Характеристика внешней среды организации
Обрабатывающая промышленность России - это ведущая отрасль российской промышленности.
Россия занимает 11-е место в мире по объёму номинальной добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности. Основными отраслями российской обрабатывающей промышленности являются:
- машиностроение (22%);
- нефтепереработка (21%);
- черная и цветная металлургия (16%);
- пищевая промышленность (16%);
- химическая и нефтехимическая промышленность (10%);
- промышленность стройматериалов (5%).
На эти отрасли в сумме приходится около 90% выпуска в обрабатывающей промышленности. Более подробная характеристика обрабатывающей промышленности представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика обрабатывающей промышленности
Показатель | 2009 г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | 2013г. |
Объем отгруженной (произведенной) продукции, млн. руб. | |||||
Производительность труда, млн. руб. | 102,01 | 139,08 | 176,5 | 190,95 | 189,38 |
Рентабельность, % | 14,8 | 19,2 | 24,1 | 21,2 | 16,7 |
Величина основных фондов, млн. руб. | |||||
Степень износа основных фондов, % | 45,7 | 46,1 | 46,7 | 46,8 | 46,8 |
Фондоотдача, руб. | 0,15 | 0,19 | 0,21 | 0,21 | 0,18 |
Из данных таблицы 1 видно, что прослеживается четкая тенденция к увеличению объема произведенной продукции. Так в 2009 г. объем составил 1061000 млн. руб. и 1926000 млн. руб. в 2013 г., что положительно сказывается на экономике страны в целом.
Также можно отметить снижение рентабельности в 2013 г. по сравнению с 2010 г. на 2,5 %.
Анализируемый показатель фондоотдачи, свидетельствует о ее скачкообразной динамике, при которой наибольшая величина приходится на 2011 и 2012 гг. - 0,21 руб., а наименьшая на 2009 год – 0,15 руб.
Происходит увеличение степени износа основных фондов с 45,7% до 46,8 % в 2009 и 2013 гг. соответственно. Данная динамика отрицательно сказывается на развитии обрабатывающей промышленности.
Анализируемое нами предприятие ПАО «Сибур Холдинг» является одним из лидеров химической и нефтехимической промышленности. Его основным конкурентом является швейцарская химическая компания, основные производственные активы которой расположены в России – ЕвроХим. Также конкуренцию им составляют такие предприятия как, Нижнекамскнефтехим, Уралкалий, ФосАгро и Акрон, имеющие наибольший после Сибура и ЕвроХима объем реализации.
Рассмотрим подробнее показатели развития рассматриваемого нами предприятия и его главных конкурентов таблице 2.
Рентабельность реализации рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему реализации.
Рентабельность капитализации определяется как отношение чистой прибыли к величине капитализации.
Таблица 2 – Характеристика основных конкурентов ПАО «Сибур Холдинг»
Показатель | Сибур | ЕвроХим | Нижнекамскнефтехим | Уралкалий | ФосАгро | Акрон |
Объем реализации, млн. руб. | 196377,5 | |||||
Темп прироста, % | 33,8 | 10,8 | 8,7 | 17,7 | 9,9 | |
Прибыль до налогообложения, млн. руб. | 14633,33 | 45396,44 | 11689,07 | -39450 | -15429 | -9284,8 |
Чистая прибыль, млн. руб. | 12672,3 | 46655,55 | 9269,16 | -33277 | -13409 | -7935,21 |
Капитализация, млн. руб. | 208901,29 | 174242,67 | 34 255,3 | 396 450,2 | 159906,6 | 46516,8 |
Рентабельность реализации, % | 4,44 | 23,76 | 6,77 | -0,24 | -10,89 | -10,63 |
Рентабельность капитализации, % | 6,07 | 26,78 | 27,06 | -0,08 | -8,39 | -17,06 |
Для каждого предприятия рассчитаем коэффициент концентрации в отрасли (CR). Он рассчитывается как отношение объема реализации продукции определенного продавца к общему объему реализации на данном товарном рынке.
CR1= =0,3
CR2= =0,21
СR3= =0,14
СR4= =0,14
СR5= =0,13
СR6= =0,08
Сибур занимает лидирующее место в химической и нефтехимической промышленности, о чем свидетельствует наибольший объем реализации среди крупнейших предприятий - 285545 млн. руб., и соответственно наибольшая доля в отрасли – 0,3. Однако рентабельность реализации составляет 4,4%, что является третьим результатом среди главных конкурентов. Также Сибур имеет высокий темп прироста в 33,8%, в то время как второй крупнейший представитель данной отрасли Еврохим имеет темп прироста только в 8,7 %.
Но стоит отметить, что чистая прибыль ЕвроХима составляет 46655,55 млн. руб. против 14633,33 млн. руб. Сибура. Среди оставшихся предприятий чистая прибыль наблюдается только у Нижнекамскнефтехима - 9269,16 млн. руб. У Уралкалия, ФосАгро и Акрона же результатом экономической деятельности является чистый убыток.
Также Сибур имеет небольшую рентабельность капитализации относительно своих конкурентов - 6,07%. У ЕвроХима и Нижнекамскнефтехима этот показатель составляет 26,78% и 27,06% соответственно.
Для того чтобы, выявить сильные и слабые стороны предприятия, проведем SWOT анализ. Он покажет, обладает ли компания внутренними ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам. А также, какие внутренние слабости могут усложнить ситуацию. SWOT анализ помогает проанализировать ситуацию, положение компании, как в текущий момент времени, так и в будущем, и указывает на те внутренние особенности компании, которые нуждаются в изменении или усилении.
Таблица 3 – SWOT анализ ПАО «Сибур Холдинг»
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Финансовая независимость предприятия | 1. Неэффективность организационной структуры |
2. Высокое качество производства | 2. Слабая корпоративная культура |
3. Наличие квалифицированного персонала | 3. Сокращение чистой прибыли |
4. Наличие широкой производственной базы | 4. Низкая система мотивации |
5. Наличие проверенных и надёжных партнёров | |
Возможности | Угрозы |
1. Расширение ассортимента продукции и услуг | 1. Изменение законов, правил и норм качества и стандартов продукции |
2. Выход на международный рынок | 2. Колебание валютного курса |
3. Увеличение доли рынка, занимаемого компанией | 3.Инфляция |
4. Расширение торговых связей на российском рынке | 4. Высокий уровень конкуренции |
5. Совершенствование рекламной политики | 5. Ограниченность ресурсов |
Оценка сильных и слабых сторон является важнейшим началом совершенствования деятельности любого предприятия. Поэтому каждая компания должен анализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятся вне сферы постоянного контроля и могут оказать влияние на ее стратегию.
Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны: финансовая независимость предприятия, высокое качество производства, наличие квалифицированного персонала, а также слабые стороны - неэффективность организационной структуры, слабая корпоративная культура, сокращение чистой прибыли. Раскрыты возможности, при учете влияния угроз.
Уникальные возможности дают компании шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, создают конкурентные преимущества на рынке. С другой стороны, необходимо вмешательство в слабые стороны организации.