Информационная инфраструктура
Отличительной чертой современного общества является его информатизация, т. е. насыщение производства и других сфер общественной деятельности различными потоками информации. Поэтому в конкурентной борьбе на любом сегменте рынка решающее значение начинают приобретать вопросы, связанные со сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием информации. Благодаря возможности информационного сопровождения и отображения всего многообразия экономических явлений, появилась настоятельная необходимость использования в процессе управления хозяйственной деятельностью информационных технологий, позволяющих обеспечить эффективное взаимодействие всей совокупности ресурсов хозяйствующих субъектов.
Важность информационного сопровождения и поддержки любой логистической системы прежде всего заключается в том, что на ней базируется управление организацией соответствующего уровня. Степень полноты, качество и своевременность информации во многом определяет эффективность управления системы в целом. Обычно принято выделять четыре уровня управления организацией с соответствующим уровнем информационного обеспечения (рис. 10.1).
Самый низкий уровень относится к информации по отдельным заказам, запросам, заявкам. Действующий персонал - непосредственные исполнители. Следующий уровень в информационной пирамиде относится к информационному обслуживанию оперативного управления фирмой и основной частью ее менеджеров.
Цели среднего уровня управления могут быть реализованы при наличии достаточно полной информации, обеспечивающей тактическое управление. Высший уровень - это стратегическое управле-
Рис. 10.1.Информационная пирамида организации
ние с прогнозированием будущей ситуации и учетом множества внешних факторов. Оно осуществляется высшим руководством компании, в то время как тактические планы реализуются менеджерами среднего звена. Поскольку тактические планы разрабатываются на основе стратегических, детализируя и развивая их главные направления на ограниченный период времени, то необходимая информация должна отличаться от информации первого и второго уровня.
Логистические системы, как правило, включают в себя большое число объектов, а именно: производственные предприятия, транспортное обеспечение, складские и терминальные комплексы, дистрибутивную сеть, потребителей продукции и другие объекты. Системообразующим фактором, объединяющим перечисленные разнородные элементы в единую систему, функционирующую в интересах всех ее участников, является информационная инфраструктура,
которая координирует и обеспечивает взаимодействие всех звеньев логистических цепей и каналов.
К основным элементам информационной инфраструктуры относятся:
информацинно-вычислительные комплексы внутрипроизводственных логистических систем;
информационно-аналитические комплексы логистических центров;
каналы передачи данных общего назначения;
информационные узлы и каналы передачи информации предприятий транспортно-экспедиционного обслуживания;
информационные узлы и каналы передачи информации региональных и местных распределительных центров системы сбыта продукции.
Основными источниками материальных потоков и первичной информации являются внутрипроизводственные логистические системы. Они задают определенный ритм работы всем полным логистическим цепям и каналам. Остальные элементы полных логистических цепей должны функционировать в унисон с ритмом в!гутрипроизводственных систем. Укрупненная схема внутрипроизводственной логистической системы может быть использована как для поставщиков материальных ресурсов, так для предприятий, производящих конечную потребительскую продукцию, и предприятий дистрибутивной сети. При системном подходе к организации хозяйственной деятельности внутрипроизводственная логистика выступает в роли координатора, инициатора и организатора связи между всеми субъектами предприятия и его окружения.
Основное отличие внутрипроизводственных логистических систем от макрологистических заключается в том, что в макрологистиче-ских системах функции по координации и синхронизации протекающих процессов, связанных с обслуживанием материальных, информационных, а зачастую, и финансовых потоков на стыке различных предприятий, фирм и компаний как производственного, так и снабженческо-сбытового характера, берут на себя логистические центры. Такие центры представляют собой сочетание информационно-аналитического комплекса и товарно-сервисного центра.
Принципы формирования, хранения и передачи информации потребителям и участникам в логистических системах должны обеспечивать наличие нужной информации, в полном объеме, в конкретном месте и в необходимое время. Причем должна быть
обеспечена защита информации от искажения и несанкционированного доступа, иными словами каждый субъект логистической системы должен иметь доступ на чтение или на коррекцию только той информации, к которой он допущен.
