Примеры способов, которыми компании сократили издержки, чтобы остаться конкурентоспособными
Оценка издержек в ходе принятия делового решения всегда вызывает у менеджеров смешанные чувства. Это происходит из-за того, что попытки снижения издержек могут привести к сокращению штата, увольнениям работников, сокращениям дискреционных расходов, например на обучение и поездки или привилегии для руководителей, такие как корпоративные самолеты. Попытки увеличить доходы, наоборот, приводят к росту и процессам, которые этому способствуют (например, новым работникам, лучшему оборудованию, новым офисам, увеличениям дискреционных расходов и привилегий). Тем не менее с объективной точки зрения очевидно, что при определенном уровне выпуска и выручки сэкономленный доллар дает такой же практический результат, как и дополнительный доллар выручки при определенном уровне выпуска и издержек. Ниже приведены примеры методов или процедур снижения издержек, которые применялись фирмами, чтобы остаться конкурентоспособными.
1. Стратегическое использование издержек. Фирма может выбрать использование управление издержками в качестве основы стратегии конкуренции на рынке. В отрасли розничной торговли примером, который сразу приходит на ум, является компания Wal-Mart. В авиалиниях это Southwest Airlines. Давайте более подробно рассмотрим то, как эта авиалиния использовала управление издержками в качестве составляющей своей стратегии.
Southwest Airlines начала свою деятельность в 1967 г. и стремилась улучшить состояние авиаперевозок между Хьюстоном, Далласом и Сан-Алтонио, Техас. Сегодня эта компания является грозным соперником на рынке авиаперевозок малой протяженности (500 миль и меньше). В действительности сейчас существуют определенные маршруты {например, из Бербэнк, Калифорния, в Лас-Вегас, Невада), от которых крупным авиалиниям, таким как American Airlines, пришлось отказаться с приходом Southwest Airlines. Southwest Airlines достигла такого успеха благодаря тому, что является недорогим поставщиком авиаперевозок малой протяженности. Обычные тарифы компании могут составлять одну треть от стандартных тарифов, устанавливаемых крупными авиалиниями на авиаперевозки малой протяженности.
Одними из основных аспектов, которые лают Southwest стоимостное преимущество перед American Airlines и другими крупными компаниями, являются списочный состав (компания нанимает работников, не состоящих в профсоюзе), питание (при авиаперелетах малой протяженности не подаются продукты питания) и амортизация (воздушный флот Southwest Airlines не такой новый, как у American Airlines).
Однако важнее взглянуть на преимущество по издержкам Southwest Airlines не как на набор специальных мер, а как на результат общей рыночной стратегии. Когда основатели Southwest Airlines разрабатывали свою стратегию предоставления услуг на рынке авиаперевозок малой протяженности, они ожидали, что смогут не допустить роста цен благодаря разработанной ими стратегии. Осуществляя перелеты только на короткие расстояния, компании требовался только один тип самолетов («Boeing-737»). Это означало меньшие затраты на обучения и эксплуатационные расходы, а также меньшие материально-производственные запасы деталей. Более того, во время перелетов на малые расстояния не требуется питание на борту. Кроме того, так как компания позиционировала себя перед клиентами как недорогой поставщик авнаперелетов, она могла сэкономить деньги, убрав услуги и удобства, которые клиенты, как правило, ожидают от более крупных авиакомпаний. Например, Southwest Airlines не предоставляет услуги бронирования билетов, экономя тем самым деньги на персонале и обслуживании компьютеров. При возможности компания использует второстепенные или альтернативные аэропорты, избегая высокой платы за посадку самолета, назначаемой крупными центральными аэропортами.
Модель управления издержками доказала свою эластичность во время спада, который произошел после 11 сентября 2001 г. Хотя крупные авиакомпании сообщали, что несут убытки, Southwest Airlines продолжала получать прибыль.Более того, успех Southwest Airlines побудил другие компании копировать этот подход в Европе и Соединенных Штатах. Easyjet в Великобритании и Ryan Air в Ирландии стали успешными европейскими авиаперевозчиками на короткие расстояния, используя такой же двухточечный маршрут и низкие тарифы, чтобы привлечь тех, кто путешествует в свободное время.
Во время подготовки этого задания модель бизнеса с низкими издержками доказала, что она не только может пережить тяжелые времена, но и быть единственным способом, благодаря которому авиакомпания может выжить и возможно, приносить в будущем прибыль. В 2004 г. Southwest Airlines заняли первое место по общему количеству пассажиров в США. Более того, компания продолжает быть прибыльной, в то время как три из десяти крупных авиалиний в США являются банкротами. В статье в «New York Times», посвященной этому явлению, приводится следующее высказывание профессора Джекдшда Шета (Jagdish Sheth): «У традиционной структуры удовлетворения потребностей ваших клиентов во всех видах перелетов нет никакого будущего. Конечно, повышение цен на топливо еще больше задело крупные авиалинии».
