быть не менее продолжительности предшест­вующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух води­телей — не менее половины продолжительности этой смены с соответствующим увеличением отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Трудовым законодательством установлена минимальная про­должительность еженедельного непрерывного отдыха. Для води­телей она составляет вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день не менее 42 ч.

Если при суммированном учете рабочего времени продолжи­тельность рабочих смен водителей установлена свыше 10 ч, про­должительность еженедельного отдыха может быть 29—42 ч. В среднем же за учетный период продолжительность еженедель­ного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

Водителям допускается предоставлять еженедельный отдых в различные дни недели в соответствии с графиком сменности. Работа в выходной день компенсируется отгулом в течение ближайших двух недель. Лишь в исключительных случаях и если у администрации не было возможности предоставить другой день отдыха, такая работа оплачивается в двойном размере.

Привлекать водителей к работе в праздничные дни допускает­ся, если это предусмотрено графиком сменности в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техниче­ским условиям, на работах, связанных с обслуживанием населе­ния, при выполнении неотложных ремонтных и пюгрузочно-раз-грузочных работ. При суммированном учете рабочего времени ра­бота в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.

Работа в праздничные дни оплачивается в двойном размере. При подсчете сверхурочных часов для повышения: их оплаты ра­бота в праздничные дни сверх нормы учетного периода не учи­тывается, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

Отпуска водителям предоставляются ежегодно в срок, преду­смотренный графиком.

Наши рекомендации