Приведенным требованиям отвечают следующие принципы и технологии, используемые при построении информационных систем логистики:
обеспечение единого информационного пространства для производственных, распределительных, эксплуатационных и транспортных объектов логистической системы;
организация доступа пользователей к информации логистической системы в реальном масштабе времени с учетом прав доступа;
единая система документооборота для всех участников логистической системы, соответствующая стандартам EDI (Electronic Data Inter-change) - электронного документооборота, утвержденного международной организацией стандартизации ISO (International Standards Organization).
Наличие единого информационного пространства и возможность оперативного обмена данными на электронных носителях между субъектами логистической системы обеспечивает следующие преимущества: сокращение трудоемкости подготовки данных (в два-три раза на каждом стыке), вводимых в компьютерную сеть грузополучателями и транспортно-экспедиционными фирмами за счет уже имеющейся информации во взаимодействующих системах; ускорение поступления данных по тем же причинам. На основе межсистемного взаимодействия можно решать и такие задачи, как: контроль продвижения грузов и прогноз их прибытия в пункты назначения; контроль состояния запасов и планирование их своевременного пополнения; контроль за оборотной тарой (поддонами и контейнерами), принадлежащей предприятию-грузоотправителю или грузополучателю; контроль за отгрузкой и сопоставление ее с заказами на доставку товаров.
Без стандартизации и унификации документооборота для всех участников логистической системы ее устойчивая работа просто становится невозможной. При этом необходимым условием является широкое использование принятых в мире стандартов на элементы данных, коды и правила синтаксиса для электронных деловых документов. В настоящее время наиболее распространенным стандартом для систем электронного обмена данными стал стан-
дарт EDITFACT, разработанный Европейской экономической комиссией при ООН и утвержденный Международной организацией по стандартизации - ISO. EDITFACT представляет собой систему принципов упрощения международного и внутреннего электронного обмена Деловой информации между производителями, экспортерами, оптовиками, розничной торговой сетью, брокерами, экспедиторами, получателями товара, перевозчиками, банками и государственными учреждениями.
Применение стандарта EDITFACT при электронном обмене обеспечивает следующие преимущества:
традиционные бумажные документы заменяются электронными файлами;
используются единообразно построенные сообщения, соответствующие международным стандартам;
осуществляется реализация прикладных задач в открытой коммуникационной среде - по стандартам ISO;
увеличивается скорость продвижения информации, и, следовательно, скорость деловых операций;
предусматривается использование современных сетей передачи данных и услуг;
как следствие, повышается конкурентоспособность на рынке предложений;
упрощаются внешнеторговые процедуры в связи с международным признанием стандарта.
Реализация приведенных выше основополагающих принципов построения информационной инфраструктуры предполагает применение современных информационных технологий. Приведем наиболее распространенные из них.
Сетевые технологии, применяемые при построении и функционировании локальных и глобальных информационных сетей передачи данных, которые используются:
. при создании локальных сетей предприятий, обеспечивающих единое информационное пространство для служб и персонала предприятия, локализованных на одной территории;
при организации корпоративных и глобальных информационных сетей, обеспечивающих единое информационное пространство для отдаленных от центра служб и филиалов корпорации, а также для различных фирм и компаний, взаимодействующих в полных логистических цепях и каналах.
Идеальным вариантом при построении информационных систем в логистике является однородная система, в которой и локальные, и корпоративные (глобальные) сети зиждятся на единых принципах и с использованием идентичных или, по крайней мере, совместимых сетевых протоколах обмена. Однако на'практике, зачастую, имеют место разнородные информационные подсистемы предприятий, фирм и магистрального транспорта. Так, на железнодорожном транспорте России в пределах министерства путей сообщения функционирует отраслевая информационная система АСУЖТ, использующая уникальный протокол собственной разработки и только недавно с большими сложностями начавшая переход на общепринятые в мировой практике протоколы.
Очевидно, что целесообразным и правильным будет:
ориентация на использование единой общепринятой в мире базовой технологии при создании региональной логистической системы и при разработке вновь возникающих локальных информационных подсистем;
разработка и внедрение адаптеров, обеспечивающих сопряжение уникальных отраслевых, информационных систем с существующей базовой технологией информационного обмена.
