Информационная инфраструктура

Отличительной чертой современного общества является его информатизация, т. е. насыщение производства и других сфер об­щественной деятельности различными потоками информации. По­этому в конкурентной борьбе на любом сегменте рынка решающее значение начинают приобретать вопросы, связанные со сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распростра­нением и использованием информации. Благодаря возможности информационного сопровождения и отображения всего многообра­зия экономических явлений, появилась настоятельная необходи­мость использования в процессе управления хозяйственной дея­тельностью информационных технологий, позволяющих обеспе­чить эффективное взаимодействие всей совокупности ресурсов хозяйствующих субъектов.

Важность информационного сопровождения и поддержки любой логистической системы прежде всего заключается в том, что на ней базируется управление организацией соответствующего уровня. Сте­пень полноты, качество и своевременность информации во многом определяет эффективность управления системы в целом. Обычно принято выделять четыре уровня управления организацией с соот­ветствующим уровнем информационного обеспечения (рис. 10.1).

Самый низкий уровень относится к информации по отдельным заказам, запросам, заявкам. Действующий персонал - непосредст­венные исполнители. Следующий уровень в информационной пи­рамиде относится к информационному обслуживанию оперативно­го управления фирмой и основной частью ее менеджеров.

Цели среднего уровня управления могут быть реализованы при наличии достаточно полной информации, обеспечивающей такти­ческое управление. Высший уровень - это стратегическое управле-

Рис. 10.1.Информационная пирамида организации

ние с прогнозированием будущей ситуации и учетом множества внешних факторов. Оно осуществляется высшим руководством компании, в то время как тактические планы реализуются менед­жерами среднего звена. Поскольку тактические планы разрабаты­ваются на основе стратегических, детализируя и развивая их глав­ные направления на ограниченный период времени, то необхо­димая информация должна отличаться от информации первого и второго уровня.

Логистические системы, как правило, включают в себя большое число объектов, а именно: производственные предприятия, транс­портное обеспечение, складские и терминальные комплексы, дист­рибутивную сеть, потребителей продукции и другие объекты. Систе­мообразующим фактором, объединяющим перечисленные разнород­ные элементы в единую систему, функционирующую в интересах всех ее участников, является информационная инфраструктура,




которая координирует и обеспечивает взаимодействие всех звеньев логистических цепей и каналов.

К основным элементам информационной инфраструктуры относятся:

информацинно-вычислительные комплексы внутрипроизводст­венных логистических систем;

информационно-аналитические комплексы логистических центров;

каналы передачи данных общего назначения;

информационные узлы и каналы передачи информации пред­приятий транспортно-экспедиционного обслуживания;

информационные узлы и каналы передачи информации регио­нальных и местных распределительных центров системы сбыта продукции.

Основными источниками материальных потоков и первичной информации являются внутрипроизводственные логистические системы. Они задают определенный ритм работы всем полным логистическим цепям и каналам. Остальные элементы полных ло­гистических цепей должны функционировать в унисон с ритмом в!гутрипроизводственных систем. Укрупненная схема внутрипроиз­водственной логистической системы может быть использована как для поставщиков материальных ресурсов, так для предприятий, производящих конечную потребительскую продукцию, и предпри­ятий дистрибутивной сети. При системном подходе к организации хозяйственной деятельности внутрипроизводственная логистика вы­ступает в роли координатора, инициатора и организатора связи между всеми субъектами предприятия и его окружения.

Основное отличие внутрипроизводственных логистических сис­тем от макрологистических заключается в том, что в макрологистиче-ских системах функции по координации и синхронизации проте­кающих процессов, связанных с обслуживанием материальных, информационных, а зачастую, и финансовых потоков на стыке раз­личных предприятий, фирм и компаний как производственного, так и снабженческо-сбытового характера, берут на себя логистические центры. Такие центры представляют собой сочетание информаци­онно-аналитического комплекса и товарно-сервисного центра.

Принципы формирования, хранения и передачи информации потребителям и участникам в логистических системах должны обеспечивать наличие нужной информации, в полном объеме, в конкретном месте и в необходимое время. Причем должна быть

обеспечена защита информации от искажения и несанкциониро­ванного доступа, иными словами каждый субъект логистической системы должен иметь доступ на чтение или на коррекцию только той информации, к которой он допущен.

