Характеристика внешней среды организации

Обрабатывающая промышленность России - это ведущая отрасль российской промышленности.

Россия занимает 11-е место в мире по объёму номинальной добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности. Основными отраслями российской обрабатывающей промышленности являются:

- машиностроение (22%);

- нефтепереработка (21%);

- черная и цветная металлургия (16%);

- пищевая промышленность (16%);

- химическая и нефтехимическая промышленность (10%);

- промышленность стройматериалов (5%).

На эти отрасли в сумме приходится около 90% выпуска в обрабатывающей промышленности. Более подробная характеристика обрабатывающей промышленности представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Характеристика обрабатывающей промышленности

Показатель 2009 г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Объем отгруженной (произведенной) продукции, млн. руб.
Производительность труда, млн. руб. 102,01 139,08 176,5 190,95 189,38
Рентабельность, % 14,8 19,2 24,1 21,2 16,7
Величина основных фондов, млн. руб.
Степень износа основных фондов, % 45,7 46,1 46,7 46,8 46,8
Фондоотдача, руб. 0,15 0,19 0,21 0,21 0,18

Из данных таблицы 1 видно, что прослеживается четкая тенденция к увеличению объема произведенной продукции. Так в 2009 г. объем составил 1061000 млн. руб. и 1926000 млн. руб. в 2013 г., что положительно сказывается на экономике страны в целом.

Также можно отметить снижение рентабельности в 2013 г. по сравнению с 2010 г. на 2,5 %.

Анализируемый показатель фондоотдачи, свидетельствует о ее скачкообразной динамике, при которой наибольшая величина приходится на 2011 и 2012 гг. - 0,21 руб., а наименьшая на 2009 год – 0,15 руб.

Происходит увеличение степени износа основных фондов с 45,7% до 46,8 % в 2009 и 2013 гг. соответственно. Данная динамика отрицательно сказывается на развитии обрабатывающей промышленности.

Анализируемое нами предприятие ПАО «Сибур Холдинг» является одним из лидеров химической и нефтехимической промышленности. Его основным конкурентом является швейцарская химическая компания, основные производственные активы которой расположены в России – ЕвроХим. Также конкуренцию им составляют такие предприятия как, Нижнекамскнефтехим, Уралкалий, ФосАгро и Акрон, имеющие наибольший после Сибура и ЕвроХима объем реализации.

Рассмотрим подробнее показатели развития рассматриваемого нами предприятия и его главных конкурентов таблице 2.

Рентабельность реализации рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему реализации.

Рентабельность капитализации определяется как отношение чистой прибыли к величине капитализации.

Таблица 2 – Характеристика основных конкурентов ПАО «Сибур Холдинг»

Показатель Сибур ЕвроХим Нижнекамскнефтехим Уралкалий ФосАгро Акрон
Объем реализации, млн. руб. 196377,5
Темп прироста, % 33,8 10,8 8,7 17,7 9,9
Прибыль до налогообложения, млн. руб. 14633,33 45396,44 11689,07 -39450 -15429 -9284,8
Чистая прибыль, млн. руб. 12672,3 46655,55 9269,16 -33277 -13409 -7935,21
Капитализация, млн. руб. 208901,29 174242,67 34 255,3 396 450,2 159906,6 46516,8
Рентабельность реализации, % 4,44 23,76 6,77 -0,24 -10,89 -10,63
Рентабельность капитализации, % 6,07 26,78 27,06 -0,08 -8,39 -17,06

Для каждого предприятия рассчитаем коэффициент концентрации в отрасли (CR). Он рассчитывается как отношение объема реализации продукции определенного продавца к общему объему реализации на данном товарном рынке.

CR1= Характеристика внешней среды организации - student2.ru =0,3

CR2= Характеристика внешней среды организации - student2.ru =0,21

СR3= Характеристика внешней среды организации - student2.ru =0,14

СR4= Характеристика внешней среды организации - student2.ru =0,14

СR5= Характеристика внешней среды организации - student2.ru =0,13

СR6= Характеристика внешней среды организации - student2.ru =0,08

Сибур занимает лидирующее место в химической и нефтехимической промышленности, о чем свидетельствует наибольший объем реализации среди крупнейших предприятий - 285545 млн. руб., и соответственно наибольшая доля в отрасли – 0,3. Однако рентабельность реализации составляет 4,4%, что является третьим результатом среди главных конкурентов. Также Сибур имеет высокий темп прироста в 33,8%, в то время как второй крупнейший представитель данной отрасли Еврохим имеет темп прироста только в 8,7 %.

Но стоит отметить, что чистая прибыль ЕвроХима составляет 46655,55 млн. руб. против 14633,33 млн. руб. Сибура. Среди оставшихся предприятий чистая прибыль наблюдается только у Нижнекамскнефтехима - 9269,16 млн. руб. У Уралкалия, ФосАгро и Акрона же результатом экономической деятельности является чистый убыток.

Также Сибур имеет небольшую рентабельность капитализации относительно своих конкурентов - 6,07%. У ЕвроХима и Нижнекамскнефтехима этот показатель составляет 26,78% и 27,06% соответственно.

Для того чтобы, выявить сильные и слабые стороны предприятия, проведем SWOT анализ. Он покажет, обладает ли компания внутренними ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам. А также, какие внутренние слабости могут усложнить ситуацию. SWOT анализ помогает проанализировать ситуацию, положение компании, как в текущий момент времени, так и в будущем, и указывает на те внутренние особенности компании, которые нуждаются в изменении или усилении.

Таблица 3 – SWOT анализ ПАО «Сибур Холдинг»

Сильные стороны Слабые стороны
1. Финансовая независимость предприятия 1. Неэффективность организационной структуры
2. Высокое качество производства 2. Слабая корпоративная культура
3. Наличие квалифицированного персонала 3. Сокращение чистой прибыли
4. Наличие широкой производственной базы 4. Низкая система мотивации
5. Наличие проверенных и надёжных партнёров  
Возможности Угрозы
1. Расширение ассортимента продукции и услуг 1. Изменение законов, правил и норм качества и стандартов продукции
2. Выход на международный рынок 2. Колебание валютного курса
3. Увеличение доли рынка, занимаемого компанией 3.Инфляция
4. Расширение торговых связей на российском рынке 4. Высокий уровень конкуренции
5. Совершенствование рекламной политики 5. Ограниченность ресурсов

Оценка сильных и слабых сторон является важнейшим началом совершенствования деятельности любого предприятия. Поэтому каждая компания должен анализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятся вне сферы постоянного контроля и могут оказать влияние на ее стратегию.

Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны: финансовая независимость предприятия, высокое качество производства, наличие квалифицированного персонала, а также слабые стороны - неэффективность организационной структуры, слабая корпоративная культура, сокращение чистой прибыли. Раскрыты возможности, при учете влияния угроз.

Уникальные возможности дают компании шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, создают конкурентные преимущества на рынке. С другой стороны, необходимо вмешательство в слабые стороны организации.

Наши рекомендации