В качестве базовой сетевой технологии целесообразно принять наиболее распространенную в мире, да и в России, динамично развивающуюся INTERNET-INTRANET технологию, которая опирается на сетевой протокол TCP/IP.
Технологии, используемые при создании распределенных баз данных, организации распределенной обработки данных, обеспечении санкционированного доступа .и защиты данных. Необходимо отметить, что при построении локальных, корпоративных и глобальных информационных систем для логистики централизованная обработка и хранение больших объемов данных в информацион-I ных узлах логистической системы является в большей степени желательным вариантом, чем децентрализованная (распределенная) до уровня пользователей.
В том случае, когда достаточно последовательно используется архитектура построения информационной системы «клиент-сервер» при организации локальных сетей в сочетании с обеспечением вы-|сокоскоростных каналов обмена между серверами, расположенными в узлах системы, можно добиться оперативного доступа к инфор- мации и оперативного решения прикладных задач для всех субъек-
тов информационного пространства логистической системы. Многолетний опыт разработки и эксплуатации информационных систем в различных областях управления и бизнеса позволяет утверждать, что из наиболее продвинутых технологий, обеспечивающих создание локальных, корпоративных- и глобальных распределенных информационных систем в архитектуре «Клиент-сервер» является в настоящее время технология ORACLE, которую можно рекомендовать в качестве базовой технологии для разработки распределенной информационной системы в логистических структурах.
Геоинформационные системы (ГИС) - используются для автоматизированного выбора оптимальных маршрутов доставки грузов и решения разнообразных транспортных задач. ГИС - это аппаратно-программный комплекс, связующий воедино пространственную графическую информацию и атрибутивные базы данных, т. е. технологии, совмещающие в себе возможности электронной картографии и баз данных. Если первые ГИС были ориентированы на решение картографических задач, то в настоящее время эти системы находят применение в самых различных предметных областях.
Так, например, ГИС полезны для тех, кто имеет дело с сетевыми структурами-улицами, транспортными структурами и т. д. С ее помощью можно установить ближайшую к месту совершения дорожно-транспортного происшествия авторемонтную мастерскую, определить кратчайшее расстояние (путь следования) между складами, составить развозочные маршруты по магазинам и строительным площадкам, рассчитать зону транспортной доступности вокруг предприятия и т. д.
С помощью ГИС в логистике можно решать такие задачи, как организация сбора информации о различных тематических объектах, оперативная обработка полученных данных, оптимизация транспортных потоков и маршрутов движения, пространственный анализ дислокации объектов, иными словами, расширения и интеграции организационно-технологических процессов.
GPS-технологии используются, как правило, в совокупности со спутниковой связью для осуществления централизованного контроля в реальном масштабе времени за нахождением и состоянием транспортных средств и особо значимых грузов, а также оперативного управления работой транспорта. Применение высокоточных спутниковых навигационных и телекоммуникационных систем позволяет обеспечить безопасное функционирование городских,
пригородных и междугородных перевозок, транспортных терминалов на всей территории России, а также создать качественно новый стандарт рынка транспортных услуг.
Назрела необходимость создания на основе спутниковой навигации интегрированной информационной управляющей системы в крупных городах России для автобусов, троллейбусов и трамваев с жесткой централизацией управления всем транспортом. В качестве системы управления базами данных выступает технология ORACLE. Сбор навигационной информации производится непосредственно от подвижных единиц на диспетчерский пульт, который обеспечивает также прием экстренных сообщений при нештатных ситуациях. Технологическая часть системы обеспечивает выдачу различной информации в виде выходных форм как в режиме реального времени, так и по окончании смены с обеспечением архивации и хранения информации.
Транспортно-складские технологии, основанные на средствах автоматической идентификации грузов, тары, транспортных средств. Одной из перспективных информационных составляющих таких технологий является штрих-кодовая идентификация грузов, транспортных средств и тары. Применение этой технологии требует существенных стартовых затрат на оснащение складских комплексов и транспортных фирм средствами нанесения и считывания унифицированных штриховых кодов.