Приведенным требованиям отвечают следующие принципы и технологии, используемые при построении информационных систем логистики:

обеспечение единого информационного пространства для про­изводственных, распределительных, эксплуатационных и транс­портных объектов логистической системы;

организация доступа пользователей к информации логистиче­ской системы в реальном масштабе времени с учетом прав доступа;

единая система документооборота для всех участников логи­стической системы, соответствующая стандартам EDI (Electronic Data Inter-change) - электронного документооборота, утвержденно­го международной организацией стандартизации ISO (International Standards Organization).

Наличие единого информационного пространства и возможность оперативного обмена данными на электронных носителях между субъектами логистической системы обеспечивает следующие пре­имущества: сокращение трудоемкости подготовки данных (в два-три раза на каждом стыке), вводимых в компьютерную сеть грузо­получателями и транспортно-экспедиционными фирмами за счет уже имеющейся информации во взаимодействующих системах; ускорение поступления данных по тем же причинам. На основе межсистемного взаимодействия можно решать и такие задачи, как: контроль продвижения грузов и прогноз их прибытия в пункты на­значения; контроль состояния запасов и планирование их своевре­менного пополнения; контроль за оборотной тарой (поддонами и контейнерами), принадлежащей предприятию-грузоотправителю или грузополучателю; контроль за отгрузкой и сопоставление ее с заказами на доставку товаров.

Без стандартизации и унификации документооборота для всех участников логистической системы ее устойчивая работа просто становится невозможной. При этом необходимым условием явля­ется широкое использование принятых в мире стандартов на эле­менты данных, коды и правила синтаксиса для электронных дело­вых документов. В настоящее время наиболее распространенным стандартом для систем электронного обмена данными стал стан-

дарт EDITFACT, разработанный Европейской экономической ко­миссией при ООН и утвержденный Международной организацией по стандартизации - ISO. EDITFACT представляет собой систему принципов упрощения международного и внутреннего электронно­го обмена Деловой информации между производителями, экспор­терами, оптовиками, розничной торговой сетью, брокерами, экспе­диторами, получателями товара, перевозчиками, банками и госу­дарственными учреждениями.

Применение стандарта EDITFACT при электронном обмене обеспечивает следующие преимущества:

традиционные бумажные документы заменяются электронными файлами;

используются единообразно построенные сообщения, соответ­ствующие международным стандартам;

осуществляется реализация прикладных задач в открытой ком­муникационной среде - по стандартам ISO;

увеличивается скорость продвижения информации, и, следова­тельно, скорость деловых операций;

предусматривается использование современных сетей передачи данных и услуг;

как следствие, повышается конкурентоспособность на рынке предложений;

упрощаются внешнеторговые процедуры в связи с междуна­родным признанием стандарта.

Реализация приведенных выше основополагающих принци­пов построения информационной инфраструктуры предполагает применение современных информационных техно­логий. Приведем наиболее распространенные из них.

Сетевые технологии, применяемые при построении и функцио­нировании локальных и глобальных информационных сетей переда­чи данных, которые используются:

. при создании локальных сетей предприятий, обеспечивающих единое информационное пространство для служб и персонала предприятия, локализованных на одной территории;

при организации корпоративных и глобальных информацион­ных сетей, обеспечивающих единое информационное пространство для отдаленных от центра служб и филиалов корпорации, а также для различных фирм и компаний, взаимодействующих в полных логистических цепях и каналах.

Идеальным вариантом при построении информационных систем в логистике является однородная система, в которой и локальные, и корпоративные (глобальные) сети зиждятся на единых принципах и с использованием идентичных или, по крайней мере, совместимых сетевых протоколах обмена. Однако на'практике, зачастую, имеют место разнородные информационные подсистемы предприятий, фирм и магистрального транспорта. Так, на железнодорожном транспорте России в пределах министерства путей сообщения функционирует отраслевая информационная система АСУЖТ, ис­пользующая уникальный протокол собственной разработки и толь­ко недавно с большими сложностями начавшая переход на обще­принятые в мировой практике протоколы.

Очевидно, что целесообразным и правильным будет:

ориентация на использование единой общепринятой в мире ба­зовой технологии при создании региональной логистической сис­темы и при разработке вновь возникающих локальных информаци­онных подсистем;

разработка и внедрение адаптеров, обеспечивающих сопряже­ние уникальных отраслевых, информационных систем с сущест­вующей базовой технологией информационного обмена.