2. Снижете стоимости материалов. Производители постоянно пытаются снизить издержки за счет замены или изменения материалов. В отрасли напитков одним из заметных примеров является снижение размеров крышки у алюминиевой 12-унцевой банки. Перед окончанием процесса розлива каждая банка на конвейере проходит измерительное устройство, которое называется деректором высоты заполнения. Это устройство проверяет, налито ли в банку минимум 12 унций жидкости. Банки, в которых налито меньше жидкости, списываются. Измерительное устройство выбрасывает гамма-луч на четверть дюйма ниже уровня крышки банки. Так как необязательно заполнять банку до самой вершины банки, крышку можно сделать слегка меньше за счет гофрировании верхней части банки. Экономия от уменьшения используемого количества алюминия является значительной, учитывая миллионы банок, которые производятся каждый год (рис. 3.1).
Рисунок - 3.1 Использование банки с уменьшенной крышкой для достижения экономии сырья
3. Использование информационной технологии (IT) для снижения издержек. Начав как средство для механизации повседневных коммерческих процедур, таких как бухгалтерский учет, IT стали играть все большую роль в попытках компаний снизить издержки. Реальный прорыв в использовании IT для снижения издержек произошел в 1990-х гг. вместе с планированием ресурсов предприятий (ERF). Немецкая компания SAP была одной ИЗ первых, кто предложил услуги этого механизма, и сегодня продолжает быть лидером в этой отрасли. Похожий продукт предлагают и другие компании - Oracle и PeopleSoft.
Термин ERP обозначает программное обеспечение, которое позволяет компаниям интегрировать свое планирование, определение сроков, синхронизации контроль всей сети своего производственного процесса. Использование ERP помогло компаниям снизить издержки и увеличить выручку за счет до ставки нужных товаров в руки покупателей наиболее своевременным и эффективным образом. На сайте SAP (www.sap.com) приведены примеры того, как компании сэкономили свои деньги, используя товары и услуги SAP. Например, Лари Бергнер (Larry Bergner), вице-президент по технологии в компании Earthgrains Company (которая владеет и управляет 39 пекарнями и заводами по производству теста в США и 8 пекарнями и I заводом по производству теста в Европе), сказал, что использование продукции SAP «позволило нам контролировать наши расходы из одного центрального местоположения, позволив нам лучше управлять нашим оборотным капиталом. Также это дало нам возможность упростить этап закупки, мгновенно сэкономив нам миллионы долларов в год». Несомненно, подобная экономия была достигнута в результате использования товаров и услуг ERP, предоставляемых другими компаниями.
4. Снижение производственных издержек. Снижение издержек, возникающее в результате использования ERP, привлекло основное внимание со стороны популярной прессы и литературы по бизнесу. Однако существуют более специфические, но настолько же важные способы, которыми соответствующее программное обеспечение может помочь снизить издержки. Все больше компаний начинает требовать от своих сотрудников использовать пакеты программ для предоставления отчетов о командировках и расходах в электронном виде. Исследование, проводимые American Express, показали, что в 1998 г. компании США потратили более $175 млн на командировочные расходы и что использование электронного хранения данных может сократить издержки, связанные с обработкой отчетов, с $36,46 за бумажный отчет до всего лишь $7,91.12
5. Перемещение в страны или регионы с более низкой оплатой труда. Мы уже упоминали о том, как ряд американских компаний решили переместиться в регионы или страны с низкой заработной платой, чтобы снизить издержки на производство. Американские компании не единственные, кто прибегает к таким мерам снижения издержек. Японские компании перемещались во все части Южной Азии. Немецкие компании переезжали в страны Центральной Европы, такие как Польша, где заработная плата составляет менее одной десятой от средних ставок в Германии. Существуют и другие примеры, такие как австрийская компания, перемещающаяся в Словакию, и французская компания, сотрудничающая с немецкой компанией для производства продукции в Венгрии. Более того, производственные компании не единственные, кто может извлечь выгоду из перемещения в страны с низким уровнем оплаты труда. Стремительное развитие отрасли программного обеспечения произошло в Индии, в которой американские и европейские компании обнаружили, что заработная плата программиста составляет одну четвертую такого же программиста в США.
6. Поглощения, объединения и последующее уменьшение размеров.
7. Увольнения и закрытия предприятий. Иногда компании считают необходимым прибегнуть к простому увольнению работников и закрытию ряда предприятий. Упадок, наблюдавшийся весной 2001 г., дал начало многочисленным увольнениям во многих компаниях. Ford и Kodak были в числе наиболее заметных компаний, которым пришлось уволить тысячи своих работников.
Несмотря на то, что уменьшение размеров и реструктуризация отчасти стали для американских компаний образом жизни, они стали намного более распространены и в других частях света. В частности, управленческие попытки сократить издержки сильно задели, в частности, Японию. Японским работникам, которые привыкли к «пожизненной занятости», было очень сложно свыкнуться с этим. Однако постепенно меры становятся более приемлемыми в качестве неизбежного инструмента менеджмента. Недавний успех высшего руководства Renault с улучшением Nissan Motors, компании, в которой они владеют значительной частью акций, приводится в качестве примера того, как увольнения могут сыграть важную роль в возрождении японской компании, находящейся в упадке.
ЗАДАНИЕ к кейсу:
- Показать модели поведения экономических агентов и рынков.
- Осуществить анализ существующей стратегии и разработать стратегию развития организации на основе современных методов и передовых научных достижений.
- Показать модель принятия управленческих решений руководством организации.