Хотя в настоящее время имеется большой выбор технических и программных средств для широкого внедрения этой технологии, она, в основном, используется только в сфере распределения потребительских товаров и в отдельных складских комплексах, обслуживающих грузопотоки импортных товаров с уже нанесенными поставщиком штриховыми кодами. Несмотря на это, при создании логистических систем целесообразно начинать поэтапное внедрение такой технологии на тех участках, где оно окажется экономически выгодным. Наличие штрих-кодовой идентификации продукции, тары и транспортных средств делает их носителями информации и позволяет перейти от безбумажных к бездокументным технологиям. Кроме этого открывается возможность для решения в реальном масштабе времени целого ряда принципиально новых задач, связанных с оптимизацией грузовых потоков, использования складских площадей и объемов, а также оптимизацией использования тары и подвижного состава.
Технологии, используемые при проектировании логистических и информационных систем для них, представляют сложный многоэтапный процесс. Перечень основных этапов сводится к следующему:
1. Обследование и анализ действующей производственно-транспортной системы.
2. Разработка проектных схем материальных потоков на полигоне макросистемы. Построение в обобщенном виде технической и технологической структуры логистической системы.
3. Идентификация «узких мест» и препятствий на пути движения материальных потоков.
4. Разработка и анализ аналитических и имитационных компьютерных моделей для всей логистической системы и отдельных ее элементов.
5. Обоснование требований к техническим средствам логистической системы, информационным и коммуникационным системам, экономическому и организационному обеспечению.
6. Построение информационной системы с использованием приведенных выше принципов и технологий.
Сначала формируется информационно-справочная поддерживающая система, которая распространяется до уровня функционирования в режиме диалога, в том числе и с использованием идей экспертной системы. В конечном счете получают интегрированную информационно-управляющую систему, которая обеспечивает непрерывный контроль за движением материальных потоков по маршрутам следования их, обмен информацией между всеми объектами и эффективное управление материальными потоками в логистической системе.
В процессе проектирования логистических систем на каждом из этапов участвует много разработчиков, а часть из них меняется от этапа к этапу, накапливается большой объем проектной информации, поэтому используемые технологии должны обеспечить:
единое информационное пространство для всех участников разработки проекта;
возможность фиксации, наглядного представления, согласования и накопления в структурированном банке данных проектной информации на всех этапах проектирования;
инструментальную поддержку всех этапов проектирования;
возможность проектирования сверху вниз с последовательным использованием проектной информации предыдущего этапа и детализацией;
автоматизацию рутинных работ, автоматическую генерацию программного кода;
автоматизацию документирования проекта;
средства проведения реинжениринга действующих систем.
Всем этим требованиям в полной мере отвечает CASE - технология, созданная корпорацией Oracle для коллективной разработки проектов распределенных информационных систем.
Со стороны ведущих европейских компаний в последнее время существенно изменилось отношение к информационным технологиям. Их внимание переместилось с технологии обработки информации на проблему повышения ее ценности.
10.2. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СИСТЕМЫ И ИНТЕРНЕТ
Для решения вопросов, связанных со сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением, использованием информации, а также для получения «готовой к употреблению» информации создаются и используются различные мультимедийные системы. Это довольно новое для пользователей программных продуктов в России понятие, хотя оно все чаще используется при обсуждении компьютерного программного обеспечения различных видов хозяйственной деятельности.
Под понятием мультимедиа рассматривают систему программных средств, при применении которых происходит объединение видеоинформации, звука, графики, анимации и текста. Применение мультимедийных систем позволяет получить качественно новый уровень обработки информации за счет совмещения визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. При этом конечный состав элементов конкретной мультимедийной системы может изменяться и находиться в непрерывном развитии, а ее границы четко не устанавливаются.
Современные мультимедийные системы практически мгновенно позволяют подключаться к любым электронным массивам данных и использовать их для получения необходимой информации, активного обучения, повышения квалификации в интересах бизнеса,
культуры и т. д. Мультимедийные системы дают возможность легко манипулировать укрупненными базами данных, не вдаваясь в специальные технические и технологические подробности их формирования, для корректирования стратегического курса развития бизнеса. При этом мультимедийные системы свободно могут обрабатывать подробную первичную информацию для решения тактических задач хозяйственной деятельности.