В качестве базовой сетевой технологии целесообразно принять наиболее распространенную в мире, да и в России, динамично раз­вивающуюся INTERNET-INTRANET технологию, которая опира­ется на сетевой протокол TCP/IP.

Технологии, используемые при создании распределенных баз данных, организации распределенной обработки данных, обеспече­нии санкционированного доступа .и защиты данных. Необходимо отметить, что при построении локальных, корпоративных и гло­бальных информационных систем для логистики централизованная обработка и хранение больших объемов данных в информацион-I ных узлах логистической системы является в большей степени же­лательным вариантом, чем децентрализованная (распределенная) до уровня пользователей.

В том случае, когда достаточно последовательно используется архитектура построения информационной системы «клиент-сервер» при организации локальных сетей в сочетании с обеспечением вы-|сокоскоростных каналов обмена между серверами, расположенными в узлах системы, можно добиться оперативного доступа к инфор- мации и оперативного решения прикладных задач для всех субъек-

тов информационного пространства логистической системы. Мно­голетний опыт разработки и эксплуатации информационных систем в различных областях управления и бизнеса позволяет утверждать, что из наиболее продвинутых технологий, обеспечивающих создание локальных, корпоративных- и глобальных распределенных инфор­мационных систем в архитектуре «Клиент-сервер» является в на­стоящее время технология ORACLE, которую можно рекомендо­вать в качестве базовой технологии для разработки распределенной информационной системы в логистических структурах.

Геоинформационные системы (ГИС) - используются для ав­томатизированного выбора оптимальных маршрутов доставки грузов и решения разнообразных транспортных задач. ГИС - это аппаратно-программный комплекс, связующий воедино простран­ственную графическую информацию и атрибутивные базы данных, т. е. технологии, совмещающие в себе возможности электронной картографии и баз данных. Если первые ГИС были ориентированы на решение картографических задач, то в настоящее время эти сис­темы находят применение в самых различных предметных областях.

Так, например, ГИС полезны для тех, кто имеет дело с сетевы­ми структурами-улицами, транспортными структурами и т. д. С ее помощью можно установить ближайшую к месту совершения до­рожно-транспортного происшествия авторемонтную мастерскую, определить кратчайшее расстояние (путь следования) между скла­дами, составить развозочные маршруты по магазинам и строитель­ным площадкам, рассчитать зону транспортной доступности во­круг предприятия и т. д.

С помощью ГИС в логистике можно решать такие задачи, как организация сбора информации о различных тематических объек­тах, оперативная обработка полученных данных, оптимизация транспортных потоков и маршрутов движения, пространственный анализ дислокации объектов, иными словами, расширения и инте­грации организационно-технологических процессов.

GPS-технологии используются, как правило, в совокупности со спутниковой связью для осуществления централизованного кон­троля в реальном масштабе времени за нахождением и состоянием транспортных средств и особо значимых грузов, а также оператив­ного управления работой транспорта. Применение высокоточных спутниковых навигационных и телекоммуникационных систем позволяет обеспечить безопасное функционирование городских,

пригородных и междугородных перевозок, транспортных терми­налов на всей территории России, а также создать качественно но­вый стандарт рынка транспортных услуг.

Назрела необходимость создания на основе спутниковой нави­гации интегрированной информационной управляющей системы в крупных городах России для автобусов, троллейбусов и трамваев с жесткой централизацией управления всем транспортом. В качестве системы управления базами данных выступает технология ORACLE. Сбор навигационной информации производится непосредственно от подвижных единиц на диспетчерский пульт, который обеспечи­вает также прием экстренных сообщений при нештатных ситуациях. Технологическая часть системы обеспечивает выдачу различной информации в виде выходных форм как в режиме реального вре­мени, так и по окончании смены с обеспечением архивации и хра­нения информации.

Транспортно-складские технологии, основанные на средствах автоматической идентификации грузов, тары, транспортных средств. Одной из перспективных информационных составляющих таких технологий является штрих-кодовая идентификация грузов, транс­портных средств и тары. Применение этой технологии требует су­щественных стартовых затрат на оснащение складских комплек­сов и транспортных фирм средствами нанесения и считывания унифицированных штриховых кодов.

Хотя в настоящее время имеется большой выбор технических и программных средств для широкого внедрения этой технологии, она, в основном, используется только в сфере распределения по­требительских товаров и в отдельных складских комплексах, об­служивающих грузопотоки импортных товаров с уже нанесенными поставщиком штриховыми кодами. Несмотря на это, при создании логистических систем целесообразно начинать поэтапное внедре­ние такой технологии на тех участках, где оно окажется экономи­чески выгодным. Наличие штрих-кодовой идентификации продук­ции, тары и транспортных средств делает их носителями информа­ции и позволяет перейти от безбумажных к бездокументным технологиям. Кроме этого открывается возможность для решения в реальном масштабе времени целого ряда принципиально новых задач, связанных с оптимизацией грузовых потоков, использования складских площадей и объемов, а также оптимизацией использова­ния тары и подвижного состава.




Технологии, используемые при проектировании логистиче­ских и информационных систем для них, представляют слож­ный многоэтапный процесс. Перечень основных этапов сводится к следующему:

1. Обследование и анализ действующей производственно-транс­портной системы.

2. Разработка проектных схем материальных потоков на поли­гоне макросистемы. Построение в обобщенном виде технической и технологической структуры логистической системы.

3. Идентификация «узких мест» и препятствий на пути движе­ния материальных потоков.

4. Разработка и анализ аналитических и имитационных компь­ютерных моделей для всей логистической системы и отдельных ее элементов.

5. Обоснование требований к техническим средствам логисти­ческой системы, информационным и коммуникационным систе­мам, экономическому и организационному обеспечению.

6. Построение информационной системы с использованием приведенных выше принципов и технологий.

Сначала формируется информационно-справочная поддержи­вающая система, которая распространяется до уровня функциони­рования в режиме диалога, в том числе и с использованием идей экспертной системы. В конечном счете получают интегрирован­ную информационно-управляющую систему, которая обеспечи­вает непрерывный контроль за движением материальных потоков по маршрутам следования их, обмен информацией между всеми объектами и эффективное управление материальными потоками в логистической системе.

В процессе проектирования логистических систем на каждом из этапов участвует много разработчиков, а часть из них меняется от этапа к этапу, накапливается большой объем проектной информа­ции, поэтому используемые технологии должны обеспечить:

единое информационное пространство для всех участников разработки проекта;

возможность фиксации, наглядного представления, согласова­ния и накопления в структурированном банке данных проектной информации на всех этапах проектирования;

инструментальную поддержку всех этапов проектирования;

возможность проектирования сверху вниз с последовательным использованием проектной информации предыдущего этапа и де­тализацией;

автоматизацию рутинных работ, автоматическую генерацию программного кода;

автоматизацию документирования проекта;

средства проведения реинжениринга действующих систем.

Всем этим требованиям в полной мере отвечает CASE - техно­логия, созданная корпорацией Oracle для коллективной разработки проектов распределенных информационных систем.

Со стороны ведущих европейских компаний в последнее время существенно изменилось отношение к информационным техноло­гиям. Их внимание переместилось с технологии обработки инфор­мации на проблему повышения ее ценности.

10.2. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНТЕРНЕТ

Для решения вопросов, связанных со сбором, хранением, поис­ком, переработкой, преобразованием, распространением, использо­ванием информации, а также для получения «готовой к употребле­нию» информации создаются и используются различные мульти­медийные системы. Это довольно новое для пользователей программных продуктов в России понятие, хотя оно все чаще ис­пользуется при обсуждении компьютерного программного обеспе­чения различных видов хозяйственной деятельности.

Под понятием мультимедиа рассматривают систему про­граммных средств, при применении которых происходит объе­динение видеоинформации, звука, графики, анимации и текста. Применение мультимедийных систем позволяет получить качест­венно новый уровень обработки информации за счет совмещения визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. При этом конечный состав элемен­тов конкретной мультимедийной системы может изменяться и на­ходиться в непрерывном развитии, а ее границы четко не устанав­ливаются.

Современные мультимедийные системы практически мгновенно позволяют подключаться к любым электронным массивам данных и использовать их для получения необходимой информации, ак­тивного обучения, повышения квалификации в интересах бизнеса,

информационная инфраструктура - student2.ru культуры и т. д. Мультимедийные системы дают возможность легко манипулировать укрупненными базами данных, не вдаваясь в спе­циальные технические и технологические подробности их форми­рования, для корректирования стратегического курса развития биз­неса. При этом мультимедийные системы свободно могут обрабаты­вать подробную первичную информацию для решения тактических задач хозяйственной деятельности.