Большинство литературных источников по логистике внедряют в качестве основного материальный поток, а потоки информации и финансовых средств определяются ими как его производные. В качестве основной задачи логистики выдвигается создание эффективной системы регулирования и контроля материальных, информационных и финансовых потоков для достижения высокого качества поставки продукции и выполнения сопутствующих логистических операций. Однако в настоящее время информационные потоки начинают играть особую роль. Информация является важным элементом средств производства, необходимым для организации любой хозяйственной деятельности, так же, как материальные ресурсы, рабочая сила, капитал и т. д. Поэтому все большее число хозяйствующих субъектов обращаются к мультимедийным системам для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации.
Информационная инфраструктура, информационные логистические системы, появившиеся в связи с развитием новейших информационных технологий, начинают становиться той базой, на которой формируются организационнно-технологические логистические структуры. Информационная система в таких случаях представляет собой значимый элемент логистической структуры, который связывает ее воедино и служит для координации действий внутри структуры. Эффективнее всего реализация информационной системы происходит в рамках компьютерных технологий, к числу которых относятся и мультимедийные системы.
Любые мультимедийные системы строятся на основе объединения аппаратных устройств и программных средств. Отдельный компьютер позволяет накапливать информацию, пришедшую как из внешней среды, так и из самого хозяйствующего объекта. Накопленная в памяти компьютера, на бумажных или иных носителях информация образует локальные массивы информации или локальные базы данных конкретной фирмы. Если же в фирме имеются
несколько компьютеров, то они, как правило, соединяются между собой и могут использоваться для передачи информации между ее подразделениями, и тогда возникает локальная информационная система. Базы данных в этой системе находятся в децентрализованном или в распределенном виде в памяти нескольких или всех компьютеров. При необходимости собрать определенную информацию в одном месте, в локальной сети специально для этих целей может быть выделен один компьютер, предназначенный для централизованного информационного обслуживания. Такой компьютер носит название сервера, а другие компьютеры, подключаемые к сети, именуются клиентами. Информационная система, построенная на подобном принципе, называется «Клиент-сервер». Все аналогичные локальные системы структурных подразделений фирмы могут быть объединены между собой, в результате чего формируется локальная информационная система конкретной фирмы.
По мере расширения локальной сети фирмы к ней подключаются компьютеры специалистов и менеджеров, что позволяет более эффективно решать хозяйственно-экономические проблемы. На следующем этапе происходит подключение локальной сети фирмы к одной или нескольким региональным информационным системам. В свою очередь региональные системы соединяются друг с другом, а в дальнейшем через провайдера информационных услуг - к глобальным мультимедийным системам. Глобальные системы также имеют тенденцию к взаимному объединению. В конечном итоге частные (фирменные), региональные, отраслевые и глобальные информационные системы объединяются между собой, что приводит к конструированию коммуникационной общепланетной, мультимедийной системы, примером которой является сеть Internet.
Internet представляет собой всемирную информационную компьютерную сеть, которая объединяет множество компьютерных сетей, работающих по единым правилам. В сети Internet нет единого центра управления. Как и любая компьютерная сеть, Internet состоит из множества компьютеров, соединенных между собой линиями связи путем использования установленного на этих компьютерах программного обеспечения. Пользователи Internet подключаются к сети через компьютеры специальных организаций, которые называются поставщиками услуг Internet. Причем, к сети Internet может быть подключен как отдельный компьютер, так и локальная сеть конкретной фирмы, что равносильно подключению всех ком-
пьютеров этой локальной сети, хотя линией связи с Internet непосредственно соединен только один компьютер. Соединение может быть и временным.
В самом общем случае Internet осуществляет обмен информацией между любыми двумя компьютерами, подключенными к сети. Компьютеры, подключенные к сети Internet, обычно называют узлами Internet. Узлы, находящиеся у поставщиков услуг Internet, обеспечивают доступ пользователей по всей сети. Имеются и узлы, специализирующиеся на предоставлении информации, с помощью которых фирмы распространяют информацию о своих товарах и услугах.
В сети Internet используют два основных понятия: адрес и протокол. Свой уникальный адрес имеет каждый компьютер, подключенный к сети Internet. Даже при временном подключении по коммутируемому каналу компьютеру выделяется уникальный адрес. В любой момент времени все компьютеры, подключенные к сети, имеют разные адреса. Адрес является важнейшим элементом организации потоковых процессов в любой мультимедийной системе.