Большинство литературных источников по логистике внедряют в качестве основного материальный поток, а потоки информации и финансовых средств определяются ими как его производные. В качестве основной задачи логистики выдвигается создание эффективной системы регулирования и контроля материальных, информационных и финансовых потоков для достижения высокого качества поставки продукции и выполнения сопутствующих логи­стических операций. Однако в настоящее время информационные потоки начинают играть особую роль. Информация является важ­ным элементом средств производства, необходимым для органи­зации любой хозяйственной деятельности, так же, как материаль­ные ресурсы, рабочая сила, капитал и т. д. Поэтому все большее число хозяйствующих субъектов обращаются к мультимедийным системам для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Информационная инфраструктура, информационные логисти­ческие системы, появившиеся в связи с развитием новейших ин­формационных технологий, начинают становиться той базой, на которой формируются организационнно-технологические логисти­ческие структуры. Информационная система в таких случаях пред­ставляет собой значимый элемент логистической структуры, кото­рый связывает ее воедино и служит для координации действий внутри структуры. Эффективнее всего реализация информаци­онной системы происходит в рамках компьютерных технологий, к числу которых относятся и мультимедийные системы.

Любые мультимедийные системы строятся на основе объеди­нения аппаратных устройств и программных средств. Отдельный компьютер позволяет накапливать информацию, пришедшую как из внешней среды, так и из самого хозяйствующего объекта. Нако­пленная в памяти компьютера, на бумажных или иных носителях информация образует локальные массивы информации или локаль­ные базы данных конкретной фирмы. Если же в фирме имеются

несколько компьютеров, то они, как правило, соединяются между собой и могут использоваться для передачи информации между ее подразделениями, и тогда возникает локальная информационная система. Базы данных в этой системе находятся в децентрализо­ванном или в распределенном виде в памяти нескольких или всех компьютеров. При необходимости собрать определенную инфор­мацию в одном месте, в локальной сети специально для этих целей может быть выделен один компьютер, предназначенный для цен­трализованного информационного обслуживания. Такой компью­тер носит название сервера, а другие компьютеры, подключаемые к сети, именуются клиентами. Информационная система, построен­ная на подобном принципе, называется «Клиент-сервер». Все ана­логичные локальные системы структурных подразделений фирмы могут быть объединены между собой, в результате чего формиру­ется локальная информационная система конкретной фирмы.

По мере расширения локальной сети фирмы к ней подключаются компьютеры специалистов и менеджеров, что позволяет более эффек­тивно решать хозяйственно-экономические проблемы. На следующем этапе происходит подключение локальной сети фирмы к одной или нескольким региональным информационным системам. В свою оче­редь региональные системы соединяются друг с другом, а в даль­нейшем через провайдера информационных услуг - к глобальным мультимедийным системам. Глобальные системы также имеют тенденцию к взаимному объединению. В конечном итоге частные (фирменные), региональные, отраслевые и глобальные информаци­онные системы объединяются между собой, что приводит к конст­руированию коммуникационной общепланетной, мультимедийной системы, примером которой является сеть Internet.

Internet представляет собой всемирную информационную ком­пьютерную сеть, которая объединяет множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам. В сети Internet нет еди­ного центра управления. Как и любая компьютерная сеть, Internet состоит из множества компьютеров, соединенных между собой ли­ниями связи путем использования установленного на этих компью­терах программного обеспечения. Пользователи Internet подклю­чаются к сети через компьютеры специальных организаций, кото­рые называются поставщиками услуг Internet. Причем, к сети Internet может быть подключен как отдельный компьютер, так и локальная сеть конкретной фирмы, что равносильно подключению всех ком-




пьютеров этой локальной сети, хотя линией связи с Internet непо­средственно соединен только один компьютер. Соединение может быть и временным.

В самом общем случае Internet осуществляет обмен информацией между любыми двумя компьютерами, подключенными к сети. Ком­пьютеры, подключенные к сети Internet, обычно называют узлами Internet. Узлы, находящиеся у поставщиков услуг Internet, обеспечи­вают доступ пользователей по всей сети. Имеются и узлы, специали­зирующиеся на предоставлении информации, с помощью которых фирмы распространяют информацию о своих товарах и услугах.