Сетевой протокол устанавливает правила работы компьютеров, которые входят в сеть Internet. Стандартные протоколы предписывают разным компьютерам «говорить на одном языке», осуществляя возможность работы в сети Internet разнотипных компьютеров под управлением различных операционных систем. Сетевые протоколы строятся по многоуровневому принципу. На нижнем уровне описываются правила передачи небольших частей информации с одного компьютера на другой. Протокол следующего уровня описывает правила разбиения больших массивов данных на небольшие части и комплектации их снова в единое целое. На следующем, более высоком уровне описывается механизм передачи файлов. При этом используются протоколы нижних уровней. В сети Internet протоколы различных уровней взаимодействуют друг с другом.
На нижнем уровне применяются два основных протокола: «Internet Protocol» - IP (протокол Интернет) и «Transmission Control Protocol» - TCP (протокол управления передачей). Два эти протокола взаимосвязаны и, зачастую, их объединяют, указывая на то, что в сети Internet базовым протоколом является TCP/IP. Все остальные протоколы строятся на их основе. Протоколы TCP/IP обеспечивают передачу информации между двумя компьютерами, тогда как все остальные с их помощью реализуют самые разные сервисные услуги сети Internet.
Важной сервисной услугой в сети Internet является электронная почта или e-mail, которая долгое время оставалась самым распространенным и дешевым средством обмена информацией в мультимедийных системах. Механизм ее функционирования мало чем отличается в процессе передачи сообщений от работы обычной почты, но e-mail значительно быстрее. С помощью специальной программы составляется письмо и передается в папку для исходящих корреспонденцией, после чего пользователь соединяется с почтовым отделением, располагающимся на компьютере поставщика услуг Internet, и обменивается почтой.
Любые хозяйствующие субъекты могут обмениваться информацией через электронную почту с другими фирмами, клиентами и партнерами, осуществляя повседневные деловые контакты. Сеть Internet не ограничивает своих пользователей одной персональной перепиской. Списки рассылки дают возможность пользователю отсылать письмо в адрес группового псевдонима, а программное обеспечение рассылает копию этого письма каждому адресату согласно списку. Наличие списков рассылки в сети Internet дает возможность пользователям выбирать и получать информацию проблемного или коммерческого характера, а предприятиям-поставщикам продукции или услуг создавать и поддерживать свои собственные списки рассылки. Фирмы могут получать информацию и от экспертов, чьи адреса внесены в специальный региональный информационный список рассылки.
Одной из основных задач управления в мультимедийных системах является создание эффективной информационной инфраструктуры, которая позволила бы собирать, обрабатывать и транспортировать информацию в соответствии с поставленными целями.
Совершенствование транспортных систем и конкурентная борьба на рынке транспортных услуг вынуждает фирмы использовать самые современные информационные технологии, включая возможности и информационные ресурсы сети Internet. Особенно возрос интерес к транспортно-логистическим информационным ресурсам сети Internet, который стал проявляться с развитием интер- и мультимо-дальных перевозок, а также логистических принципов в построении транспортных систем. В настоящее время широко представлены и доступны справочные и нормативные документы, рекламная информация, контактные адреса, публикации, статистическая информация о перевозках и т. д. Таким образом, умение свободно
пользоваться сетью Internet становится неотъемлемым требованием профессиональной подготовки специалиста транспортно-логисти-
ческой фирмы.
Современное состояние производства и реализации продукции зачастую ставит вопрос о выборе каналов продвижения продукции от источника первичных материалов (сырья) до конечного потребителя. Компьютерная сеть Internet стала технической базой электронной торговли. Она используется для поиска и передачи в реальном масштабе времени информации о спросе и предложении, а также для заключения сделок купли-продажи и слежения за процессом выполнения сделок. Согласно исследованию, проведенному компанией Forrester Research (Кембридж, штат Массачусетс), объем мировых продаж товаров и услуг по сети Internet вырос с 8 млрд. дол. в 1987 г. до 327 млрд. дол. в 2002 г.