В сети Internet используют два основных понятия: адрес и прото­кол. Свой уникальный адрес имеет каждый компьютер, подключен­ный к сети Internet. Даже при временном подключении по коммути­руемому каналу компьютеру выделяется уникальный адрес. В любой момент времени все компьютеры, подключенные к сети, имеют разные адреса. Адрес является важнейшим элементом организации потоковых процессов в любой мультимедийной системе.

Сетевой протокол устанавливает правила работы компьюте­ров, которые входят в сеть Internet. Стандартные протоколы пред­писывают разным компьютерам «говорить на одном языке», осуще­ствляя возможность работы в сети Internet разнотипных компьюте­ров под управлением различных операционных систем. Сетевые протоколы строятся по многоуровневому принципу. На нижнем уровне описываются правила передачи небольших частей информа­ции с одного компьютера на другой. Протокол следующего уровня описывает правила разбиения больших массивов данных на не­большие части и комплектации их снова в единое целое. На сле­дующем, более высоком уровне описывается механизм передачи файлов. При этом используются протоколы нижних уровней. В се­ти Internet протоколы различных уровней взаимодействуют друг с другом.

На нижнем уровне применяются два основных протокола: «Internet Protocol» - IP (протокол Интернет) и «Transmission Control Protocol» - TCP (протокол управления передачей). Два эти прото­кола взаимосвязаны и, зачастую, их объединяют, указывая на то, что в сети Internet базовым протоколом является TCP/IP. Все ос­тальные протоколы строятся на их основе. Протоколы TCP/IP обеспечивают передачу информации между двумя компьютерами, тогда как все остальные с их помощью реализуют самые разные сервисные услуги сети Internet.

Важной сервисной услугой в сети Internet является электронная почта или e-mail, которая долгое время оставалась самым распро­страненным и дешевым средством обмена информацией в мульти­медийных системах. Механизм ее функционирования мало чем от­личается в процессе передачи сообщений от работы обычной почты, но e-mail значительно быстрее. С помощью специальной програм­мы составляется письмо и передается в папку для исходящих кор­респонденцией, после чего пользователь соединяется с почтовым отделением, располагающимся на компьютере поставщика услуг Internet, и обменивается почтой.

Любые хозяйствующие субъекты могут обмениваться инфор­мацией через электронную почту с другими фирмами, клиентами и партнерами, осуществляя повседневные деловые контакты. Сеть Internet не ограничивает своих пользователей одной персональной перепиской. Списки рассылки дают возможность пользователю отсылать письмо в адрес группового псевдонима, а программное обеспечение рассылает копию этого письма каждому адресату согласно списку. Наличие списков рассылки в сети Internet дает возможность пользователям выбирать и получать информацию проблемного или коммерческого характера, а предприятиям-постав­щикам продукции или услуг создавать и поддерживать свои собст­венные списки рассылки. Фирмы могут получать информацию и от экспертов, чьи адреса внесены в специальный региональный ин­формационный список рассылки.

Одной из основных задач управления в мультимедийных сис­темах является создание эффективной информационной инфра­структуры, которая позволила бы собирать, обрабатывать и транс­портировать информацию в соответствии с поставленными целями.

Совершенствование транспортных систем и конкурентная борьба на рынке транспортных услуг вынуждает фирмы использовать самые современные информационные технологии, включая возможности и информационные ресурсы сети Internet. Особенно возрос интерес к транспортно-логистическим информационным ресурсам сети Internet, который стал проявляться с развитием интер- и мультимо-дальных перевозок, а также логистических принципов в построе­нии транспортных систем. В настоящее время широко представле­ны и доступны справочные и нормативные документы, рекламная информация, контактные адреса, публикации, статистическая ин­формация о перевозках и т. д. Таким образом, умение свободно

пользоваться сетью Internet становится неотъемлемым требованием профессиональной подготовки специалиста транспортно-логисти-

ческой фирмы.

Современное состояние производства и реализации продукции зачастую ставит вопрос о выборе каналов продвижения продукции от источника первичных материалов (сырья) до конечного потре­бителя. Компьютерная сеть Internet стала технической базой элек­тронной торговли. Она используется для поиска и передачи в реаль­ном масштабе времени информации о спросе и предложении, а также для заключения сделок купли-продажи и слежения за процессом выполнения сделок. Согласно исследованию, проведенному компа­нией Forrester Research (Кембридж, штат Массачусетс), объем миро­вых продаж товаров и услуг по сети Internet вырос с 8 млрд. дол. в 1987 г. до 327 млрд. дол. в 2002 г.