«Виртуальное предприятие» представляется новой формой кооперации и может быть интерпретировано как сеть взаимодействующих агентов, не связанных в постоянные организационные структуры, обладающих свободой поведения и интеллектом. Эти агенты представляют собой элементы производственной структуры, которые реализуют совместный проект. Создание виртуального предприятия есть создание взаимодействия неоднородных интеллектуальных агентов. В состав виртуального предприятия входят все участники логистической системы (поставщики, производители, экспедиторы, перевозчики, дистрибуторы и т. д.). Главные особенности деятельности виртуального предприятия заключаются в следующем:
придание одному из агентов, участвующих в кооперации, функций головного предприятия, выполняющего роль организатора процесса производства и продвижения продукции, а также отвечающего перед заказчиком-потребителем;
сохранение экономической самостоятельности участников
кооперации;
кооперация носит виртуальный характер, т. е. формируется для выполнения конкретного заказа, а не для решения долговременных задач;
четкая организация и управление материальными, информационными и финансовыми потоками между участниками кооперации.
Воплощение в жизнь концепции виртуальных предприятий создает параллельно с материальным миром мир виртуальной реальности.
Этот мир связан с материальным, но не является его копией. Между объектами материального мира и объектами виртуальной реальности нет полного соответствия. Могут быть материальные объекты, которые не соответствуют объектам виртуальной реальности, равно как могут быть объекты виртуальной реальности, не имеющие материального воплощения. Следовательно, материальный мир и мир виртуальной реальности, не будучи адекватными, дополняют друг друга, оказывают влияние друг на друга и способствуют взаимному развитию и совершенствованию.
При формировании виртуального предприятия применяется модульная технология, т. е. оно представляется множеством модулей агентов (участников), выбранных из набора стандартных. Каждый модуль-участник (агент) кооперации сохраняет свою независимость и выполняет определенные функции, тем самым вкладывая свои силы и средства в реализацию общего проекта производства продукции или услуг. Модульная технология дает возможность автоматизации поэлементной сборки логистических цепей и каналов любой степени сложности и надежности из имеющихся элементов. Хотя процесс сбора информации о модулях и их стандартизации достаточно сложен и трудоемок, но в дальнейшем это обеспечивает возможность создания новых виртуальных предприятий или их модернизации согласно изменениям конъюнктуры в короткий срок. В конечном счете, задача формирования виртуального предприятия воспринимается как задача выбора необходимых модулей из множества имеющихся стандартных и координации их совместной работы для удовлетворения определенных потребностей конкретного потребителя в установленное им время. В качестве критериев выбора могут выступать такие показатели, как максимальное удовлетворение запросов потребителя, минимизация общих логистических издержек, достижение максимальной прибыли, снижение экологических воздействий и т. д.
Сам процесс формирования виртуального предприятия осуществляется поэтапно и состоит из:
сбора информации и построения базы данных о модулях;
классификации модулей по назначению и оценки их деятельности;
анализа рынка и выявления спроса;
определения целей и задач проектируемого виртуального предприятия;
определения необходимых типов модулей, входящих в структуру виртуального предприятия и требований к этим модулям;
сбора модулей, формирования различных вариантов структуры виртуального предприятия;
выбора оптимального варианта согласно выбранному критерию; согласования между выбранными модулями и корректировки. Процесс формирования виртуального предприятия носит циклический характер, обусловленный необходимостью коррекции целей, задач и моделей принятия решений на каждом этапе формирования.
Виртуальные предприятия, продающие товары и услуги через есть Internet, за несколько лет из мечты превратились в реальность. Объем электронной торговли в 1998 году, по данным Forester Research, составил для рынка «Бизнес-Бизнес» 43 млн. долларов, а для рынка «Бизнес-Потребитель» - 5 млн. долларов. Прогнозные цифры на 2002 год соответственно составили - 1,3 трлн. долларов и 42 млрд. долларов. Однако большинство товаров нужны потребителю не в электронном, а вещественном виде, поэтому все большее значение в управлении компаниями приобретает их способность поставить товар, и именно поставка товара становится основным конкурентным преимуществом. Переход на электронную торговлю качественно меняет отношение к логистике, так как новым каналом распределения для ряда товаров становится сама сеть Internet.