«Виртуальное предприятие» представляется новой формой кооперации и может быть интерпретировано как сеть взаимодействующих агентов, не связанных в постоянные органи­зационные структуры, обладающих свободой поведения и интел­лектом. Эти агенты представляют собой элементы производствен­ной структуры, которые реализуют совместный проект. Создание виртуального предприятия есть создание взаимодействия неодно­родных интеллектуальных агентов. В состав виртуального пред­приятия входят все участники логистической системы (поставщи­ки, производители, экспедиторы, перевозчики, дистрибуторы и т. д.). Главные особенности деятельности виртуального предприятия заключаются в следующем:

придание одному из агентов, участвующих в кооперации, функ­ций головного предприятия, выполняющего роль организатора про­цесса производства и продвижения продукции, а также отвечающего перед заказчиком-потребителем;

сохранение экономической самостоятельности участников

кооперации;

кооперация носит виртуальный характер, т. е. формируется для выполнения конкретного заказа, а не для решения долговре­менных задач;

четкая организация и управление материальными, информацион­ными и финансовыми потоками между участниками кооперации.

Воплощение в жизнь концепции виртуальных предприятий созда­ет параллельно с материальным миром мир виртуальной реальности.

Этот мир связан с материальным, но не является его копией. Между объектами материального мира и объектами виртуальной реально­сти нет полного соответствия. Могут быть материальные объекты, которые не соответствуют объектам виртуальной реальности, равно как могут быть объекты виртуальной реальности, не имеющие ма­териального воплощения. Следовательно, материальный мир и мир виртуальной реальности, не будучи адекватными, дополняют друг друга, оказывают влияние друг на друга и способствуют взаимному развитию и совершенствованию.

При формировании виртуального предприятия применяется мо­дульная технология, т. е. оно представляется множеством модулей агентов (участников), выбранных из набора стандартных. Каждый модуль-участник (агент) кооперации сохраняет свою независимость и выполняет определенные функции, тем самым вкладывая свои силы и средства в реализацию общего проекта производства про­дукции или услуг. Модульная технология дает возможность авто­матизации поэлементной сборки логистических цепей и каналов любой степени сложности и надежности из имеющихся элементов. Хотя процесс сбора информации о модулях и их стандартизации достаточно сложен и трудоемок, но в дальнейшем это обеспечивает возможность создания новых виртуальных предприятий или их модернизации согласно изменениям конъюнктуры в короткий срок. В конечном счете, задача формирования виртуального предприятия воспринимается как задача выбора необходимых модулей из мно­жества имеющихся стандартных и координации их совместной ра­боты для удовлетворения определенных потребностей конкретного потребителя в установленное им время. В качестве критериев выбора могут выступать такие показатели, как максимальное удов­летворение запросов потребителя, минимизация общих логистиче­ских издержек, достижение максимальной прибыли, снижение экологических воздействий и т. д.

Сам процесс формирования виртуального предприятия осуще­ствляется поэтапно и состоит из:

сбора информации и построения базы данных о модулях;

классификации модулей по назначению и оценки их деятельности;

анализа рынка и выявления спроса;

определения целей и задач проектируемого виртуального пред­приятия;

определения необходимых типов модулей, входящих в струк­туру виртуального предприятия и требований к этим модулям;

сбора модулей, формирования различных вариантов структуры виртуального предприятия;

выбора оптимального варианта согласно выбранному критерию; согласования между выбранными модулями и корректировки. Процесс формирования виртуального предприятия носит цикли­ческий характер, обусловленный необходимостью коррекции целей, задач и моделей принятия решений на каждом этапе формирования.

Виртуальные предприятия, продающие товары и услуги через есть Internet, за несколько лет из мечты превратились в реальность. Объем электронной торговли в 1998 году, по данным Forester Research, составил для рынка «Бизнес-Бизнес» 43 млн. долларов, а для рынка «Бизнес-Потребитель» - 5 млн. долларов. Прогнозные цифры на 2002 год соответственно составили - 1,3 трлн. долларов и 42 млрд. долларов. Однако большинство товаров нужны потре­бителю не в электронном, а вещественном виде, поэтому все большее значение в управлении компаниями приобретает их способность поставить товар, и именно поставка товара становится основным конкурентным преимуществом. Переход на электронную торговлю качественно меняет отношение к логистике, так как новым каналом распределения для ряда товаров становится сама сеть Internet.

Наши рекомендации